Декларация пожарной безопасности кто должен делать арендатор или арендодатель

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Декларация пожарной безопасности кто должен делать арендатор или арендодатель». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Кто отвечает за пожарную безопасность — принципиально.

За нарушение штрафуют по ст. 20.4 КоАП РФ. Это делают инспекторы МЧС после проверки. Проверить могут планово — раз в три года, и внепланово — по жалобам клиентов, работников и соседей.

Штрафы такие:

Для физлиц Для директоров ООО Для ИП Для ООО
Предупреждение или штраф от 2 000 до 3 000 ₽ Штраф от 6 000 до 15 000 ₽ Штраф от 20 000 до 30 000 ₽ Штраф от 150 000 до 200 000 ₽

Если косяки нашли после пожара, штрафы выше. Плюс предприниматель компенсирует деньгами потери от огня и тушения: сгоревший товар соседей, залитый ремонт, лечение людей или что похуже.

  1. Проверьте свой договор аренды. Если отвечаете за противопожарные меры вы, стоит озаботиться. Как минимум нужно купить первичные средства тушения.

  2. Отлично, если в договоре аренды прописаны конкретные обязанности арендатора и собственника по пожарной безопасности. Так предприниматель точно знает, что купить в помещение и за чем следить. Заключаете новый договор аренды — договоритесь с собственником и пропишите обязанности арендатора максимально точно.

    В договоре пишут примерно так:

    «Арендатор обязан оборудовать помещение огнетушителями, планами эвакуации, пожарной сигнализацией и указателями выхода. За остальные требования пожарной безопасности в помещении, установленные действующим законодательством, ответственность несёт арендодатель.

    Арендатор несёт ответственность за эксплуатацию электрооборудования».

  3. Для установки пожарной сигнализации возьмите с собственника письменное согласие. Договоритесь о компенсации: арендатору заплатят за установку или снизят размер арендной платы. Проследите, чтобы в договоре аренды не было запрета на возмещения неотделимых улучшений по ст. 623 ГК РФ. Еще согласие понадобится на ремонт и перепланировку.

В документе содержится оценка соответствия конкретного здания нормам пожарной безопасности и информация о том, какие меры принимаются для ее обеспечения. Требование о разработке и регистрации декларации пожбезопасности (ДПБ) выдвигает ч. 5 ст. 6 123-ФЗ. В Приказе МЧС России №171 от 16.03.2020 перечислено, кому нужна декларация пожарной безопасности (документ заменяет ранее действовавший приказ МЧС №91 от 24.02.2009 и вступил в силу 28.04.2020 года):

  • собственники сооружений;
  • субъекты, владеющие зданием на основании договоров и проч.

Требования закона в отношении зданий, по которым надо заполнять ДПБ, перечислены в пункте 1, ст. 64 №123-ФЗ. Закон исключает здания класса опасности Ф1.3 и Ф1.4:

  • жилые многоквартирные дома;
  • одноквартирные дома (блокированные).

В перечень декларируемых не включены здания, для которых не предусмотрена экспертиза проектной документации. В соответствии с ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса экспертиза и разработка пожарной декларации не проводится в отношении таких объектов:

  • садовых домов, объектов ИЖС;
  • домов не выше 3 этажей, из нескольких блоков (не больше десяти), для одной семьи, которые располагаются на отдельном участке земли и имеют выход на территорию общего пользования. Строительство или реконструкция таких домов производится без привлечения бюджетных средств;
  • отдельно стоящих объектов капстроительства не выше 2 этажей, с общей площадью не более 1500 кв.м., не предназначенных для проживания или производственной деятельности. Исключения — особо опасные, технически сложные или уникальные объекты;
  • отдельно стоящих объектов капстроительства не выше 2 этажей, с общей площадью не более 1500 кв.м. для осуществления производственной деятельности
    • не требующие устройства санитарно-защитных зон;
    • требуются или установлены такие зоны. Исключения — те же, что и в предыдущем пункте;
  • буровых скважин.

Документ регистрируется уполномоченным органом в течение восьми дней после принятия заявления. В этот срок входит:

  • принятие решения о регистрации ДПБ или отказе — пять дней;
  • направление заявителю его экземпляра декларации ПБ или уведомления об отказе — три дня.

Если документ заполнен неверно, его возвращают с указанием на ошибки, после исправления которых его снова подают на регистрацию.

В ходе регистрации проверяется только правильность заполнения разделов. Достоверность данных устанавливается во время объектных проверок.

Согласно действующему техническому регламенту, п.5, ст. 6 определен перечень лиц, которые должны разработать и подать декларацию пожарной безопасности. В нем указано, что это – собственник объекта или иное лицо, которое владеет данной недвижимостью на правах оперативного управления, хозяйственного ведения или иного законного основания, предусмотренного договором или ФЗ. Следовательно, в этом пункте предусматривается возможность, что подать декларацию может не только собственник, вопрос, перекладывается ли эта обязанность на арендатора?

Оказывается, ответ на него содержится в формулировках договора аренды. Согласно ГК документ предусматривает две формы – временное пользование или временное владение и пользование. Первый вариант подходит для тех случаев, когда арендатору предоставляется помещение, пригодное для хозяйственной деятельности без ремонта и оснащения, второй – когда сдаются голые стены и арендатор вынужден привести характеристик помещения в соответствие с предполагаемым родом деятельности. Исходя из требований закона, он-то как раз и должен разрабатывать и подавать декларацию, тогда как тот, кто арендует помещение на правах временного пользования, может этого и не делать, так как ответственным будет собственник.

  • Как выстроить отношения с регоператором
  • Офис: перечень отходов и документация
  • Как снизить плату за ТКО?
  • Требования природоохранного законодательства к объектам НВОС разных категорий

До того, как взять в аренду нежилое помещение, важно оценить все возможные риски, а также установить в каком объеме законодательно и в силу договора каждая сторона их понесет. Данная оценка положительно повлияет на дальнейшее взаимодействие сторон договора, а также поможет избежать возможные споры об ответственности.

Юристы ЮБ «Аргументъ» рекомендуют осмотреть помещение на предмет возможных нарушений до того, как брать его в аренду. Большое число недостатков, которое впоследствии могут стать причиной наложения штрафов, возможно выявить, проведя визуальный осмотр.

Юристы советуют арендатору обращать внимание на датчики дыма, наличие или отсутствие пожарной сигнализации, исправность проводки и другие характеристики помещения. Разумно будет затребовать у собственника документы на здание, чтобы определить категорию здания и, соответственно, определить требования в данной сфере и ее безопасности.

Новая форма пожарной декларации: разъяснения и пример заполнения

Законодательство устанавливает, что ответственность за пожарную безопасность возлагается на:

  • собственника имущества;
  • лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, включая руководителей организаций;
  • лица, назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
  • иные лица, указанные федеральным законодательством.

Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за 2006 год содержит пояснения относительно того, что стороны договора аренды имеют возможность самостоятельно установить того, кто будет ответственен за пожарную безопасность.

Юристы отмечают, что в большинстве случаев арендодатель старается максимальное количество обязанностей возложить на арендатора.

Однако обязанность арендатора по соглашению, заключенного между сторонами, нести ответственность по предписаниям МЧС, не значит, что он отвечает за систему пожарной безопасности всего здания, в том числе за площади, которые не входят в договор. Данное положение договора будет действовать, если арендованное помещение имеет собственные коммуникации. Если здание имеет единую систему сигнализации, доступ к которой принадлежит арендодателю, то он и несет ответственность в случае ее неисправности.

  • Вопрос-ответ (3)
  • ГО, ЧС и пожарная безопасность (1)
  • Нормативно-правовая база (2)
  • Охрана труда (2)
  • Промышленная безопасность (5)
  • Секторы экономики (3)
  • Экология (4)

Технический регламент статьей 64 определяет, что правом разработки декларации пожарной безопасности, в том числе и в проведении расчетов пожарных рисков, обладает застройщик либо тот, кто осуществляет подготовку проектных документов. В случае же если объект уже существует, то оформлять декларацию должен непосредственно сам собственник или владеющее объектом защиты лицо, имеющее право на пожизненное наследование владения.

ДПБ разрабатывается в соответствии с положениями ст. ст. 6, 64 Регламента. Форма и правила заполнения декларации определены положениями Приказа МЧС России от 24.02.2009 N 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности».

В каких целях разрабатывается пожарная декларация?

ДПБ разрабатывается для повышения уровня ответственности лиц, обеспечивающих пожарную безопасность на своем объекте.

Поэтому согласно п. 3 Приказа МЧС России N 91 пожарная декларация разрабатывается и представляется собственником объекта защиты или лицом, владеющим объектом на законном основании — на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на ином законном основании (далее — владелец объекта). Владелец объекта должен уметь правильно выбрать способ защиты от возгорания, обеспечить безопасность людей.

Согласно ч. 2 ст. 49 ГрК РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации некоторых видов жилых домов, многоквартирных домов, а также отдельно стоящих объектов капитального строительства высотой не более 2 этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 кв. м (за исключением особо опасных, технически сложных или уникальных объектов):

  • которые не предназначены для проживания и осуществления производственной деятельности;
  • которые предназначены для осуществления производственной деятельности и не требуют установления санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, где они расположены, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон.

Следовательно, для таких объектов не требуется разрабатывать и утверждать пожарную декларацию.

Кто отвечает за пожарную безопасность в арендуемом помещении

Владелец объекта может сам разобраться, что такое пожарная безопасность объекта, какие требования должны соблюдаться и соблюдаются ли они конкретно на его объекте. На основании полученных сведений он может самостоятельно оценить, насколько его объект и применяемые технологии безопасны для персонала, а также для третьих лиц. Указанные требования собственник и излагает в декларации. Установлена ли на объекте противопожарная сигнализация? Находится ли она в рабочем состоянии? Прошел ли персонал соответствующий инструктаж? И так далее. Вопросы довольно просты.

Форма и Порядок регистрации ДПБ утверждены Приказом МЧС России N 91.

ДПБ включает в себя информацию об объекте защиты по трем разделам: «Оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты», «Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара», «Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых обеспечивается на объекте защиты».

К третьим лицам могут относиться физические и юридические лица (арендаторы, посетители, соседи и т.п.), имущество которых может пострадать во время пожара на объекте защиты.

При заполнении раздела об ущербе собственник объекта исходит из своих расчетов по оценке возможного ущерба для чужого имущества (именно имущества, а не здоровья) либо использует реквизиты документов страхования (в этом случае к ДПБ прилагается копия страхового полиса, если оценка проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).

Самым объемным разделом в декларации является перечень Федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых обеспечивается на объекте защиты.

Перечислим эти Законы и документы:

  1. Регламент;
  2. Закон о техническом регулировании;
  3. Правила расчетов;
  4. Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме» (вместе с Правилами противопожарного режима в РФ);
  5. Приказ МЧС России N 91;
  6. Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности, утвержденная Приказом МЧС России от 30.06.2009 N 382;
  7. Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах, утвержденная Приказом МЧС России от 10.07.2009 N 404;
  8. СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденный Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171;
  9. СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты», утвержденный Приказом МЧС России от 21.11.2012 N 693 (внимание: в некоторых методичках указан устаревший СП; далее аналогичные случаи будут помечены знаком «!»);
  10. СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре», утвержденный Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 173;
  11. СП 4.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожаров на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденный Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288;
  12. СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденный Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175;
  13. СП 6.13130 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности», утвержденный Приказом МЧС России от 21.02.2013 N 115 (!);
  14. СП 7.13130 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности», утвержденный Приказом МЧС России от 21.02.2013 N 116 (!);
  15. СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденный Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 178;
  16. СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации», утвержденный Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 179;
  17. СП 10.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности», утвержденный Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 180;
  18. СП 12.13130.2009 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности», утвержденный Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 182;
  19. СП 13.13130.2009 «Атомные станции. Требования пожарной безопасности», утвержденный Приказом МЧС России от 07.09.2009 N 515;
  20. ГОСТ Р 53292-2009 «Огнезащитные составы и вещества для древесины и материалов на ее основе. Общие требования. Методы испытаний», утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 18.02.2009 N 68-ст;
  21. ГОСТ Р 53295-2009 «Средства огнезащиты для стальных конструкций. Общие требования. Метод определения огнезащитной эффективности», утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 18.02.2009 N 71-ст.

В перечне должны быть указаны не просто документы, а конкретные нормы (пункты и описания требований), которые податель декларации обязуется выполнять на своем объекте. Для этого ему необходимо изучить документацию, требования которой распространяются на объект. В качестве шаблона можно использовать типовые формы и готовые декларации и взять список оттуда, предварительно убрав невыполнимые на данные момент требования или требования, в которых нет необходимости. На сайтах различных организаций размещены примеры заполнения ДПБ для объектов защиты различного функционального назначения. Однако некоторые декларации заполнены по устаревшей форме, в них не указаны последние нормы. Поэтому образцы лучше брать на сайте МЧС (Деятельность/Государственные услуги/Декларирование пожарной безопасности).

Юридическое лицо, заполняющее ДПБ, несет полную ответственность за достоверность декларации. Выполнение указанных норм контролируется впоследствии при плановой проверке . Если пожарный инспектор обнаружит невыполнение задекларированных норм, на организацию будет наложен штраф.

В соответствии с п. 12 Приказа МЧС России N 91.

Примечание. При плановой проверке инспектор может запросить ДПБ, даже если в распоряжении о проведении проверки требование о представлении этого документа отсутствует.

Декларация пожарной безопасности: что такое, кто делает, куда подавать

В постановлениях Правительства прописано, что за безопасность в ответе владелец здания или помещения. Однако нередко возникают недопонимания: арендатор перепрофилировал оснащенное средствами безопасности помещение или повредил оборудование. Как собственнику доказать, что все средства пожаротушения были? Подробно описать это в договоре.

Нелишним будет пункт о том, что съемщик обязан поддерживать вверенное имущество, в том числе по ПБ, в надлежащем состоянии. В этом случае судьи будут опираться на конкретные пункты договорной документации, избежать ответственности у арендатора не выйдет. Как поделить обязанности? Только по договоренности.

Пример может быть следующим.

Человек, который снимает оборудованное помещение, отвечает за:

  • проведение занятий по технике безопасности и охране труда с персоналом;
  • ведение отчетной документации (спецжурнала по учету средств пожаротушения, образец 2018–2019 годов есть в свободном доступе);
  • ремонт противопожарного оборудования;
  • прохождение проверок инспекторами;
  • поддержание пожарной сигнализации в рабочем состоянии.

Важно указать в договоре ответственность съемщика за недочеты при проверках.

Это может быть:

  • отсутствие планов эвакуации людей в случае ЧП;
  • захламление запасных ходов;
  • отсутствие огнетушителя, песка, пожарного щита.

Стоит отметить, что отсутствие сигнализации в некоторых случаях допустимо.

К ее установке есть конкретные требования, а именно:

  1. Система оповещения нужна в одноэтажных помещениях, превышающих по площади 3,5 тысячи квадратных метров. Еще одно условие – это размещение на территории здания торговых точек и подсобок.
  2. Сигнализация обязательно монтируется в двухэтажных объектах, превышающих по площади 3,5 тысячи квадратных метров.

Несчастный случай все-таки произошел? Ответственность разделится между двумя сторонами. Если проверка покажет, что один из предпринимателей нарушил договоренности, то возмещать ущерб будет именно он.

Если же стороны пренебрегли включением в договорную документацию конкретизирующих пунктов, большая часть расходов по реконструкции помещения ляжет на плечи владельца. Арендатор выплатит минимальную сумму, и то в том случае, если арендодатель докажет его вину в суде.

Кто ответит за пожарную безопасность: арендатор или собственник?

Несмотря на простоту для понимания предписаний современного законодательства, в Москве в 2018 году все же остается актуальным вопрос для граждан о том, как заключать договор аренды, чтобы в нем четко была установлена надлежащая ответственность за пожарную безопасность, и чтобы в соответствии с этим стороны несли ответственность за последствия строго по установленным ранее для себя обязательствам.

пожарная безопасность

аренда, арендатор, арендодатель, пожарная безопасность, ответственность по договору

Written by: Андрей Ларин

До того, как взять в аренду нежилое помещение, важно оценить все возможные риски, а также установить в каком объеме законодательно и в силу договора каждая сторона их понесет. Данная оценка положительно повлияет на дальнейшее взаимодействие сторон договора, а также поможет избежать возможные споры об ответственности.

Юристы ЮБ «Аргументъ» рекомендуют осмотреть помещение на предмет возможных нарушений до того, как брать его в аренду. Большое число недостатков, которое впоследствии могут стать причиной наложения штрафов, возможно выявить, проведя визуальный осмотр.

Юристы советуют арендатору обращать внимание на датчики дыма, наличие или отсутствие пожарной сигнализации, исправность проводки и другие характеристики помещения. Разумно будет затребовать у собственника документы на здание, чтобы определить категорию здания и, соответственно, определить требования в данной сфере и ее безопасности.

Плановые проверки осуществляются раз в три года. Основания для них:

  • Ввод в эксплуатацию новой постройки.
  • Изменение класса пожарной безопасности.
  • Предыдущая проверка была проведена более трех лет назад.

Некоторые учреждения проверяются чаще из-за повышенной важности пожарной безопасности. Это образовательные и социальные учреждения, субъекты здравоохранения. Частота контрольных мероприятий в данном случае установлена Постановлением Правительства от 23.11.2009 г. №944. Субъекты, специализирующиеся на предоставлении дошкольного образования, могут проверяться раз в год.

Рассмотрим основания для организации внеплановой проверки:

  • Завершение срока выполнения положений предписания, выданного пожарным надзором раньше.
  • Введение специального противопожарного режима.
  • Ввод в эксплуатацию помещения после строительства здания.
  • Завершение капитального ремонта.
  • Поступление жалоб.
  • Стало известно, что компания нарушает правила ПБ.

Основная особенность проверки – выездной характер. То есть инспекторы приезжают в компанию сами.

Проверки подразделяются на виды в зависимости от периодичности их проведения:

  • Плановые. Проводятся редко и вне зависимости от наличия правонарушений. Компания может быть идеальной с точки зрения безопасности, но проверять ее будут в любом случае.
  • Внеплановые. Назначаются при наличии конкретных обстоятельств. К примеру, компания ввела в эксплуатацию новое помещение. Оно должно быть проверено на предмет пожарной безопасности. О контрольном мероприятии руководитель уведомляется за 24 часа.

Контрольные мероприятия подразделяются на виды в зависимости от характера их проведения:

  • Документарная. В этом случае осуществляется проверка документов, связанных с пожарной безопасностью.
  • Выездная. Инспекторы осматривают помещения компании.

И о плановой, и о внеплановой проверке руководитель узнает незадолго до ее проведения. У сотрудников просто не остается времени на принятие мер по устранению нарушений. Поэтому к мероприятию нужно готовиться заблаговременно.

Существуют нормативные акты, регулирующие именно пожарную безопасность. Они устанавливают определенные требования по отношению к компании. Фирма проверяется на соответствие этим требованиям. Пожарный надзор проверяет следующие аспекты:

  • Наличие приказа управленца о назначении сотрудников, ответственных за соблюдение пожарной безопасности, и исполнение положений этого документа.
  • Приказ управленца о назначении инструктажа специалистов касательно вопросов пожарной безопасности.
  • Приказы о периодичности инструкций и тренировок.
  • Порядок отключения электроэнергии в ситуации возгорания.
  • Помещения, которые предназначены для курения, отдыха, хранения материалов.
  • Финансовый план на организацию пожарной безопасности.

Рассмотрим бумаги, которые, скорее всего, будут проверены надзорными органами:

  • Приказы о назначении ответственных лиц, утверждении плана обучения пожарной безопасности.
  • Инструкции по действиям при возгорании, по проверке рабочего места по окончании дня, по эксплуатации техники.
  • Журналы по вводному инструктажу, пожарной безопасности на рабочем месте, контролю над состоянием помещения.
  • Учет инструментов, нужных для тушения возгорания.
  • Разрешение на осуществление деятельности, аренду.
  • Сертификаты на технику, инструменты для тушения возгораний.

Полный перечень бумаг, касающихся пожарной безопасности, можно уточнить у представителей противопожарных структур.

К нежилым помещениям предъявляются следующие требования:

  • Наличие инструментов для тушения возгораний.
  • Наличие схем эвакуации, расположенных на видных местах.
  • Наличие табличек, обозначающих пути эвакуации при пожаре, расположение огнетушителей, кранов.

Все обозначения предназначены для обеспечения успешной эвакуации при возгорании.

Противопожарные требования предъявляются не только к самим помещениям, но и к прилегающим к ним территориям. Рассмотрим эти требования:

  • Отсутствие мусора и прочего сора, который может легко воспламениться.
  • Незагороженные эвакуационные выходы.
  • Качественное освещение.

На прилегающих территориях нельзя разжигать костры ближе 50 метров от зданий.

Что такое декларация пожарной безопасности и как ее составить?

Офисные помещения и здания относятся к объектам с постоянным пребыванием людей (штатных сотрудников, посетителей). Точный перечень требований в пожарной безопасности будет зависеть от следующих факторов:

  • характеристики здания, его категория пожарных рисков;
  • планировочные и объемные решения здания, помещений;
  • численность людей, которые могут одновременно находится на объекте.

Если помещение под офис передается в аренду, при подписании договора и акта нужно проверить надлежащее состояние объекта, его соответствие требованиям пожарной безопасности. Например, если в помещении нет датчиков пожарной сигнализации и элементов системы оповещения, оно не отвечает требованиям безопасности. Получив такое помещение, арендатору придется самому выполнять работы и проводить мероприятия, прежде чем допускать сотрудников к работе. Поэтому внимательно относительно в проверке помещений при оформлении документов по аренде.

Перечень обязательных требований по пожарной безопасности для офисных зданий и помещений определен Законом № 123-ФЗ, Постановлением № 1479 (скачать), различными СП и ГОСТ. Вот самые важные моменты:

  • руководитель обязан разработать и утвердить локальные акты, описывающие правила противопожарного режима;
  • в каждом офисном помещении должны быть пожарные извещатели, огнетушители;
  • на видных местах этажей и в помещениях размещаются планы эвакуации, в соответствии с которыми нужно действовать при возникновении пожара;
  • в помещениях и на этажах размещаются элементы системы оповещения и управления эвакуацией (табло, указатели, громкоговорители и т.д.);
  • для ремонта и отделки офисных помещений нужно использовать материалы, имеющие необходимые разрешительные документы (например, на многие виды отделочных материалов необходимо иметь пожарный сертификат или декларацию по Закону № 123-ФЗ);
  • в помещениях разрешено использовать только исправные электроприборы и оборудование, а сотрудники должны быть знакомы с правилами безопасности при их эксплуатации;
  • приказом руководителя или правилами пожарной безопасности определяются места для курения (за пределами здания или в изолированных проветриваемых помещениях с системой вентиляции).

Если вы впервые занимаетесь обеспечением пожарной безопасности офиса, рекомендуем воспользоваться услугами наших экспертов. Это проще и быстрее, чем самостоятельно изучать требования законодательства, рисковать штрафами со стороны госпожнадзора.

Если помещение эксплуатируется с нарушением правил пожарной безопасности, то ответственность за это несет в том числе его собственник (ч. 1 ст. 38 Закона о пожарной безопасности).

При передаче помещения в аренду вы в силу п. 4 ст. 421 ГК РФ можете согласовать условие об обязанностях арендатора соблюдать требования пожарной безопасности. Это позволит вам снизить:

  • затраты (например, на замену электропроводки, приобретение огнетушителей);
  • риск привлечения вашей организации к гражданско-правовой ответственности, если в результате пожара в арендованном помещении будет причинен вред имуществу арендатора или третьих лиц.

Однако такое условие договора не освободит вас от административной ответственности (штрафа) за нарушение правил пожарной безопасности. Это подтверждается судебной практикой (см., например, Постановление ВС РФ от 16.09.2014 по делу N 304-АД14-334, А46-12275/2013).

Арендатор является лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности в силу ч. 1 ст. 38 Закона о пожарной безопасности. Поэтому его так же, как и арендодателя, могут привлечь к ответственности за нарушение указанных требований.

В законе нет указания на то, в каком случае следует привлечь к ответственности арендодателя, а в каком — арендатора. При этом ч. 1 ст. 38 Закона о пожарной безопасности не исключает возможности наказать и того, и другого. Можно предположить, что если в договоре распределены обязанности по обеспечению правил пожарной безопасности, к ответственности за их нарушение должно быть привлечено лицо, которое не выполнило свою обязанность. Если такое условие не согласовано, то ответственность за нарушение требований пожарной безопасности может быть возложена как на арендодателя, так и на арендатора. Все будет зависеть от того, чье действие (бездействие) образует состав административного правонарушения.

Как арендатору обезопасить себя от ответственности за нарушение требований пожарной безопасности

Арендатору лучше всего вопрос о пожарной безопасности поднять до заключения договора аренды и приемки помещений. Важно понимать, есть ли нарушения пожарной безопасности на объекте, в котором они расположены, и какие меры нужно принять для устранения нарушений. Если выяснится, что нарушения есть, рекомендуем выбрать наиболее приемлемый для вас вариант:

  • самостоятельно устраните выявленные нарушения после заключения договора;
  • согласуйте условие об обязанности арендодателя их устранить;
  • откажитесь от заключения договора аренды этого помещения.

В ваших интересах принять на себя обязанность по обеспечению пожарной безопасности только в отношении мероприятий режимного характера (например, обеспечить наличие планов эвакуации). Мероприятия капитального характера рекомендуем возложить на арендодателя.

МЧС России также рекомендует перед заключением договора аренды проконсультироваться в органе ФГПН по вопросу пригодности данного помещения для осуществления конкретного вида предпринимательской деятельности (п. 2 подраздела 1.3 Докладов, утвержденных МЧС России 16.10.2017).

По введенной в действие приказом 91 МЧС форме декларация пожарной безопасности составляется для:

  • заведений здравоохранения (амбулаторий и стационаров);
  • зданий, которым присвоен класс пожарной опасности на уровне Ф1.1;
  • объектов капстроительства, требующих проведения госэкспертизы по градостроительным нормам. Об исключениях из этого пункта мы поговорим ниже;
  • корпусов интернатов для детей, школ, лагерей отдыха, детских садов, в которых находятся спальни;
  • заведений по уходу за престарелыми гражданами, которые организованы по неквартирному типу.

МЧС установило, что декларация пожарной безопасности (бланк приводится в приказе 91), не нужна для отдельных 1-3-этажных домов:

  • в которых проживает одна семья;
  • состоящих максимум из 10 жилых блоков (блокированная застройка) при условии выполнения таких требований:
    • в каждом отдельном блоке проживает одна семья;
    • у жилых блоков есть общие стены либо они располагаются впритык, между ними нет проемов;
    • здание построено на отдельном участке земли;
    • жильцы беспрепятственно выходят из здания на общую территорию.
  • которые состоят из 1-4 блок-секций, состоящих из нескольких квартир с общими помещениями. При этом все блок-секции должны быть снабжены отдельными подъездами, которые дают возможность жильцам свободно выходить на общую территорию.

и для 1- и 2- этажных отдельно стоящих зданий и сооружений:

  • не приспособленных для жилья и работ по производству какой-либо продукции;
  • предназначенных для ведения производственной деятельности, при этом для них установление границ санитарных зон не требуется вообще, либо эти зоны установлены, а их пределы ограничены границами участков, где располагаются строения;
  • не имеющих особо опасных свойств;
  • не являющихся уникальными;
  • не относящихся к технически сложным;
  • имеют общую площадь до 1,5 тыс. кв. м.

Здесь указывают значения пожарного риска и перечисляют фактические мероприятия по пожарной безопасности. Оценка пожарного риска достаточно сложный процесс, при котором необходимо:

  • рассчитать вероятность пожара;
  • рассчитать вероятность успешной эвакуации людей из здания;
  • оценить воздействие на людей поражающих факторов пожара;
  • оценить меры, которые приняты для снижения частоты пожаров и их последствий.

Индивидуальный пожарный риск для человека, который находится в наиболее удаленной от выхода части здания, не должен быть больше одной миллионной в год (Статья 79 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Заполнять раздел 1 не всегда необходимо. Рассчитывать пожарный риск не нужно, если:

  • объект введен в эксплуатацию до вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ;
  • на объекте выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами (Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании») и другими нормативными документами, о которых будет сказано ниже.

Совет.
В разделе 3 декларации перечисляют не только те требования по пожарной безопасности, которые выполнены в вашей организации, но и те, которые должны выполняться согласно нормативным документам. Здесь указывают также мероприятия, обеспечивающие безопасность людей: пути эвакуации, наличие систем обнаружения и оповещения о пожаре и т. д. Консультацию по этим вопросам можно получить в отделениях Государственного пожарного надзора.

Ответственность от возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара можно застраховать. Тогда в разделе 2 указывают реквизиты документов страхования. Когда ответственность не застрахована, то предполагаемый ущерб оценивают самостоятельно и указывают его размер в рублях. Если на вашем объекте нет арендаторов, чужого имущества и соблюдены нормативные противопожарные расстояния между зданиями, смело пишите, что возможный ущерб исключен. В противном случае поставьте примерную стоимость такого имущества.

Обычно декларацию составляет застройщик, если это проектируемый объект, или собственник, если это существующий объект. Самой трудной будет процедура оценки пожарных рисков. Чтобы ее провести, нужно иметь довольно глубокие знания по пожарной безопасности.

Есть две методики, по которым определяют пожарный риск:

  • для производственных объектов используют методику, утвержденную приказом МЧС России от 10 июля 2009 г. № 404;
  • для остальных зданий, сооружений и строений различных классов функциональной пожарной опасности применяют методику, утвержденную приказом МЧС России от 30 июня 2009 г. № 382.
  • Ф1 – здания для постоянного проживания и временного пребывания людей, в том числе:
    • Ф1.1 – здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций;
    • Ф1.2 – гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов;
    • Ф1.3 – многоквартирные жилые дома;
    • Ф1.4 – одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные;
  • Ф2 – здания зрелищных и культурно-просветительных учреждений, в том числе:
    • Ф2.1 – театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие подобные учреждения с расчетным числом посадочных мест в закрытых помещениях;
    • Ф2.2 – музеи, выставки, танцевальные залы и другие подобные учреждения в закрытых помещениях;
    • Ф2.3 – театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие учреждения с расчетным числом посадочных мест на открытом воздухе;
    • Ф2.4 – музеи, выставки, танцевальные залы и другие подобные учреждения на открытом воздухе;
  • Ф3 – здания организаций по обслуживанию населения, в том числе:
    • Ф3.1 – здания организаций торговли;
    • Ф3.2 – здания организаций общественного питания;
    • Ф3.3 – вокзалы;
    • Ф3.4 – поликлиники и амбулатории;
    • Ф3.5 – помещения для посетителей организаций бытового и коммунального обслуживания с нерасчетным числом посадочных мест для посетителей;
    • Ф3.6 – физкультурно-оздоровительные комплексы и спортивно-тренировочные учреждения с помещениями без трибун для зрителей, бытовые помещения, бани;
  • Ф4 – здания научных и образовательных учреждений, научных и проектных организаций, органов управления, в том числе:
    • Ф4.1 – здания общеобразовательных и образовательных учреждений дополнительного образования детей, образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;
    • Ф4.2 – здания образовательных учреждений высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;
    • Ф4.3 – здания органов управления учреждений, проектно-конструкторских организаций, информационных и редакционно-издательских организаций, научных организаций, банков, контор, офисов;
    • Ф4.4 – здания пожарных депо;
  • Ф5 – пожарные отсеки производственного или складского назначения, входящие в состав зданий с классами Ф1, Ф2, Ф3, Ф4, в том числе:
    • – Ф5.1 – производственные здания, сооружения, производственные и лабораторные помещения, мастерские;
    • Ф5.2 – стоянки для автомобилей без технического обслуживания и ремонта;
    • Ф5.3 – сельскохозяйственные здания.

Декларация пожарной безопасности подтверждает соответствие выпускаемого в обращение товара конкретным требованиям:

  • Огнестойкость;
  • Горючесть;
  • Дымообразующая способность;
  • Токсичность продуктов горения и так далее.

Разрешение (сертификат или декларация) необходимо для законного производства, импорта и распространения товаров.

Под действие ФЗ-123 попадают различные строительные и отделочные материалы, включая напольные покрытия. В свою очередь, ТР ЕАЭС 043/2017 распространяется на все средства пожаротушения и пожарозащиты. Оба нормативных документа предусматривают либо сертификацию, либо декларирование пожарной безопасности. Разрешения выданные по ТР ЕАЭС действуют на всей территории Евразийского экономического союза, по ФЗ-123 – только в России.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *