Норматив потребления электроэнергии на 1 человека без счетчика с 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Норматив потребления электроэнергии на 1 человека без счетчика с 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3168; 2013, N 16, ст. 1972; 2015, N 9, ст. 1316; 2016, N 27, ст. 4501; 2017, N 2, ст. 338; N 11, ст. 1557; 2019, N 1, ст. 4; N 9, ст. 841; N 21, ст. 2590).

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

Нормативы потребления электрической энергии 2021

1. Пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6. Предоставление коммунальных услуг потребителю

осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9-12 настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее — конклюдентные действия).

Поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.

Управляющая организация, а также товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив (далее товарищество или кооператив) предоставляют ресурсоснабжающим организациям, поставляющим коммунальные ресурсы в многоквартирный дом, сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, направляют уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.

В случае отсутствия у потребителя в нежилом помещении письменного договора ресурсоснабжения, предусматривающего поставку коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме, заключенного с ресурсоснабжающей организацией, объем коммунальных ресурсов, потребленных в таком нежилом помещении, определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев бездоговорного потребления (самовольного пользования).

Положения третьего и четвертого абзацев настоящего пункта не распространяются на лиц, являющихся собственниками площадей, отведенных в многоквартирном доме под машино-места.


Установлен порядок для расчета платы за отопление в многоквартирном доме (МКД), в котором все помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой инженерной системы отопления, что подтверждено технической документацией на дом. Приведены формулы для ее расчета.

В перечень сведений, представляемых ресурсоснабжающим организациям для начисления платы за коммунальные услуги, включены данные, подтверждающие отсутствие в помещениях, входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, отопительных приборов или иных теплопотребляющих элементов внутридомовой инженерной системы отопления.

Постановление вступает в силу со дня опубликования.

01.01.2021 30.06.2021 01.07.2021 31.12.2021
Однотарифный учёт с применением одноставочного тарифа 4,87 5,15
Двухтарифный учёт с применением тарифа, дифференцированного по зонам суток
ночная зона Т2
(23.00-7.00)
1,63 1,74
дневная зона Т1
(7.00-23.00)
5,60 5,92
Многотарифный учёт с применением тарифа, дифференцированного по зонам суток
ночная зона Т2
(23.00-7.00)
1,63 1,74
полупиковая зона Т3
(10.00-17.00; 21.00-23.00)
4,87 5,15
пиковая зона Т1
(7.00-10.00; 17.00-21.00)
5,84 6,18

Как оплачивается потребление электроэнергии без счетчика?

с 01.01.2021 по 30.06.2021 с 01.07.2021 по 31.12.2021
Показатель (группы потребителей с разбивкой по ставкам и дифференциацией по зонам суток) Цена (тариф) в руб./кВтч Цена (тариф) в руб./кВтч
1. Городское население
Круглосуточно 5,66 5,92
2. Население, проживающее в домах, оборудованных стационарными электроплитами
Круглосуточно 4,87 5,15
3. Население, проживающее в сельских населенных пунктах и приравненные к ним
Круглосуточно 3,96 4.14
4. Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан
Круглосуточно 3,96 4.14
5. Потребители, приобретающих электроэнергию для использования в хозяйственных постройках (погреба, сараи)
Круглосуточно 5,66 5,92
с 01.01.2021 по 30.06.2021 с 01.07.2021 по 31.12.2021
Показатель (группы потребителей с разбивкой по ставкам и дифференциацией по зонам суток) Цена (тариф) в руб./кВтч Цена (тариф) в руб./кВтч
1. Городское население
Дневная зона (пиковая и полупиковая) Т1 07:00 — 23:00 6,51 6.81
Ночная зона (пиковая и полупиковая) Т2 23:00 — 07:00 2,32 2,48
2. Население, проживающее в домах, оборудованных стационарными электроплитами
Дневная зона (пиковая и полупиковая) Т1 07:00 — 23:00 5,60 5,92
Ночная зона (пиковая и полупиковая) Т2 23:00 — 07:00 1,63 1.74
3. Население, проживающее в сельских населенных пунктах и приравненные к ним
Дневная зона (пиковая и полупиковая) Т1 07:00 — 23:00 4,55 4,76
Ночная зона (пиковая и полупиковая) Т2 23:00 — 07:00 2,06 2,20
4. Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан
Дневная зона (пиковая и полупиковая) Т1 07:00 — 23:00 4,55 4.76
Ночная зона (пиковая и полупиковая) Т2 23:00 — 07:00 2,32 2.48
5. Потребители, приобретающих электроэнергию для использования в хозяйственных постройках (погреба, сараи)
Дневная зона (пиковая и полупиковая) Т1 07:00 — 23:00 6,51 6.81
Ночная зона (пиковая и полупиковая) Т2 23:00 — 07:00 2,32 2,48
с 01.01.2021 по 30.06.2021 с 01.07.2021 по 31.12.2021
Показатель (группы потребителей с разбивкой по ставкам и дифференциацией по зонам суток) Цена (тариф) в руб./кВтч Цена (тариф) в руб./кВтч
1. Городское население
Пиковая зона Т1 07:00 — 10:00; 17.00 — 21.00 6,79 7,10
Полупиковая зона Т3 10:00 — 17:00; 21.00 — 23.00 5,66 5,92
Ночная зона Т2 23:00 — 07:00 2,32 2,48
2. Население, проживающее в домах, оборудованных стационарными электроплитами
Пиковая зона Т1 07:00 — 10:00; 17.00 — 21.00 5,84 6,18
Полупиковая зона Т3 10:00 — 17:00; 21.00 — 23.00 4,87 5.15
Ночная зона Т2 23:00 — 07:00 1,63 1.74
3. Население, проживающее в сельских населенных пунктах и приравненные к ним
Пиковая зона Т1 07:00 — 10:00; 17.00 — 21.00 4,75 4.97
Полупиковая зона Т3 10:00 — 17:00; 21.00 — 23.00 3,96 4.14
Ночная зона Т2 23:00 — 07:00 2,06 2.20
4. Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан
Пиковая зона Т1 07:00 — 10:00; 17.00 — 21.00 4,75 4,97
Полупиковая зона Т3 10:00 — 17:00; 21.00 — 23.00 3,96 4,14
Ночная зона Т2 23:00 — 07:00 2,32 2.48
5. Потребители, приобретающих электроэнергию для использования в хозяйственных постройках (погреба, сараи)
Пиковая зона Т1 07:00 — 10:00; 17.00 — 21.00 6.79 7.10
Полупиковая зона Т3 10:00 — 17:00; 21.00 — 23.00 5,66 5.92
Ночная зона Т2 23:00 — 07:00 2,32 2.48
01.01.2021 30.06.2021 01.07.2021 31.12.2021
Однотарифный учёт с применением одноставочного тарифа 5,73 5,93
Двухтарифный учёт с применением тарифа, дифференцированного по зонам суток
ночная зона Т2
(23.00-7.00)
2,52 2,65
дневная зона Т1
(7.00-23.00)
6,59 6,82
Многотарифный учёт с применением тарифа, дифференцированного по зонам суток
ночная зона Т2
(23.00-7.00)
2,52 2,65
полупиковая зона Т3
(10.00-17.00; 21.00-23.00)
5,73 5,93
пиковая зона Т1
(7.00-10.00; 17.00-21.00)
7,45 7,71

Тарифы на электроэнергию в 2021 году в Москве и Московской области

01.01.2021 30.06.2021 01.07.2021 31.12.2021
Однотарифный учет с применением одноставочного тарифа 4,01 4,15
Двухтарифный учет с применением тарифа, дифференцированного по зонам суток
ночная зона Т2
(23.00-7.00)
1,76 1,85
дневная зона Т1
(7.00-23.00)
4,61 4,77
Многотарифный учет с применением тарифа, дифференцированного по зонам суток
ночная зона Т2
(23.00-7.00)
1,76 1,85
полупиковая зона Т3
(10.00-17.00; 21.00-23.00)
4,01 4,15
пиковая зона Т1
(7.00-10.00; 17.00-21.00)
5,21 5,40

Норматив потребления электроэнергии на человека в различных городах страны может значительно отличаться. На величину норматива влияют следующие факторы:

  • Площадь квартиры, количество комнат.
  • Количество зарегистрированных членов семьи на жилой площади.
  • Статус дома: многоквартирный дом или частный коттедж.
  • Газификация населенного пункта.
  • В многоквартирных домах наличие электроплит.
  • Чем отапливаются помещения – газом или электрокотлами.
  • Где расположен дом – в городе или сельской местности.

Каждый регион, учитывая факторы инфраструктуры, количество прописанных в квартире многоквартирного дома и климатические особенности, утверждает свои нормы электропотребления киловатт/час на 1 человека в месяц. Приведем таблицу утвержденных норм электроэнергии на 2021 год.

Нормативы утверждены Министерством ЖКХ Московской области распоряжением от 9 декабря 2014 года N 162-РВ, (с изменениями на 3 мая 2017 года). В 2021 году эти нормативы по-прежнему действуют.

Нормативы потребления коммунальных услуг в отношении электроснабжения в жилых помещениях (в кВтч на 1 чел) количество комнат количество проживающих
в многоквартирных домах, оборудованных газовыми плитами в многоквартирных домах, оборудованных электрическими плитами (чел.)
1 2 3 4
94 144 1 1 чел.
58 89 1 2 чел.
45 69 1 3 чел.
37 56 1 4 чел.
32 49 1 5 чел.
143 190 2 1 чел.
88 117 9 2 чел.
68 91 2 3 чел.
56 74 2 4 чел.
49 64 2 5 чел.
197 239 3 1 чел.
122 148 3 2 чел.
95 115 3 3 чел.
77 93 3 4 чел.
67 81 3 5 чел.
252 287 4 1 чел.
156 178 4 2 чел.
121 138 4 3 чел.
98 112 4 4 чел.
86 98 4 5 чел.

Приведем таблицу норм электропотребления на одного человека по регионам.

Город Норма для одного проживающего в однокомнатной квартире при наличии газовой плиты
Санкт-Петербург 139
Волгоград 123
Ростов-на Дону 132
Вологда 97
Тюмень 135
Казань 123
Ярославль 81
Новосибирск 108
Самара 103

Более подробные нормативы ищите на сайтах поставщиков электроэнергии своего региона или муниципалитета.

По нормативам при наличии электросчетчика платят в следующих случаях.

  • Электрический прибор учета неисправен.
  • Закончился срок эксплуатации прибора контроля.
  • Собственник не подает или не вовремя предоставляет показания электросчетчика.
  • Прибор учета поврежден или отсутствуют пломбы.
  • Представителям энергосбыта не предоставили доступ для контрольного снятия показаний. Жильцы не допускают инспектора для проверки работоспособности прибора.
  • Счетчик преднамеренно испортили или подключили освещение дома, минуя прибор учета. В этом случае собственник, кроме оплаты электроэнергии по нормативу, обязан оплатить штраф за похищенную электроэнергию.

Нормативы потребления электроэнергии в городах России в 2021 году

Сейчас трудно найти помещение или дом, где не установлен счетчик электроэнергии.

Многоквартирные дома и новостройки в обязательном порядке оборудованы индивидуальными приборами учета коммунальных услуг. По закону, энергосбытовые организации обязаны за свой счет менять электросчетчики, вышедшие из строя или пришедшие в негодность.

Однако еще имеется некоторое количество квартир, в которых жильцы оплачивают электроэнергию без счетчика по нормативу.

Если дом аварийный, предназначен к сносу или отсутствует техническая возможность монтажа прибора учета, то его установка не обязательна. Во всех остальных случаях он обязателен.

Для стимуляции жильцов устанавливать электросчетчик, применяются экономические рычаги. При расчетах применяются повышающие коэффициенты, которые увеличиваются год от года. Таким образом, собственнику становится невыгодно получать электричество без электросчетчика.

Для примера возьмем среднестатистическую двухкомнатную квартиру, в которой установлен типовой набор оборудования: холодильник, СВЧ-печь, стиральная машина, телевизор, музыкальный центр, пылесос, утюг. В квартире проживают два человека.

В среднем такая семья в месяц потребляет 130 КВт/час. При норме, например, в Курске 110+62=172 Квт/час. То есть семья из двух человек не превышает утвержденный норматив.

Умножив среднемесячные показания на действующий тариф, который равен 4,03, получаем сумму оплаты за электроэнергии.

130*4,03=523,9 руб.

Расчеты показывают, что среднестатистическая семья не превышает соцнормы.

Но на средний расход влияет множество факторов.

  • Если помещение оснащено электроплитой, расход энергопотребления резко увеличивается по сравнению с квартирами, где еду готовят на газовой плите.
  • Наличие современного энергосберегающего оборудования способно экономить до 30% электричества.
  • Летом расход будет значительно меньше, а зимой, когда свет горит почти постоянно, оплата увеличится на 10-15%.

Не нужно путать норматив и социальную норму, это совершенно разные понятия.

Суть соцнорм в том, чтобы простимулировать жильцов экономить электроэнергию. Норматив применяют в квартирах без приборов учета, о таких нормативах мы писали выше. Социальная норма действует в квартирах со счетчиками.

Социальная норма – это количество электроэнергии в месяц (по показаниям прибора учета), лимит, при котором действует минимальный тариф на электричество. Потребленное сверх нормы электричество стоит дороже.

О том, что нужно вводить социальную норму потребления электроэнергии, заговорили еще в 2013 году. Соцнормы ввели в семи пилотных регионах.

Например, во Владимирской области размер социальной нормы потребления электроэнергии для населения был установлен в размере 100 кВт.ч. в месяц для квартир с газовыми плитами, если зарегистрирован один человек, 160 кВт.ч. — если двое, 200 кВт.ч. — если трое. Для квартир с электроплитами соцнорма составляла 190 кВт.ч. в месяц если зарегистрирован один человек, 260 кВт.ч. в — если двое, 350 кВт.ч. — если трое.

Для оплаты коммунальных услуг применяются нормативы, закрепленные в вышеуказанном Постановлении. В ситуации, когда помещение оборудовано приборами учета, то их показания используются для расчета оплаты.

Суммы, идущие на общедомовые нужды, распределяются между собственниками всех квартир. Учитывается величина конкретного жилья в пропорциональном соотношении с общей площадью дома. В ситуации, когда квартира не оборудована приборами учета, расчет производится на основании нормативов. Аналогичные правила применяются к начислению суммы за общедомовое имущество, при этом она подлежит делению между всеми в равной степени.

Данные положения отражены в Постановлении Правительства №129 от 2015 года «О внесении изменений…».

Без счетчика оплата начисляется в повышенном объеме, что применимо к ситуации, когда гражданин несет обязанность по установке рассматриваемого прибора.

В Москве в настоящее время применяются нормативы холодной воды, представленные как 6,935 м3 на 1 человека за месяц. Для горячей воды указанная норма составляет — 4,745 м3 на гражданина. Если объем потребления определяется без учетных приборов, рассчитанное значение подлежит увеличению на размер потребления на общедомовые нужды.

Важно! Постановление Правительства Москвы от 2014 года №75-ПП указывает, что суммарный объем использования воды в жилье, не оборудованном учетными приборами, не может составлять более величин утвержденных нормативов на лицо, умноженных на 2.

Также на территории столицы применяются отдельные нормативы газа. Они зависят от количества лиц, проживающих в квартире.

Представлены в следующем:

  • если гражданин проживает одиноко и его жилое помещение оборудовано газовой плитой, то норматив составляет 50 м³/чел. в месяц;
  • когда в квартире, оснащенной газовой плитой, проживает семья – 45 м³/чел. в месяц;
  • при наличии в жилом помещении и проведении горячего водоснабжения – 8,3 м³/чел. в месяц;
  • если квартира оснащена газовой плитой и водонагревателем – 20,8 м³/чел. в месяц;
  • когда центральное водоснабжение отсутствует и есть газовая плита – 10,4 м³/чел. в месяц.

Указанные нормативы также будут применяться в ситуации, если помещение не оборудовано приборами учета. Когда дом не газифицирован, при этом гражданин использует газовую плиту, вносить оплату за рассматриваемый ресурс не потребуется.

Нормативы потребления в городе Москва по ЖКУ

Нормы потребления тепла, воды, газа и электрической энергии повышаются на коэффициент в ситуации, когда гражданин должен был оборудовать помещение учетным приборам, но не сделал этого.

В этом случае применяются положения Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2013 № 344, где указаны повышающие значения для расчета суммы оплаты за ЖКУ.

Представлены они таким образом:

  • на начало 2019 года – 1,7;
  • с 2020 года – 1,8;
  • на начало 2021 – 1,9.

В результате гражданину приходится оплачивать повышенную стоимость предоставленных ресурсов.

Таким образом, нормативы потребления услуг жилищно-коммунального сектора в пределах столицы контролируются органами исполнительной системы. С каждым годом установленные значения меняются.

1. Настоящее Положение регулирует порядок установления социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (далее — социальная норма) и ее применения в первый год и последующие годы (периоды) при определении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставляемую населению, и стоимости электрической энергии (мощности), потребленной для коммунально-бытовых нужд и не используемой для осуществления коммерческой деятельности приравненными к населению категориями потребителей.

2. В настоящем Положении используются следующие понятия:

«потребитель» — лицо, пользующееся на праве собственности или на ином законном основании жилым помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, жилым помещением в общежитиях квартирного типа, комнатой (комнатами) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, или проживающее в жилом помещении специализированного жилищного фонда и потребляющее коммунальную услугу по электроснабжению, а также приравненные к населению категории потребителей;

«домохозяйство» — группа потребителей, в установленном порядке зарегистрированных в жилом помещении или проживающих в жилом помещении специализированного жилищного фонда;

«тип жилого помещения» — категория жилого помещения, определяемая в зависимости от места нахождения жилого помещения в городских или сельских населенных пунктах, его оснащения в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, и (или) электроотопительными установками, и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения;

«группа домохозяйства» — категория домохозяйства, определяемая количеством совместно проживающих в жилом помещении и в установленном порядке зарегистрированных по месту жительства лиц, относящихся к одному домохозяйству, или количеством лиц, проживающих в жилом помещении специализированного жилищного фонда;

«поставщик электрической энергии» — гарантирующий поставщик, энергосбытовая или энергоснабжающая организация, осуществляющие продажу (поставку) электрической энергии (мощности) населению и исполнителям коммунальных услуг по договорам энергоснабжения, а также приравненным к населению категориям потребителей;

«органы регистрационного учета» — территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций в сфере миграции. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.02.2014 N 136, от 07.08.2017 N 944)

Понятия «жилое помещение», «специализированный жилой фонд», «нормативы потребления коммунальной услуги» и «исполнитель коммунальных услуг» употребляются в настоящем Положении в значениях, определенных жилищным законодательством Российской Федерации.

3. Установление величины социальной нормы в соответствии с настоящим Положением осуществляется уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основании выборочных данных о годовом объеме потребления электрической энергии в 2012 году потребителями, зарегистрированными в жилых помещениях в городских населенных пунктах, не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи (далее — стационарные электроплиты), в количестве не менее 10000 человек, а также о количестве зарегистрированных в указанных помещениях лиц. В случае если в субъекте Российской Федерации отсутствует централизованное газоснабжение, выборочные данные предоставляются в отношении жилых помещений вне зависимости от их оборудования стационарными электроплитами.

4. Информация о годовом объеме потребления электрической энергии в жилых помещениях на территории субъекта Российской Федерации предоставляется по форме согласно приложению N 1 гарантирующими поставщиками электрической энергии на территории субъекта Российской Федерации: (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

а) в уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренных приложением N 2, — не позднее 1 августа 2013 г.;

б) в уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, не предусмотренных приложением N 2 к настоящему Положению, — не позднее 4 месяцев до даты начала расчетов за коммунальную услугу по электроснабжению (электрическую энергию (мощность) с применением социальной нормы.

5. Выбор населенных пунктов и адресов жилых помещений, данные в отношении которых принимаются для установления социальной нормы в соответствии с настоящим Положением, осуществляется уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основании предложений гарантирующих поставщиков электрической энергии в соответствующих населенных пунктах. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

6. В случае если поставщик электрической энергии не является исполнителем коммунальных услуг в отобранных в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения жилых помещениях, информация о годовом объеме потребления электрической энергии в жилых помещениях на территории субъекта Российской Федерации предоставляется по форме, предусмотренной приложением N 1 к настоящему Положению, исполнителем коммунальных услуг по запросу поставщика электрической энергии:

а) в отношении субъектов Российской Федерации, предусмотренных приложением N 2 к настоящему Положению, — не позднее 25 июля 2013 г.;

б) в отношении субъектов Российской Федерации, не предусмотренных приложением N 2 к настоящему Положению, — не позднее 5 месяцев до даты начала расчетов за коммунальную услугу по электроснабжению (электрическую энергию (мощность) с применением социальной нормы.

7. Информацию, полученную от исполнителей коммунальных услуг, поставщик электрической энергии предоставляет в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации одновременно с информацией в отношении жилых помещений, в которых предоставление коммунальных услуг по электроснабжению осуществляется поставщиком электрической энергии. Уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации для установления социальной нормы вправе запросить копии документов, подтверждающих данные о годовом объеме потребления электрической энергии в жилых помещениях, в том числе непосредственно у исполнителей коммунальных услуг.

8. Информация о количестве зарегистрированных лиц, проживающих в жилых помещениях на территории субъекта Российской Федерации, предоставляется органом (органами) местного самоуправления по форме согласно приложению N 3:

а) в уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренных приложением N 2 к настоящему Положению, — не позднее 1 августа 2013 г.;

б) в уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, не предусмотренных приложением N 2 к настоящему Положению, — не позднее 3 месяцев до даты перехода населения и приравненных к нему потребителей на расчеты за коммунальную услугу электроснабжения (электрическую энергию (мощность) с применением социальной нормы.

9. Предоставление информации, указанной в пункте 8 настоящего Положения, осуществляется органами местного самоуправления с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.

22. Уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, исходя из полученной от органов местного самоуправления информации о численном составе домохозяйств в жилых помещениях, формируют (актуализируют) единую базу данных о численном составе домохозяйств в жилых помещениях с указанием их адресов не позднее 1 июня очередного года, начиная с даты начала расчетов за коммунальную услугу по электроснабжению (электрическую энергию (мощность) с применением социальной нормы, а уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренных приложением N 2 к настоящему Положению, — начиная с 10 августа 2013 г.

23. Уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации направляют исполнителям коммунальных услуг и поставщикам электрической энергии в отношении обслуживаемых ими потребителей выписки из единой базы данных, указанной в пункте 22 настоящего Положения, не позднее 1 июля очередного года, начиная с даты начала расчетов за коммунальную услугу по электроснабжению (электрическую энергию (мощность) с применением социальной нормы, а уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренных приложением N 2 к настоящему Положению, — начиная с 15 августа 2013 г.

Органы социальной защиты населения и органы местного самоуправления в указанные в абзаце первом настоящего пункта сроки представляют сведения о потребителях, в отношении которых начисление платы за коммунальную услугу электроснабжения осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 14 — 142 настоящего Положения. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

Предоставление указанной информации осуществляется уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.

24. Уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а также исполнители коммунальных услуг не менее чем за 2 месяца до начала расчетов за коммунальную услугу по электроснабжению с применением социальной нормы в субъекте Российской Федерации информируют население о порядке реализации их прав на применение социальной нормы при определении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, о необходимости своевременного проведения гражданами сверки с исполнителями коммунальных услуг, касающейся соответствия имеющейся у исполнителей коммунальных услуг информации в отношении численного состава домохозяйств в целях отнесения домохозяйств к соответствующей группе, а также о наличии стационарных электроплит, газовых плит, электроотопительных и электронагревательных установок.

25. Исполнитель коммунальных услуг при расчете размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению за истекший расчетный период определяет в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее — Правила предоставления коммунальных услуг), подлежащий оплате объем коммунальной услуги, включающий объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом помещении потребителя (далее — объем потребления в жилом помещении) и объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее — объем потребления на общедомовые нужды), и применяет к указанному объему следующие цены (тарифы):

а) в отношении части объема в пределах социальной нормы, установленной для соответствующего месяца (расчетного периода) в отношении группы домохозяйства и типа жилого помещения потребителя, — цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), установленные для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах социальной нормы;

б) в отношении части объема сверх социальной нормы — цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), установленные для населения и приравненных к нему категорий потребителей сверх социальной нормы.

26. Установленная для домохозяйства в целях применения в определенном месяце социальная норма не подлежит перерасчету в зависимости от количества дней в этом календарном месяце.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

1. Забайкальский край

2. Красноярский край

3. Владимирская область

4. Нижегородская область

5. Орловская область

6. Ростовская область

7. Пункт исключен. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

Приложение N 3
к Положению об установлении
и применении социальной нормы
потребления электрической
энергии (мощности)

Постановление Правительства РФ от 22.07.2013 N 614

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

1. Социальная норма потребления электрической энергии (мощности) (далее — социальная норма) рассчитывается в соответствии с Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (далее — Положение) в субъекте Российской Федерации с учетом групп домохозяйств и типов жилых помещений, указанных в Положении, в порядке, предусмотренном настоящей методикой.

Базовая величина социальной нормы в субъекте Российской Федерации определяется как среднемесячный объем потребления электрической энергии домохозяйствами первой группы в жилых помещениях, расположенных в городских населенных пунктах и не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи (далее — стационарные электроплиты), электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения (далее — электронагревательные установки), по формуле 1:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

1. Плата за коммунальную услугу по электроснабжению за расчетный период в жилом помещении определяется по формуле 1:

Приложение к постановлению Правительства Московской области № 4/1, которым были установлены нормативы потребления на электроснабжение (для домов, оборудованных газовыми плитами-50 кВтч/чел. в месяц; для домов, оборудованных электрическими плитами-70 кВтч/чел. в месяц), утратило силу 29.03.2016 года. Данные изменения вступили в силу с указанной даты и распространяются на правоотношения, возникшие с января 2016 года.

Нормативы потребления коммунальных услуг в
отношении электроснабжения в жилых помещениях
количество
комнат
количество
проживающих
(чел.)
в многоквартирных домах,
оборудованных
газовыми плитами
в многоквартирных домах,
оборудованных
электрическими плитами
1 2 3 4

94

144

1

1 чел.

58

89

1

2 чел.

45

69

1

3 чел.

37

56

1

4 чел.

32

49

1

5 чел.

143

190

2

1 чел.

88

117

2

2 чел.

68

91

2

3 чел.

56

74

2

4 чел.

49

64

2

5 чел.

197

239

3

1 чел.

122

148

3

2 чел.

95

115

3

3 чел.

77

93

3

4 чел.

67

81

3

5 чел.

252

287

4

1 чел.

156

178

4

2 чел.

121

138

4

3 чел.

98

112

4

4 чел.

86

98

4

5 чел.

Нормативы потребления электроэнергии, кВт ч. в месяц на 1 человека
в жилых помещениях многоквартирных домов, оборудованных электроплитами

Количество комнат в жилом помещении Норматив, кВт·ч в месяц на 1 человека
Количество человек, проживающих в жилом помещении
1 чел. 2 чел. 3 чел. 4 чел. 5 и более чел.
Без учета повышающего коэффициента
1 156 97 75 61 53
2 184 114 88 72 62
3 201 125 96 78 68
4 и более 213 132 102 83 73
С учетом повышающего коэффициента (1,5)
1 234 146 113 92 80
2 276 171 132 108 93
3 302 188 144 117 102
4 и более 320 198 153 125 110

ЖКХ без счетчика подорожали на 50%

Дополнительные 40 кВт.ч начисляются на каждого прописанного — и на шестого, и на седьмого, и так далее, без ограничения.

По инициативе областного правительства расширен список льготных категорий граждан. Кроме одиноких пенсионеров в этот список включены: много­детные семьи, семьи, имеющие в своем составе инвалидов или детей-инвалидов, приемные се­мьи и те, в которых живут дети, оставшиеся без попечения роди­телей.

Соцнорма для льготных категорий семей рассчитывается с применением повышающего коэффициента 1,5.

Для того чтобы воспользо­ваться этим правом, нужно об­ратиться в абонентский отдел ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» по месту житель­ства, куда необходимо предоставить докумен­ты, подтверждающие статус се­мьи.

С учетом использования кондиционеров в Ростовской области введен коэффициент сезонности. В июне, июле и августе к объему соцнормы применяется повышающий коэффициент 1,1, а в феврале, марте и апреле — понижающий — 0,9 (утверждены постановлением РСТ Ростовской области от 29.05.2014 №23/2).

Как применять коэффициент сезонности? — Величина социальной нормы потребления электрической энергии умножается на соответствующий коэфициент.

Простой пример, 96 кВт/ч * 1,1 = 105,6 кВт/ч — это и будет летняя социальная норма для одиноко проживающего дончанина. Соответственно, в меся­цы, когда кондиционирование не нужно, соцнорма скорректируется в сторону уменьшения. При расчетах учитываются все прописанные граждане.

№ п/п

Месяц

Величина коэффициента сезонности

1

Январь

1

2

Февраль

0,9

3

Март

0,9

4

Апрель

0,9

5

Май

1

6

Июнь

1,1

7

Июль

1,1

8

Август

1,1

9

Сентябрь

1

10

Октябрь

1

11

Ноябрь

1

12

Декабрь

1

  • Социальная норма не ограничивает потребление электричества

  • Электроэнергия в пределах соцнормы оплачивается по сниженному тарифу

  • Величина социальной нормы устанавливается с учетом общедомовых нужд

  • При наличии дифференцированного по зонам суток прибора учета применяется пропорционально фактическому потреблению по зонам суток

  • Неиспользованный остаток на следующий период не переходит

  • Применяется при наличии приборов учета (кроме случаев, когда техническая возможность установки прибор учета отсутствует)

  • При выявлении безучетного потребления – не применяется

  • В случае выхода из строя прибора учета – применяется к объему, определенному в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг

Размер социальной нормы потребления электрической энергии, утвержденный постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 25.03.2014 № 10/1

Городское население Газовые плиты Городское население Электроплиты Сельское население Хозяйственные постройки Гаражи, сараи и др.
Одноставочный тариф 4,46 3,12 3,12 4,46
Тариф, дифференцированный по двум зонам
День7:00—23:00 5,08 3,54 3,54 5,08
Ночь 23:00—7:00 2,50 1,75 1,75 2,50
Тариф, дифференцированный по трем зонам
Пик 7:00—10:0017:00—21:00 5,10 3,58 3,58 5,10
Полупик 10:00—17:0021:00—23:00 4,46 3,12 3,12 4,46
Ночь 23:00—7:00 2,50 1,75 1,75 2,50

Полную информацию о тарифах см. в Приказе Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 10.12.2020 №666

Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Самарской области, поставляемой населению, утверждены в Приказе Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 27.12.2019 №868

Тарифы действуют с 1 января 2021 г. и утверждены Приказом Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 10.12.2020 №666.

Чем различаются соцнорма и норматив потребления коммунальных услуг

Порядок расчёта нормативов электроэнергии, поставляемой населению, и прочие вопросы, связанные с потреблением данного ресурса, регламентируются следующими законодательными актами:

  1. Правительственным постановлением № 614, подписанным в июле 2017 г. и определяющим порядок социального нормирования электроэнергии. Читать постановление (документ откроется в новой вкладке).
  2. Федеральным законом № 35-ФЗ, принятым в марте 2003 г. с коррективами 2021 г., устанавливающим общие принципы российской электроэнергетики. Читать закон.
  3. Федеральным законом № 261-ФЗ от 23.11.2009 г., направленным на энергосбережение и снижение потерь электроэнергии. Читать закон.

Последние изменения в плане утверждения ежемесячных лимитов электрической энергии вносились в 2013г. Нормы возросли на 10% по сравнению с действовавшими ранее. Данная мера направления на стимулирование граждан к установке индивидуальных приборов учёта, поскольку оплата по счётчику вынуждает потребителя экономить ресурсы.

Учитывая условия расчёта нормативов, потребителю выгоднее расплачиваться за использованную электроэнергию по показаниям установленного счётчика. В этом случае оплата производится за фактически израсходованные ресурсы, без переплаты с учётом заложенных в методике расчёта повышающих коэффициентов.

Однако установка электросчётчиков возможна не для всех потребителей в связи с отсутствием технической возможности по причине изношенности основных фондов жилых зданий и неудовлетворительного состояния сетей. Иногда потребители не желают добровольно устанавливать индивидуальные приборы учёта.

В данной ситуации оплата производится по расчётным нормативам, зависящим от следующих факторов:

  • жилой и нежилой площади квартиры;
  • числа прописанных на жилплощади;
  • принадлежности жилья к многоквартирным или частным домам;
  • использования электрической печи для приготовления пищи;
  • способа отопления;
  • нахождении жилья в городе или сельской местности.

Указанные нормативы рассчитаны опытным путём на основе фактически замеренных показателей для групп потребителей разбитых на категории, в целом по стране. Региональным властям дано право корректировать нормативы в соответствии с местными условиями, накладывающими отпечаток на себестоимость поставки энергоресурсов. Однако отклонение в большую сторону от федеральных норм не должно превышать 40%.

Рекомендуем: Что делать если выбивает автомат или пробки

Предельные ежемесячные нормы на одного человека, утверждённые в регионах, в зависимости от использования газо- или электроплиты, соответственно, составляют (в кВт*ч):

  • для одиноких граждан, проживающих в однокомнатной квартире – от 81 до 185 или от 108 до 263;
  • семей, проживающих в аналогичных условиях – от 28 до 63 или от 37 до 89.

Размер оплаты потреблённой электроэнергии при отсутствии индивидуального прибора учёта определяется по следующей формуле:

П = Л*Н*Т,

в которой:

  • П – общая сумма платежа;
  • Л – количество человек, зарегистрированных в квартире;
  • Н – лимит утверждённого в регионе норматива на одного проживающего по данной жилплощади;
  • Т – стоимость одного киловатт-часа, согласно утверждённому тарифному плану.

Дополнительно применяется повышающий коэффициент, принятый с целью стимулирования граждан к установке индивидуальных приборов учёта. Повышающий коэффициент не должен учитываться только в ситуации, когда установка электросчётчиков невозможна по причине ветхости жилья или неприспособленности для этого электрических сетей.

При наличии такого прибора расчёты предполагают такую схему:

  • Использование тарифа в пределах нормы, если потребление её не превысило.
  • Если есть превышение – к оставшейся части потребления применяют повышенные цены.

Если допустимо применять так называемые дифференцированные тарифы по времени суток – то именно на эти положения и опираются при расчётах.

Здесь опираются только на действующие нормативы потребления по 1 человеку. Начиная с 2015 года характерно введение повышающих коэффициентов. Особенно – в ситуациях, когда техническая возможность для установки счётчиков есть, но ей решили не пользоваться. Наличие такой возможности тоже влияет на применение тарифов.

Исполнители коммунальных услуг отдельно выносят предупреждение о том, что, если ошибки не устранят – будут действовать определённые коэффициенты повышения. Право применять коэффициенты появляется, если предупреждение вынесено, но за два месяца вторая сторона не предприняла никаких действий для устранения проблемы.

Нормативы потребления электроэнергии по СПб

Отдельно ведётся учёт энергии, поступающей для каждого из действующих домохозяйств. Такие объёмы указываются отдельно при закупке ресурсов. Стороны обязаны обмениваться любыми сведениями, предусмотренными в текущем законодательстве. Главное – чтобы цена ресурсов рассчитывалась с учётом действующих тарифов.

Видео о том, сколько электричества потребляет бытовая техника:

Смотрите также Телефоны для консультации 25 Окт 2021 Виктория М. 776

Поделитесь записью

Обсуждение: есть 1 комментарий

  1. Валентина says:
    11.01.2020 в 20:59

    Мама — ветеран труда, и льготы по электричеству ей предоставляют именно от нормы, то есть выплачивают компенсацию от суммы, которой она бы оплачивала по нормативу, но платит она по счётчику меньше норматива. Получается хорошая экономия, так что нормы уже и сейчас применяются в некоторых случаях. Относительно того, чтобы расходы выше нормы оплачивались по более дорогому тарифу, считаю правильным. Нужно экономить, и может быть хоть таким образом люди станут бережливее.

    Ответить

Правительство заинтересовано в экономии населением расхода электрической энергии. В этих целях для отдельных регионов принята программа, предусматривающая дифференциацию размера тарифных планов по оплате электроэнергии, в зависимости от потреблённого количества киловатт-часов.

Устанавливаются минимальные социальные нормы, при соблюдении которых потребитель платит по минимальному тарифу. Количество ресурсов, потреблённых сверх утверждённых нормативов, оплачивается существенно дороже.

Программа вводится поэтапно, с целью постепенной подготовки населения к указанным способам оплаты энергоресурсов.

Социальная норма на использование электроэнергии — мера расходования электричества, которую можно оплатить по базовому тарифу. До ее введения люди могли платить за электрическую энергию по одному тарифу, независимо от количества потребляемых киловатт. После введения данной меры те, кто укладывался в норму, получили возможность платить по самому низкому тарифу. А те, кто норму привык превышать, стали вынуждены оплачивать более высокие счета за электричество. Таким образом, социальная норма призвана помочь тем, кому тяжелее оплачивать расход электроэнергии, за счет повышенных тарифов для тех, кто вовсю тратит электричество.

Социальная норма вовсе не означает, что теперь электричеством можно будет пользоваться в ограниченном количестве. Она влияет исключительно на сумму, которая придет в квитанции по оплате.

Эта мера сможет снизить количество потребляемой энергии. Нежелание переплачивать — хорошая мотивация для граждан ставить специальные приборы учета потребляемой электроэнергии. Также для большей экономии люди начнут более активно приобретать электроприборы категории А++, пользоваться неэлектрическими чайниками и устанавливать газовые плиты.

Законодательные акты по вопросам, связанным с установлением и применением нормативов потребления электричества, следующие:

  • Федеральный закон № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии»;
  • ФЗ № 35 «Об электроэнергетике»;
  • ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • региональные нормативные акты, устанавливающие норматив ресурса, приходящегося на одного проживающего в жилом помещении и правила применения социальной нормы.

Следует отметить, что государство обращает внимание граждан на экономию природных ресурсов, поэтому принимает меры к тому, чтобы в домах устанавливались приборы учета. Чтобы стимулировать население, приходится применять повышающие коэффициенты при расчете платы за электроэнергию. Тогда попросту становится невыгодно платить больше, чем фактически расходуется. А реальный расход можно определить лишь по индивидуальным приборам учета.

Квартирные счетчики на электроэнергию не всегда есть возможность установить. Если техническая возможность отсутствует, то для расчета стоимости коммунальной услуги будут применяться нормативы потребления, установленные региональными властями. Это средний показатель и далеко не всегда соответствующий реальным цифрам.

Необходимо учитывать, что при невозможности установить счетчик по техническим причинам и на то есть акт обследования, то граждане платят по нормативу. Если же они просто не желают его устанавливать, применяются повышающие коэффициенты и плата за потребление электричества становится выше с каждым годом. Установить счетчики невозможно, как правило, в ветхих и аварийных домах. Поэтому их не коснется повышение тарифов.

Впервые нормативы на электричество введены в 2013 году. В 2020 году норма потребления в России составляет 350 кВт/час на 1 человека, при этом стоимость 1 кВт/час примерно 3 рубля. Каждый регион вправе устанавливать свои цифры.

Социальная норма расхода применима к тем абонентам, которые до сих пор не установили в своем жилье приборы учета. Это не всегда связано с нежеланием людей устанавливать счетчик. В некоторых случаях может отсутствовать техническая возможность сделать это: например, в ветхих и аварийных домах. Невозможность установки оборудования должна быть подтверждена документально (актом обследования). Важно: если человек просто не хочет устанавливать электросчетчик, то при расчете стоимости услуги будут использоваться повышающие коэффициенты. Для таких абонентов плата за свет будет увеличиваться каждый год.
Но существуют и другие ситуации, когда расчет будет проводиться с использованием этого показателя:

  • счетчик пришел в негодность;
  • истек срок годности счетчика;
  • жильцы квартиры не передают показания счетчика в управляющую компанию и не допускают представителя управляющей компании для проверки счетчика;
  • преднамеренная порча оборудования.

Это некое значение потребления электричества, рассчитанное на одного человека. Установление величины социальной нормы осуществляется каждым регионом страны индивидуально. После ее введения планируется утвердить два разных тарифа на оплату услуги:

  • в рамках установленного государством лимита;
  • оплата объемов, превышающих эту границу.

Тариф, принятый для оплаты расхода сверх лимита, будет выше того, который применяется при расчетах в пределах нормативов.

Это необходимо для того, чтобы государство получило рычаги побуждения населения к экономии света. А тех лиц, которые не намереваются снижать уровень энергопотребления, заставить оплачивать услугу по более высокой стоимости — примерно на уровне мелкого бизнеса.
Использование этих нормативов позволит снизить «перекрестное финансирование». Что это означает: частный потребитель получает услугу по более низкой цене за счет того, что промышленные потребители пользуются энергоресурсами по завышенной стоимости. Сейчас простые граждане платят за энергоподачу в 1,5-2 раза меньше, чем бизнесмены и промышленники.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *