Налоговый кодекс РК 2021 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговый кодекс РК 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

(0)

В соответствии с Законом о введении с 1 января 2021 года вводится в действие глава 71 Налогового кодекса «Всеобщее декларирование».

На основании статьи 45-1 Закона о введении всеобщее декларирование вводится поэтапно.

В соответствии с подпунктом 1 статьи 45-1 Закона о введении в период с 1 января 2021 года до 1 января 2023 года декларация об активах и обязательствах по форме 250.00 (приложение 1 к приказу министра финансов РК от 21 июня 2018 года № 617) представляется являющимися на 1 января года представления такой декларации лицами:

– занимающими ответственную государственную должность, и их супругами;

– уполномоченными на выполнение государственных функций, и их супругами;

– приравненными к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, и их супругами;

– на которых возложена обязанность по представлению декларации в соответствии с Конституционным законом РК «О выборах в Республике Казахстан» от 28 сентября 1995 года № 2464 (далее – Закон о выборах в РК) и законами РК «О противодействии коррупции» от 18 ноября 2015 года № 410-V, «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» от 31 августа 1995 года № 2444, «О страховой деятельности» от 18 декабря 2000 года № 126-II, «О рынке ценных бумаг» от 2 июля 2003 года № 461-II.

Указанные лица составляют декларацию об активах и обязательствах по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году представления декларации, если иное не установлено вышеперечисленными законами.

Декларация об активах и обязательствах подразделяется на следующие виды:

1) первоначальная – декларация об активах и обязательствах, представляемая физическим лицом в связи с тем, что установленная обязанность по представлению такой декларации возникла впервые;

2) очередная – декларация об активах и обязательствах, представляемая физическим лицом в соответствии с вышеперечисленными законами после представления таким физическим лицом первоначальной декларации об активах и обязательствах;

3) дополнительная – декларация об активах и обязательствах, представляемая физическим лицом при внесении изменений и (или) дополнений в ранее представленную декларацию об активах и обязательствах физического лица, к которой относятся данные изменения и (или) дополнения;

4) дополнительная по уведомлению – декларация об активах и обязательствах, представляемая физическим лицом при внесении изменений и (или) дополнений в ранее представленную декларацию об активах и обязательствах, в которой налоговым органом выявлены нарушения по результатам камерального контроля по активам и обязательствам физического лица (ст. 630 Налогового кодекса).

Особенности составления декларации об активах и обязательствах и сроки ее представления определены статьями 631, 632 Налогового кодекса.

Таким образом, физические лица в первый год вхождения в систему всеобщего декларирования обязаны представить декларацию об активах и обязательствах по форме 250.00. В последующие годы представляется декларация о доходах и имуществе по форме 270.00.

С 1 января 2021 года вступила в силу статья 49-1 «Инвестиционный налоговый кредит».

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налогов предстоящих периодов, при котором налогоплательщикам предоставляется возможность в течение определенного срока уменьшать на 100 % свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по КПН и (или) налогу на имущество на срок до трех лет.

Порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным соглашением об инвестиционном налоговом кредите.

Если налогоплательщик имеет убыток, перенос убытка осуществляется в порядке, определенном статьей 300 Налогового кодекса. При этом срок инвестиционного налогового кредита не продлевается.

Статья 50 Налогового кодекса дополнена пунктом 3, согласно которому решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита принимается на основании заявления налогоплательщика и оформляется соглашением установленной формы между заявителем и уполномоченным органом по инвестициям.

Соглашение о таком кредите должно содержать следующие положения:

– порядок уменьшения налоговых платежей;

– срок действия соглашения;

– запрет на реализацию или передачу во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого налогоплательщиком явилось условием для предоставления данного кредита;

– ответственность сторон.

Копия соглашения не позднее пяти календарных дней со дня его подачи в уполномоченный орган по инвестициям направляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрационного учета налогоплательщика.

Порядок заключения соглашения об инвестиционном налоговом кредите для его получения определяется уполномоченным органом по инвестициям по согласованию с уполномоченным органом и центральным уполномоченным органом по государственному планированию.

Не имеют права на применение инвестиционного налогового кредита налогоплательщики, соответствующие одному из следующих условий:

1) применяющие специальные налоговые режимы, предусмотренные разделом 20 Налогового кодекса;

2) осуществляющие производство и (или) реализацию всех видов спирта, алкогольной продукции, табачных изделий;

3) налогообложение налогоплательщиков осуществляется в соответствии с разделами 21 и 23 Налогового кодекса (участники специальных экономических и индустриальных зон, налогоплательщики, реализующие инвестиционные приоритетные проекты, недропользователи) (ст. 51-1 Налогового кодекса).

В целях гармонизации касательно инвестиционного налогового кредита внесены поправки в пункты 1 и 2 статьи 54 Налогового кодекса о прекращении действия отсрочки, рассрочки и инвестиционного налогового кредита.

Действие инвестиционного налогового кредита прекращается по истечении срока действия соглашения о предоставлении инвестиционного налогового кредита, в том числе досрочно, в случаях:

– уплаты налогоплательщиком всей суммы налогов и (или) плат до истечения установленного срока;

– нарушения налогоплательщиком условий предоставления инвестиционного налогового кредита;

– по решению суда.

Также статья 54 Налогового кодекса дополнена пунктом 4, определяющим обязательства в случае нарушения условий соглашения об инвестиционном налоговом кредите. Если в течение срока действия такого соглашения заключивший его налогоплательщик нарушит предусмотренные соглашением условия реализации либо передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого явилось основанием предоставления инвестиционного налогового кредита, этот налогоплательщик в течение налогового периода, следующего за отчетным со дня расторжения соглашения об инвестиционном налоговом кредите, обязан уплатить все неуплаченные ранее, в соответствии с соглашением, суммы налога, а также соответствующие пени, начисленные за каждый календарный день действия соглашения об инвестиционном налоговом кредите в размере 1,25-кратной базовой ставки Национального Банка РК на дату платежа за период от заключения до расторжения указанного соглашения.

В соответствии с Законом № 382-VI с 1 января 2021 года Налоговый кодекс дополняется главой 77-1 «Специальный налоговый режим розничного налога» (ст. 696-1 и 696-2).

Специальный налоговый режим (СНР) розничного налога вправе применять налогоплательщики при условии, если они:

1) признаются субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с Предпринимательским кодексом;

2) осуществляют один или несколько видов деятельности, определенных Правительством РК для целей применения данного режима.

СНР розничного налога предусматривает особый порядок исчисления корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты.

Исчисление корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты, при применении СНР розничного налога производится налогоплательщиком самостоятельно путем применения к объекту налогообложения за отчетный налоговый период ставки в размере 3 %.

Объектом налогообложения для налогоплательщика, применяющего СНР розничного налога, является доход, полученный (подлежащий получению) за налоговый период в РК и за ее пределами, определяемый в общеустановленном порядке:

– юридическим лицом – в соответствии с разделом 7 Налогового кодекса;

– индивидуальным предпринимателем – в соответствии с разделом 8 Налогового кодекса.

Налоговым периодом для применения СНР розничного налога является календарный квартал.

Декларации для налогоплательщиков, применяющих СНР розничного налога, представляются в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

Уплата в бюджет налогов, указанных в декларации для налогоплательщиков, применяющих СНР розничного налога, производится не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

СНР розничного налога будет применяться в течение двух лет в период с 1 января 2021 года до 1 января 2023 года.

Переход на СНР розничного налога возможен с общеустановленного порядка налогообложения или иного СНР (пп. 6 п. 2 ст. 679 Налогового кодекса).

Плательщик НДС для снятия с регистрационного учета по НДС в связи с переходом на СНР розничного налога не позднее пяти рабочих дней до начала применения такого СНР представляет налоговое заявление (приложение 11 к приказу министра финансов РК от 12 февраля 2018 года № 160) (п. 1 ст. 85 Налогового кодекса).

В целях постановки на регистрационный учет по НДС в минимум оборота не включаются обороты налогоплательщика, применяющего СНР розничного налога.

Налогоплательщики, применяющие СНР розничного налога, не являются плательщиками социального налога (пп. 1 п. 2 ст. 482 Налогового кодекса).

Следует отметить, что статьей 57-4 Закона о введении установлено, что на период с 1 января 2020 года до 1 января 2023 года лица, применяющие СНР и признаваемые субъектами микропредпринимательства или малого предпринимательства, в том числе плательщики единого земельного налога, уменьшают на 100 % подлежащую уплате:

1) сумму корпоративного (индивидуального) подоходного налога (кроме удерживаемого у источника выплаты), исчисленного в соответствии со статьями 686, 687, 695, 700 Налогового кодекса;

2) сумму социального налога, исчисленного в соответствии со статьей 687 Налогового кодекса;

3) сумму единого земельного налога, исчисленного в соответствии со статьей 704 Налогового кодекса.

Однако Законом № 382-VI установлено, что с 1 января 2021 года положения части первой статьи не распространяются на налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в рамках СНР розничного налога (пп. 17 ст. 57-4 Закона о введении).

Таким образом, компании, применяющие СНР розничного налога, не вправе уменьшать на 100 % КПН, ИПН (ст. 686, 687, 695, 700 Налогового кодекса) и социальный налог, исчисленный по статье 687 Налогового кодекса.

На портале egov.kz «Открытые НПА» 24 декабря 2020 года опубликован проект Постановления Правительства РК «Об утверждении Перечня видов деятельности для целей применения специального налогового режима розничного налога», в который включено 114 видов деятельности согласно ОКЭД. Проект находится на публичном обсуждении до 12 января 2021 года.

Уважаемые Коллеги!
24 июня 2021 Президентом Республики Казахстан подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»» (Налоговый кодекс)» (Нур-Султан, Акорда, 24 июня 2021 года № 53-VІI ЗРК)

Редакцией ИОР ТСник был проведен сравнительный анализ по изменениям, внесенным указанным законом в НПА.

Статья 1.
Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
1. В Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс):
2. В Закон Республики Казахстан от 25декабря 2017года «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)»:
Статья 2.
Установить, что, несмотря на положение…….

  • Процесс
  • Общество
  • Бизнесс
  • Экология

С 1 июля 2021 года предусмотрен минимальный предел по сумме налоговой задолженности в размере 6 МРП, ниже которого налоговые органы не вправе приостанавливать расходные операции по банковским счетам налогоплательщика, отнесенного в соответствии с СУР к категориям высокого или среднего уровня риска.

Также с 2022 года вводится норма, разрешающая банкам открывать счет сразу после погашения налогоплательщиком задолженности. Сейчас банковский счет можно использовать через три дня, в некоторых случаях — через неделю.

Кому предоставили отсрочку по ИПН и СН в период с 1 апреля до 1 июля 2021 года

Отсрочка по уплате ИПН у источника выплаты и социального налога по обязательствам, наступающим в период с 1 апреля 2021 года до 1 июля 2021 года, предоставлена налоговым агентам, применяющим СНР розничного налога, и лицам, занимающимся частной практикой, в срок не позднее 1 июля 2021 года.

С 2022 года вводится СНР с использованием мобильного приложения

Новый специальный налоговый режим с использованием специального мобильного приложения смогут применять только индивидуальные предприниматели, использующие упрощенную декларацию, т.к. исполнение налоговых обязательств можно осуществлять через смартфон. Введение нового режима упростит регистрацию, прекращение деятельности и исполнение налоговых обязательств налогоплательщика.

Медицинские расходы в период карантина и пандемии исключены из доходов ФЛ

С 1 июля 2021 года в Налоговый кодекс вводится норма, устанавливающая, что все медицинские расходы работодателя, включая возмещение расходов работников, связанных с проведением ограничительных мероприятий (карантином, признанием заболевания пандемией), не рассматриваются доходами физических лиц и не подлежат налогообложению.

Майнингом является способ добычи криптовалют. Плата за цифровой майнинг будет взиматься за объем электрической энергии, потребленной при цифровом майнинге. Текущие суммы платы будут уплачиваться плательщиками ежеквартально. При этом ставка платы определена в размере 1 тенге за 1 киловатт-час электрической энергии, потребленной при осуществлении цифрового майнинга.

Изменения в Налоговом Кодексе в 2021 г.

  • Законы

Почему так важен и чем еще интересен подоходный налог? РК на законодательном уровне старается учесть все возможные нюансы, чтобы снизить нагрузку на плательщиков налогов. Поэтому предусмотрен ряд вычетов, влияющих на его сумму, на которых остановимся подробнее.

Безусловно, важно, чтобы все вычеты из суммы зарплаты производились правильно. Но не все они могут быть оформлены автоматически, о чем предупреждает Налоговый кодекс.

Сообщение № 3680 от 19.01.2021

Уважаемые пользователи и партнеры 1С!

Представительство «1С» в Казахстане приглашает принять участие в бесплатном онлайн-семинаре

Принят закон «О республиканском бюджете на 2021-2023 годы».

С 1 января 2021 года:

— минимальный размер заработной платы — 42 500 тенге;
— минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты — 18 524 тенге;
минимальный размер пенсии — 43 272 тенге;
— МРП — 2 917 тенге;
— величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат — 34 302 тенге.

Пенсии повысят с 1 января 2021 года на 7 процентов.

Поправки в Налоговый кодекс и закон о введении его в действие предусматривают дополнительную налоговую амнистию для физических лиц по списанию пени, числящейся на лицевом счете налогоплательщика по состоянию на 1 апреля 2020 года.

Досрочное снятие пенсионных накоплений

Гражданам предоставлено право отсрочки по уплате ИПН при использовании ими единовременных пенсионных выплат, а также определяется порядок его исчисления, удержания и уплаты; вводится специальный налоговый режим розничного налога для предоставления права субъектам малого и среднего бизнеса.

Начнет работу Единая информационная система защиты прав потребителей. Потребитель, права которого нарушены, через ЕИСЗПП может обратиться к продавцу (изготовителю, исполнителю) или к субъекту досудебного урегулирования потребительского спора.

Иностранная рабочая сила

Изменены ставки сбора за выдачу или продление разрешения на привлечение иностранной рабочей силы в РК для сезонных работников.

Они составляют:
до 90 календарных дней — 12-кратного размера МРП;
до 180 календарных дней — 24-кратного размера МРП;
до 270 календарных дней — 36-кратного размера МРП;
до 365 календарных дней — 48-кратного размера МРП.

Кроме того, утвержден перечень профессий иностранных сезонных работников.

Начиная с 2021 года текст проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год должен содержать размер взносов государства на обязательное социальное медицинское страхование.

Реклама

Объекты наружной (визуальной) рекламы должны соответствовать национальным стандартам.

Медицина

Субъекты в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий при производстве лекарственных средств обязаны соблюдать требования надлежащей производственной практики (GMP).

В бланках вкладышей всех видов документов об образовании государственного образца применяется технология автоматической идентификации и сбора данных или QR код.

Также в бланках вкладышей, приложений к документам об образовании государственного образца размещаются логотипы аккредитационных агентств, аккредитовавших заявленные образовательные программы.

  • 2021
  • 2020
  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
МЗП 42 500 тг
МРП 2 917 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 9 %
МЗП 42 500 тг
МРП 2 778 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 9,25 %
ОСМС 2 %

С 1 января 2020 года срок исковой давности составляет три года, а по налогоплательщикам, подлежащим налоговому мониторингу и осуществляющим деятельность в соответствии с контрактом на недропользование, срок исковой давности составляет пять лет.

Срок исковой давности, который составляет 3 года, распространяется на налоговые обязательства и требования, возникшие с 1 января 2020 года и не распространяется на отношения, возникшие до введения в действие закона.

— В этой связи во избежание разного толкования указанной нормы проектом закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и совершенствования инвестиционного климата» предусмотрены соответствующие поправки, — пояснили в КГД.

Согласно данным поправкам, по налоговым обязательствам и требованиям, возникшим до 1 января 2020 года, срок исковой давности составляет 5 лет.

По освобождению компаний микро и малого бизнеса от уплаты налога на доход сроком на три года

Введена в действие новая статья НК — 57-4.

На период с 1 января 2020 года до 1 января 2023 года лица, применяющие специальные налоговые режимы и признаваемые субъектами микропредпринимательства или малого предпринимательства, в том числе плательщики единого земельного налога, освобождены от уплаты:

— суммы корпоративного (индивидуального) подоходного налога (кроме удерживаемого у источника выплаты), исчисленного в соответствии со статьями 686, 687, 695, 700 Налогового кодекса;
— суммы социального налога, исчисленного в соответствии со статьей 687 Налогового кодекса;
— суммы единого земельного налога.

Как поясняется, субъектами малого предпринимательства (микропредпринимательства) признаются налогоплательщики, соответствующие условиям, установленным пунктами 2 и 3 статьи 24 Предпринимательского кодекса РК.

Вышеуказанные положения не распространяются на налогоплательщиков, осуществляющих:

— деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
— производство или оптовую реализацию подакцизной продукции;
— деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах;
— проведение лотереи;
— деятельность в сфере игорного бизнеса;
— деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов;
— банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);
— аудиторскую деятельность;
— профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;
— деятельность кредитных бюро;
— охранную деятельность;
— деятельность, связанную с оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему;
— деятельность в сфере недропользования, в том числе деятельность старателей;
— реализацию полезных ископаемых, в том числе деятельность трейдеров, деятельность по реализации угля, нефти;
— розничную реализацию отдельных видов нефтепродуктов бензина, дизельного топлива и мазута;
— внешнеэкономическую деятельность.

С 1 января 2020 года вступил в действие пункт 1 статьи 685 НК в новой редакции.

Так, вправе применять специальный налоговый режим на основе патента индивидуальные предприниматели, которые помимо соответствия условиям, установленным для субъектов малого бизнеса статьей 683 Налогового кодекса:
— не используют труд работников;
— осуществляют деятельность в форме личного предпринимательства;
— осуществляют один или несколько из следующих видов деятельности:
штукатурные работы;
столярные и плотницкие работы;
работы по покрытию полов и облицовке стен;
малярные и стекольные работы;
деятельность такси;
грузовые перевозки автомобильным транспортом;
управление недвижимостью за вознаграждение или на договорной основе;
деятельность в области фотографии;
переводческое (устное и письменное) дело;
сдача в имущественный наем (аренду);
сдача в имущественный наем (аренду) транспортных средств;
прокат и имущественный наем (аренда) развлекательного и спортивного инвентаря;
прокат видеозаписей и дисков;
прокат и имущественный наем (аренда) прочих предметов личного потребления и бытовых товаров;
сдача в имущественный наем (аренду) сельскохозяйственной техники и оборудования;
сдача в имущественный наем (аренду) офисных машин и оборудования, включая вычислительную технику;
услуги в области спортивного образования и образования специалистов организации досуга;
услуги образования в сфере культуры;
услуги в области прочего образования;
вспомогательные образовательные услуги;
деятельность в области искусства;
ремонт компьютеров и периферийного оборудования;
ремонт коммуникационного оборудования;
ремонт предметов личного потребления и бытовых товаров;
парикмахерские услуги;
маникюр и педикюр;
ветеринарные услуги;
услуги по обработке земельных участков;
услуги по уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства;
услуги носильщиков на рынках, вокзалах;
изготовление и ремонт музыкальных инструментов;
выпас домашних животных.

С 1 января 2020 года объектом налогообложения для налогоплательщика, применяющего СНР для крестьянских или фермерских хозяйств на основе уплаты единого земельного налога, является доход, полученный (подлежащий получению) на территории РК и за ее пределами за налоговый период (доход определяется как в упрощенной декларации – все доходы без учета расходов, но за год). Ставка ЕЗН составляет 0,5% от объекта обложения.

Фиксированный налог — раздел 17 Налогового кодекса действовал до 1 января 2020 года, соответственно, с 1 января 2020 года отменен фиксированный налог.
Налог на игорный бизнес ст. 539 и 540 действовали до 1 января 2020 года, соответственно, дополнительный платеж по налогу на игорный бизнес отменен.

При этом пункт 3 статьи 222 Налогового кодекса действовал до 1 января 2020 года, соответственно, с 1 января 2020 года юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса или оказывающие услуги с использованием игровых автоматов без выигрыша, персональных компьютеров, используемых для проведения игры, игровых дорожек (боулинг (кегельбан), картов (картинг), бильярдных столов (бильярд), а также уполномоченные организации обменных пунктов, признаны плательщиками корпоративного подоходного налога.

Об обязательном социальном медицинском страховании для индивидуальных предпринимателей и крестьянских или фермерских хозяйств.

С 1 января 2020 года размер отчислений работодателей, подлежащих уплате в Фонд за наемных работников, составил 2 процента от объекта исчисления отчислений (объект исчисления – заработная плата минус ОПВ, но не более 10 МЗП), взносов индивидуальных предпринимателей — 5 процентов от объекта исчисления взносов (объект исчисления — 1,4 МЗП).

Изменения в Налоговый кодекс 2021-2022 Законом от 24 июня 2021 года

  • 18:02 16-09-2021«Адил соз» осудила поправки о возможной блокировке соцсетей в Казахстане
  • 18:00 16-09-2021Балаева высказалась о расследовании, по которому в полицию вызвали журналистов
  • 17:58 16-09-2021Журналистов вызвали в полицию по делу о «распространении ложной информации» после взрывов в Жамбылской области
  • 17:57 16-09-2021Суд удовлетворил апелляцию Альнура Ильяшева на отказ рассмотреть заявление о политрепрессиях
  • 17:52 16-09-2021«Когда мы, народ, начинаем спрашивать, вот, пожалуйста». На экоактивистов Акмолинской области заводят дела
  • 17:50 16-09-2021Экологи сообщили, из-за чего погибла рыба на водохранилище Кок озен
  • 17:49 16-09-2021Актюбинцы хотят засудить главного санврача Казахстана
  • 17:47 16-09-2021В Актюбинской области обезврежена ОПГ скотокрадов
  • 17:46 16-09-2021В Текели уволили директора школы – эксплуататора учителей
  • 17:42 16-09-2021Суд обязал снести кошару, построенную частником на территории природного парка

НДС в РК (налог на добавленную стоимость) — это налог, который уплачивается от стоимости оказанных услуг, работ и проданных товаров на территории республики Казахстан. Кроме этого, НДС также уплачивается когда вы импортируете товары, при прохождении таможни. Актуальность статьи проверена 02.2021.

Ставка налога — 12% или 0% при экспорте товаров.

Сокращения: НК РК — налоговый кодекс республики Казахстан, ЭСФ — электронный счет-фактура.

Налог уплачивается далеко не каждый раз, когда что-то продается, а только в том случае, если продавец является плательщиком НДС или, если покупатель импортирует товары.

Регистрация плательщиком НДС бывает добровольная и обязательная. В обязательном порядке надо зарегистрироваться, если вы достигли предельного оборота — 30000 МРП (89 130 000 тенге в 2021 году)

Если покупатель импортирует товары из-за границы (покупает у нерезидента) то он должен оплатить НДС даже если НЕ зарегистрирован как плательщик НДС и НЕ стоит на учете по налогу. НДС в данном случае платится при растаможке товара.

Статья 367 НК РК. Плательщики НДС (Нажмите)

1. Плательщиками налога на добавленную стоимость являются:

1) лица, по которым произведена постановка на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость в Республике Казахстан:

индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой;

юридические лица-резиденты, за исключением государственных учреждений и государственных учебных заведений среднего образования;

нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через структурные подразделения;

2) лица, импортирующие товары на территорию Республики Казахстан в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан.

2. Постановка на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость производится в соответствии со статьями 82 и 83 настоящего Кодекса.

АДВОКАТАМ ПО НАЛОГАМ И ДРУГИМ ПЛАТЕЖАМ НА 2021 год

Все товары, услуги или работы, которые реализуются на территории Казахстана, за исключением освобожденных от НДС (т.е. необлагаемого оборота — см. нижк)
, облагаются НДС.

Также данным налогом облагаются импортируемые товары (в этом случае и уплачивает, и перечисляет налог покупатель-импортер).

Внимание. Даже если оборот облагается НДС, он платится только, если продавец — плательщик НДС или покупатель осуществляет импорт товаров. Подробнее см. — плательщики НДС

Определяется главной 45 НК РК.

Глава 45. НЕОБЛАГАЕМЫЙ ОБОРОТ И НЕОБЛАГАЕМЫЙ ИМПОРТ

  • Статья 394. Обороты по реализации товаров, работ, услуг, освобожденные от налога на добавленную стоимость
  • Статья 395. Обороты, связанные с международными перевозками
  • Статья 396. Обороты по реализации, связанные с землей и жилыми зданиями
  • Статья 397. Обороты по реализации финансовых операций, освобождаемые от налога на добавленную стоимость
  • Статья 398. Передача имущества в финансовый лизинг
  • Статья 399. Импорт, освобождаемый от налога на добавленную стоимость

По каждому из пунктов есть особенности, которые раскрываются в соответствующих статьях налогового кодекса.

Кроме оборотов (доходов) названных в статьях 395 — 399, также освобождаются от НДС обороты, указанные в подпунктах статьи 394 — см. спойлер.

Статья 394. Обороты по реализации товаров, работ, услуг, освобожденные от налога на добавленную стоимость (Нажмите)

Освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации следующих товаров, работ, услуг, местом реализации которых является Республика Казахстан:

1) указанных в статьях 395 — 398 настоящего Кодекса;

2) акцизных марок (учетно-контрольных марок, предназначенных для маркировки подакцизных товаров в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса);

3) здания, сооружения, реализуемых государственной исламской специальной финансовой компанией уполномоченному органу по управлению государственным имуществом, ранее приобретенных по договорам, заключенным в соответствии с условиями выпуска государственных исламских ценных бумаг, и земельных участков, занятых таким имуществом;

4) услуг по предоставлению государственной исламской специальной финансовой компанией во временное владение и пользование по договорам имущественного найма (аренды) здания, сооружения, приобретенных по договорам, заключенным в соответствии с условиями выпуска государственных исламских ценных бумаг, и земельных участков, занятых таким имуществом;

5) имущества, передаваемого на безвозмездной основе государственному учреждению или государственному предприятию в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

6) имущества в виде выигрышей, выдаваемых оператором лотереи участнику лотереи;

7) услуг по обеспечению информационного и технологического взаимодействия между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и рассылке информации участникам расчетов по операциям с платежными карточками и электронными деньгами;

8) услуг по переработке и (или) ремонту товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза с помещением под таможенную процедуру переработки на таможенной территории;

9) услуг в рамках деятельности кооператива собственников помещений (квартир) по управлению общим имуществом объекта кондоминиума, осуществляемых в соответствии с законодательством Республики Казахстан о жилищных отношениях;

10) банкнот и монет национальной валюты;

11) товаров, работ, услуг, если в налоговом периоде, в котором осуществлена реализация, а также за четыре предшествующих налоговых периода соблюдается одно из следующих условий:

средняя численность инвалидов составляет не менее 51 процента от общего числа работников;

расходы по оплате труда инвалидов составляют не менее 51 процента (в специализированных организациях, в которых работают инвалиды по потере слуха, речи, зрения, — не менее 35 процентов) от общих расходов по оплате труда.

Положения настоящего подпункта не применяются к оборотам по реализации подакцизных товаров.

В отношении оборотов по реализации в рамках долгосрочных контрактов положения настоящего подпункта применяются при соблюдении условий, установленных настоящим пунктом, в течение всего периода действия такого контракта;

12) работ, услуг по безвозмездному ремонту и (или) техническому обслуживанию товаров в период установленного сделкой гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей и деталей к ним, если условиями сделки предусмотрено предоставление налогоплательщиком гарантии качества реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг;

13) если иное не установлено статьей 392 настоящего Кодекса, инвестиционного золота в виде слитков и пластин на основании сделки, заключенной на фондовой бирже, либо если одной из сторон такой сделки является банк второго уровня, юридические лица, имеющие в соответствии с Законом Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле» право на осуществление через свои обменные пункты покупки и продажи аффинированного золота в слитках, выпущенных Национальным Банком Республики Казахстан, юридическое лицо — профессиональный участник рынка ценных бумаг или Национальный Банк Республики Казахстан;

14) действовал до 01.01.19 г.

15) услуг туроператора по въездному туризму;

16) заемных операций в денежной форме на условиях платности, срочности и возвратности;

17) товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли;

18) лома и отходов цветных и черных металлов;

19) услуг по проведению религиозными объединениями религиозных обрядов и церемоний в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

20) предметов религиозного назначения религиозными объединениями, зарегистрированными в органах юстиции Республики Казахстан.

Глава 46 налогового кодекса РК

Понятие зачет НДС лучше всего объяснить на примере.

  1. Например, продавец Б купил у поставщика А товар за 1120 тенге (с учетом НДС).
  2. Из них, 1000 — это стоимость товара, а 120 — это НДС.
  3. Продавец Б продал товар за 1288 тенге (с учетом НДС).
  4. Из них 1150 — это стоимость товара, а 138 — это НДС.
  5. Но продавец Б уже уплатил 120 тенге НДС при покупке этого товара у поставщика А.
  6. Вот эти 120 тенге и есть НДС, который идет в зачет.
  7. Т.е. продавец Б заплатит государству не все 138 тенге НДС, а 138 — 120 = 18 тенге.

Наличие зачета — это принципиальное различие НДС от простого налога с продаж.

Перечисляет НДС государству — продавец (если речь не идет об импорте), но платит покупатель, т.е. продавец закладывает НДС в цену товара.

Не буду вдаваться во все нюансы, так как счет фактура — это тема отдельной статьи, а укажу только наиболее частые случаи:

  • Если он продавец электронных товаров (по операциям электронной торговли) — пункт 16 Правил осуществления электронной торговли
  • Если продавец плательщик НДС — пункт 1 статьи 412 НК РК
  • !!! Если продавец реализует импортированные товары (даже если он НЕ плательщик НДС) — пункт 1 статьи 412 НК РК

!!! Причем с 01.01.2019 года продавец, реализующий импортированные товары обязан выписывать ЭСФ, даже если не является импортером. Т.е. ЭСФ должны выписывать все участники цепочки. Например, ваш оптовый поставщик импортировал и растаможил товар, вы купили у него и продали в розницу какому-нибудь ИП.

При продаже, ЭСФ обязаны выписать, как ваш поставщик, ТАК И ВЫ, даже если не являются плательщиками НДС. Причем без ЭСФ поставщика вы не сможете выписать свою — из-за отсутствия данных.

Какие изменения произошли в налоговом законодательстве

Согласно внесенным изменениям и дополнениям в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) предоставлены дополнительные налоговые льготы по НДС.

Новые нормы по освобождению от НДС
Согласно новым нормам освобождаются от НДС обороты по реализации следующих товаров, работ, услуг, местом реализации которых является Республика Казахстан. Освобождения предоставлены при:
1) реализации товаров, произведенных и реализуемых при осуществлении приоритетных видов деятельности на территории СЭЗ при одновременном соблюдении следующих условий:
— наличие договора (контракта) на поставку товаров с организациями, осуществляющими деятельность на территории СЭЗ;
— наличие документов, подтверждающих отгрузку товаров участнику СЭЗ;
— наличие документов, подтверждающих получение товаров покупателем – участником СЭЗ;
2) оказании услуг назначенного оператора, оформленные едиными документами в соответствии с актами Всемирного почтового союза, по транзиту международных почтовых отправлений назначенных операторов других стран-членов Всемирного почтового союза через территорию Республики Казахстан;
3) оказании услуг исключительно по осуществлению социально значимых перевозок пассажиров автомобильным транспортом в городском (сельском), пригородном, внутрирайонном, межрайонном (междугороднем внутриобластном) сообщении, а также трамваями.
Данные дополнения внесены в статью 394 Налогового кодекса.

Освобождение от НДС при импорте
Действующим Налоговым кодексом предусмотрено применение уполномоченными экономическими операторами (УЭО) отсрочки по уплате НДС на импорт при соблюдении определенных условий.
Согласно внесенным изменениям в статью 399 Налогового кодекса освобождается от НДС импорт товаров, по которым изменен срок уплаты косвенных налогов в соответствии с пунктом 10 статьи 49 кодекса и исполнены требования, установленные статьей 457.
Порядок и условия применения освобождения от НДС при импорте товаров утверждаются уполномоченным органом.
В случае нарушения порядка подтверждения экспорта товаров НДС на импортируемые товары подлежит уплате с начислением пени со срока, установленного для уплаты НДС на импортируемые товары, в порядке и размере, которые определены таможенным законодательством ЕАЭС или таможенным законодательством Республики Казахстан.
Таким образом, Законом внесена поправка, предусматривающая освобождение от НДС на импорт для определенной категории налогоплательщиков НДС по которым применена отсрочка уплаты НДС на импорт при условии вывоза ранее импортированных товаров в государства члены-ЕАЭС.

Применение дополнительного зачета по НДС
Согласно внесенным дополнениям в статью 411 Налогового кодекса перечень видов деятельности, по которым применяется дополнительный зачет по НДС дополнен следующими видами деятельности:

  • подготовка хлопчатобумажного волокна, хлопка-волокна;
  • производство дрожжей;
  • производство шоколада, сахаристых кондитерских изделий, печенья и мучных кондитерских изделий длительного хранения при условии заключения налогоплательщиком соглашения в порядке, определенном уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса;
  • производство сахара из сахарной свеклы.

Внесенные изменения направлены на поддержку отечественных товаропроизводителей.

КГД МФ РК

Возврат к списку

Информация

  • Справка тсник.kz
  • О НАС
  • Наша команда
  • Пользовательское соглашение

База знаний

  • Видео инструкция
  • Обучение
  • Путеводитель по бизнесу
  • FAQ

Помощник

  • Глоссарий
  • Главному бухгалтеру
  • Налоговый календарь
  • Калькулятор налоговых форм

НДС в РК (налог на добавленную стоимость) — это налог, который уплачивается от стоимости оказанных услуг, работ и проданных товаров на территории республики Казахстан. Кроме этого, НДС также уплачивается когда вы импортируете товары, при прохождении таможни. Актуальность статьи проверена 02.2020.

Ставка налога — 12% или 0% при экспорте товаров. Основное изменение в 2020 году (на самом деле еще с 2019 года) — это исключение оборота ИП на упрощенке, прошедшего через ТИС из расчета максимального оборота для постановки на учет НДС.

Сокращения: НК РК — налоговый кодекс республики Казахстан, ЭСФ — электронный счет-фактура.

Налог уплачивается далеко не каждый раз, когда что-то продается, а только в том случае, если продавец является плательщиком НДС или, если покупатель импортирует товары.

Регистрация плательщиком НДС бывает добровольная и обязательная. В обязательном порядке надо зарегистрироваться, если вы достигли предельного оборота — 30000 МРП (79 530 000 тенге в 2020 году)

Если покупатель импортирует товары из-за границы (покупает у нерезидента) то он должен оплатить НДС даже если НЕ зарегистрирован как плательщик НДС и НЕ стоит на учете по налогу. НДС в данном случае платится при растаможке товара.

Статья 367 НК РК. Плательщики НДС (Нажмите)

Все товары, услуги или работы, которые реализуются на территории Казахстана, за исключением освобожденных от НДС (т.е. необлагаемого оборота — см. нижк)
, облагаются НДС.

Также данным налогом облагаются импортируемые товары (в этом случае и уплачивает, и перечисляет налог покупатель-импортер).

Внимание. Даже если оборот облагается НДС, он платится только, если продавец — плательщик НДС или покупатель осуществляет импорт товаров. Подробнее см. — плательщики НДС

Определяется главной 45 НК РК.

Глава 45. НЕОБЛАГАЕМЫЙ ОБОРОТ И НЕОБЛАГАЕМЫЙ ИМПОРТ

  • Статья 394. Обороты по реализации товаров, работ, услуг, освобожденные от налога на добавленную стоимость
  • Статья 395. Обороты, связанные с международными перевозками
  • Статья 396. Обороты по реализации, связанные с землей и жилыми зданиями
  • Статья 397. Обороты по реализации финансовых операций, освобождаемые от налога на добавленную стоимость
  • Статья 398. Передача имущества в финансовый лизинг
  • Статья 399. Импорт, освобождаемый от налога на добавленную стоимость

По каждому из пунктов есть особенности, которые раскрываются в соответствующих статьях налогового кодекса.

Кроме оборотов (доходов) названных в статьях 395 — 399, также освобождаются от НДС обороты, указанные в подпунктах статьи 394 — см. спойлер.

Статья 394. Обороты по реализации товаров, работ, услуг, освобожденные от налога на добавленную стоимость (Нажмите)

Освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации следующих товаров, работ, услуг, местом реализации которых является Республика Казахстан:

1) указанных в статьях 395 — 398 настоящего Кодекса;

2) акцизных марок (учетно-контрольных марок, предназначенных для маркировки подакцизных товаров в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса);

3) здания, сооружения, реализуемых государственной исламской специальной финансовой компанией уполномоченному органу по управлению государственным имуществом, ранее приобретенных по договорам, заключенным в соответствии с условиями выпуска государственных исламских ценных бумаг, и земельных участков, занятых таким имуществом;

4) услуг по предоставлению государственной исламской специальной финансовой компанией во временное владение и пользование по договорам имущественного найма (аренды) здания, сооружения, приобретенных по договорам, заключенным в соответствии с условиями выпуска государственных исламских ценных бумаг, и земельных участков, занятых таким имуществом;

5) имущества, передаваемого на безвозмездной основе государственному учреждению или государственному предприятию в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

6) имущества в виде выигрышей, выдаваемых оператором лотереи участнику лотереи;

7) услуг по обеспечению информационного и технологического взаимодействия между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и рассылке информации участникам расчетов по операциям с платежными карточками и электронными деньгами;

8) услуг по переработке и (или) ремонту товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза с помещением под таможенную процедуру переработки на таможенной территории;

9) услуг в рамках деятельности кооператива собственников помещений (квартир) по управлению общим имуществом объекта кондоминиума, осуществляемых в соответствии с законодательством Республики Казахстан о жилищных отношениях;

10) банкнот и монет национальной валюты;

11) товаров, работ, услуг, если в налоговом периоде, в котором осуществлена реализация, а также за четыре предшествующих налоговых периода соблюдается одно из следующих условий:

средняя численность инвалидов составляет не менее 51 процента от общего числа работников;

расходы по оплате труда инвалидов составляют не менее 51 процента (в специализированных организациях, в которых работают инвалиды по потере слуха, речи, зрения, — не менее 35 процентов) от общих расходов по оплате труда.

Положения настоящего подпункта не применяются к оборотам по реализации подакцизных товаров.

В отношении оборотов по реализации в рамках долгосрочных контрактов положения настоящего подпункта применяются при соблюдении условий, установленных настоящим пунктом, в течение всего периода действия такого контракта;

12) работ, услуг по безвозмездному ремонту и (или) техническому обслуживанию товаров в период установленного сделкой гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей и деталей к ним, если условиями сделки предусмотрено предоставление налогоплательщиком гарантии качества реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг;

13) если иное не установлено статьей 392 настоящего Кодекса, инвестиционного золота в виде слитков и пластин на основании сделки, заключенной на фондовой бирже, либо если одной из сторон такой сделки является банк второго уровня, юридические лица, имеющие в соответствии с Законом Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле» право на осуществление через свои обменные пункты покупки и продажи аффинированного золота в слитках, выпущенных Национальным Банком Республики Казахстан, юридическое лицо — профессиональный участник рынка ценных бумаг или Национальный Банк Республики Казахстан;

14) действовал до 01.01.19 г.

15) услуг туроператора по въездному туризму;

16) заемных операций в денежной форме на условиях платности, срочности и возвратности;

17) товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли;

18) лома и отходов цв��тных и черных металлов;

19) услуг по проведению религиозными объединениями религиозных обрядов и церемоний в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

20) предметов религиозного назначения религиозными объединениями, зарегистрированными в органах юстиции Республики Казахстан.

  • Большинство казахстанцев предпочитают брать быстрые кредиты на продукты, одежду и технику 14.01.2021
  • Консалтинг фармации от БАУФАРМ 19.12.2020
  • Олимп БК в Казахстане 24.11.2020
  • Реорганизация РГКП (КГКП) в акционерное общество (РГП на ПХВ) 12.11.2020
  • Интернет-магазин сетевого оборудования 27.10.2020
  • JKR Investment Group – инвестируй в свое будущее 26.10.2020
  • Выгодные инвестиции: чем полезен депозит 26.10.2020
  • Лучший сайт о беттинге в Казахстане 02.10.2020
  • Рекомендации по выбору скейта: главные критерии 23.09.2020
  • Реально ли получить микрозайм на долгий срок? 02.09.2020

02.02.21

Ботакоз Кыдырбаева, Дана Омарова, Гульжан Даулбаева, Амиралиева Масида, Есентемирова Рузанна, Иралимов Батырхан

03.02.21

Ардак Мырзабаева, ardakm, Динара Кожбанова, Дастан Бердібаев, Перов Александр, nyarovikova

04.02.21

Елена Костюкова, Павлов Александр, Ербол Амангалиев, Жаныл Мусабекова, Лидия Яценко

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе для целей налогообложения:

1) услуги по обработке информации – услуги по осуществлению сбора и обобщению информации, систематизации информационных массивов (данных) и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации;

2) специальный налоговый режим – особый порядок исчисления и уплаты отдельных видов налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также представления налоговой отчетности по ним для отдельных категорий налогоплательщиков;

2-1) организация органа Международного финансового центра «Астана» – юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с действующим правом Международного финансового центра «Астана», 50 и более процентов доли участия (голосующих акций) которого прямо или косвенно принадлежат органу Международного финансового центра «Астана».

Косвенное владение означает владение органом Международного финансового центра «Астана» через другое юридическое лицо, которое прямо принадлежит органу Международного финансового центра «Астана»;

Примечание ИЗПИ!

Статья 13. Права и обязанности налогоплательщика

1. Налогоплательщик вправе:

1) получать от налоговых органов информацию о действующих налогах и платежах в бюджет, изменениях в налоговом законодательстве Республики Казахстан, разъяснения по применению налогового законодательства Республики Казахстан;

2) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых налоговым законодательством Республики Казахстан, лично или через законного или уполномоченного представителя в соответствии со статьей 16 настоящего Кодекса, или с участием налогового консультанта;

3) заключать договор на проведение аудита по налогам в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

4) получать результаты налогового контроля в случаях, установленных настоящим Кодексом;

5) получать бесплатно в налоговом органе бланки установленных форм налоговых заявлений и (или) программное обеспечение, необходимое для представления налоговой отчетности и заявления в электронной форме;

Примечание ИЗПИ!
Подпункт 6) предусмотрен в редакции Закона РК от 10.12.2020 № 382-VI (вводится в действие с 01.01.2022).

6) обжаловать уведомление о результатах проверки, уведомление об итогах рассмотрения жалобы налогоплательщика (налогового агента) на уведомление о результатах проверки, а также действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов;

7) не представлять информацию и документы, не относящиеся к объектам налогообложения и (или) объектам, связанным с налогообложением, за исключением информации и документов, представление которых предусмотрено налоговым законодательством Республики Казахстан, законодательством Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании, а также законодательством Республики Казахстан, регулирующим производство и оборот отдельных видов подакцизных товаров, авиационного топлива, биотоплива и мазута;

8) получать информацию о благонадежности и добросовестности контрагента из информационной системы, указанной в пункте 15 статьи 22 настоящего Кодекса.

2. Налогоплательщик вправе представить в налоговый орган сведения о своих номерах телефонов и адресах электронной почты для целей информирования о наличии налоговых обязательств по налогу на транспортные средства, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.

3. Налогоплательщик обязан:

1) своевременно и в полном объеме исполнять налоговые обязательства;

2) представлять по требованию налоговых органов договор на проведение аудита по налогам и заключение аудита по налогам в случае заключения такого договора;

3) представлять информацию и документы, предусмотренные налоговым законодательством Республики Казахстан, законодательством Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании, а также законодательством Республики Казахстан, регулирующим производство и оборот отдельных видов подакцизных товаров, авиационного топлива, биотоплива и мазута;

4) соблюдать требования, предъявляемые при применении контрольно-кассовых машин;

5) хранить в течение пяти лет с даты печати или полного заполнения сменные отчеты, книги учета наличных денег и товарных чеков, а также чеки аннулирования, возврата и чеки контрольно-кассовых машин, по которым проведены операции аннулирования и возврата.

4. Налогоплательщик имеет иные права и выполняет иные обязанности, установленные налоговым законодательством Республики Казахстан.

Статья 36. Исполнение налогового обязательства

1. Исполнение налогового обязательства осуществляется налогоплательщиком самостоятельно, если иное не установлено настоящим Кодексом.

2. Во исполнение налогового обязательства налогоплательщик совершает следующие действия:

1) встает на регистрационный учет в налоговом органе;

2) ведет учет объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением;

3) исчисляет, исходя из объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, налоговой базы и налоговых ставок, суммы налогов и платежей, подлежащие уплате в бюджет, а также авансовые и текущие платежи по ним в соответствии с Особенной частью настоящего Кодекса;

4) составляет и представляет, за исключением налоговых регистров, налоговые формы и иные формы, установленные настоящим Кодексом, налоговым органам в установленном порядке;

5) уплачивает исчисленные и начисленные суммы налогов и платежей в бюджет, авансовые и текущие платежи по налогам и платежам в бюджет в соответствии с Особенной частью настоящего Кодекса.

3. Налоговое обязательство должно быть исполнено налогоплательщиком в порядке и сроки, которые установлены налоговым законодательством Республики Казахстан.

В случаях, предусмотренных Особенной частью настоящего Кодекса, налоговое обязательство может быть исполнено налогоплательщиком-физическим лицом путем внесения в течение налогового периода нескольких платежей, общая сумма которых не может быть менее исчисленной суммы налога.

4. Налоговое обязательство налогоплательщика по уплате налогов и платежей в бюджет, а также обязательство по уплате пени и штрафов, исполняемые в безналичной форме, считаются исполненными со дня получения к исполнению платежного поручения на сумму налогов и платежей в бюджет, пени и штрафов банком второго уровня или организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций, или со дня осуществления платежа через банкоматы или электронные терминалы, а в наличной форме – со дня внесения налогоплательщиком указанных сумм в банк второго уровня или организацию, осуществляющую отдельные виды банковских операций, уполномоченный государственный орган, местный исполнительный орган.

5. При уплате налогов, платежей в бюджет, перечислении социальных платежей уполномоченным представителем налогоплательщика в случаях, установленных настоящим Кодексом, в платежных документах отправителем денег указываются фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) или наименование налогоплательщика и его идентификационный номер.

6. Налоговое обязательство налогоплательщика по уплате налога, исполняемое налоговым агентом, считается исполненным со дня удержания налога.

7. Налоговое обязательство по уплате налогов, платежей в бюджет, а также обязательство по уплате пени и штрафов могут быть исполнены путем проведения зачетов в порядке, определенном статьей 102 настоящего Кодекса.

8. Налоговое обязательство по уплате налогов, платежей в бюджет, а также обязательство по уплате пени и штрафов исполняются в национальной валюте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, Законом Республики Казахстан «Об акционерных обществах», а также случаев, когда законодательством Республики Казахстан и соглашениями (контрактами) о разделе продукции, контрактом на недропользование, утвержденным Президентом Республики Казахстан, указанными в статье 722 настоящего Кодекса, предусмотрена натуральная форма уплаты или уплата в иностранной валюте.

Статья 37. Особенности исчисления налогов и платежей в бюджет при исполнении налогового обязательства

1. Исчисление суммы налогов, удерживаемых у источника выплаты, осуществляется налоговым агентом.

2. В случаях, предусмотренных Особенной частью настоящего Кодекса, обязанность по исчислению суммы отдельных видов налогов и платежей в бюджет может быть возложена на налоговый орган и уполномоченные государственные органы.

Статья 38. Сроки исполнения налогового обязательства

1. Сроки исполнения налогового обязательства устанавливаются настоящим Кодексом.

2. Течение срока начинается со дня, следующего за днем, в течение которого произошло фактическое событие или юридическое действие, которым определено начало срока исполнения налогового обязательства.

Срок истекает в конце последнего дня налогового периода. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то срок истекает в конце следующего рабочего дня.

3. Налогоплательщик (налоговый агент) вправе исполнить налоговое обязательство досрочно.

Сноска. Заголовок главы 6 с изменением, внесенным Законом РК от 10.12.2020 № 382-VI (вводится в действие с 01.01.2021).

Статья 49. Общие положения об изменении сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов и (или) плат

1. Изменением сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов и (или) плат, признается перенос установленного настоящим Кодексом срока их уплаты на более поздний срок либо продление сроков погашения налоговой задолженности. Положения настоящего пункта не применяются в отношении сумм штрафов.

Для целей настоящей главы под платами понимаются платы за:

пользование земельными участками;

пользование водными ресурсами поверхностных источников;

Примечание ИЗПИ!
Абзац четвертый части второй пункта 1 предусмотрен в редакции Закона РК от 02.01.2021 № 402-VI (вводится в действие с 01.01.2022).

эмиссии в окружающую среду.

  • Как избавиться от долгов

  • Карты рассрочки – в чем выгода

  • Как научиться экономить и вести семейный бюджет

  • Страхование имущества

  • Как лучше платить – карточкой или наличными

  • 5 способов оплатить коммунальные платежи, не выходя из дома

  • Как начать инвестировать? Виды инвестиций, их достоинства и недостатки

  • Ипотека по программе «7-20-25»

  • Лизинг в Казахстане: виды, особенности, преимущества, отличие от кредита

  • Подоходный налог в Казахстане: что такое и как рассчитать?

  • Штрафы ГАИ за нарушение ПДД в Казахстане: проверка, оплата

  • Социальный налог в РК

  • Сколько стоит сделать паспорт в Казахстане?

  • Водительские права в Казахстане: получение, замена, лишение

  • Пенсия в Казахстане: расчет, виды, пенсионный возраст

  • Арендное жилье с последующим выкупом: как и кто может получить

  • Налог на имущество физических и юридических лиц

  • Земельный налог РК: ставки, расчет, порядок и сроки уплаты, льготы

  • Виды страхования в Казахстане: ОСАГО, КАСКО, страхование жизни и медицинская страховка

  • Пособия и льготы многодетным семьям в Казахстане

  • Индивидуальное предпринимательство: открытие, проверка, закрытие ИП в Казахстане

  • Как быстрее и выгоднее продать квартиру самостоятельно

  • Как защититься от коллекторов в Казахстане

  • Как получить квартиру от государства в Казахстане

  • Порядок выплаты пенсионных накоплений в Казахстане

  • Налог на транспорт РК: ставки, расчет, льготы, сроки уплаты

  • Кредитная история: как узнать и очистить плохую?

  • Банковская гарантия в РК: виды, условия выдачи

    В ст. 164 НК РФ предусмотрены три ставки НДС: 20%, 10% и 0%. Вся сумма НДС поступает в федеральный бюджет в полном объеме.

    Применение ставки 0% во многих случаях связано с экспортом товаров, оказанием транспортно-экспедиционных услуг и услуг в сфере международных перевозок (в том числе водным, железнодорожным транспортом), оказанием услуг и выполнением работ во вспомогательных сферах, реализацией драгоценных металлов, припасов, вывезенных с территории РФ, товаров (работ, услуг) и имущественных прав при продаже их FIFA и дочерним организациям, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, приобретаемых для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр.

    Налогоплательщикам следует различать применение ставки 0% и освобождение от обязанности по уплате налога, поскольку документальное оформление отличается. Совершение ошибки (например, указание в документах «без НДС» вместо «0%») может повлечь возникновение проблем у компании или ее контрагентов.

    Ставка 10% применяется при реализации:

    • продуктов питания согласно списку, предусмотренному в подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ;
    • товаров для детей;
    • периодических печатных изданий, за исключением таких изданий рекламного и эротического характера;
    • медицинских товаров отечественного и зарубежного производства;
    • услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа.

    Реализация не перечисленных в п. 1 и 2 ст. 164 НК РФ видов товаров, работ и услуг облагается по ставке 20%.

    Налог на добавленную стоимость относится к косвенным разновидностям обязательных платежей в бюджет. Что означает косвенный? НДС — это надбавка к стоимости товара (услуги), которая уплачивается по частям на каждой стадии создания и реализации продукции.

    Сначала эту надбавку уплачивает изготовитель (исполнитель) в виде отчисления части выручки при приобретении необходимого для производства сырья/материалов, услуг. Впоследствии надбавку от разности между ценой приобретения и продажи уплачивает посредник.

    Порядок начисления и уплаты налогов устанавливает Налоговый кодекс Казахстана.

    В соответствии с НК РК (далее по тексту — НК) плательщиками налога являются:

    • физлица, занимающиеся предпринимательством, — ИП;
    • юрлица-резиденты, кроме госучреждений и общеобразовательных школ;
    • филиалы/представительства нерезидента, ведущие деятельность в Республике;
    • импортеры.

    К объектам обложения НДС относятся:

    • оборот, облагаемый налогом (выручка от реализации, продажи основных средств (ОС), безвозмездной передачи имущества, вознаграждение от передачи в финлизинг и другое, а также остатки товаров при снятии налогоплательщика с учета, если НДС с их стоимости был поставлен в зачет);
    • импорт, за исключением необлагаемого (все завезенные на территорию Евразийского экономического союза (ЕЭС) товары, подлежащие декларированию).

    Памятка по использованию сервиса «Улучшим законы вместе»

    Корпоративная программа Расписание с 10:00 до 17:30 Стоимость 180 000 тенге

    • Семинар
    • Раздаточный эксклюзивный материал
    • Сертификаты IBA
    • Блокноты, ручки
    • Обеды и 2 кофе-брейка

    Новое в налоговом учете

    • Сопроводительные накладные на товар (Правила, Перечень товаров и сроки введения на 1 марта 2021 г.). Пилотный запуск СНТ с 31 декабря 2020 года (Продление до 18 января 2021 г.)
    • Действие налогового законодательства РК
    • Сроки исковой давности по налоговому обязательству и требованию
    • Налоговый кредит, чем отличается от отсрочки и рассрочки

    Статья 13. Права и обязанности налогоплательщика

    1. Налогоплательщик вправе:

    1) получать от налоговых органов информацию о действующих налогах и платежах в бюджет, изменениях в налоговом законодательстве Республики Казахстан, разъяснения по применению налогового законодательства Республики Казахстан;

    2) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых налоговым законодательством Республики Казахстан, лично или через законного или уполномоченного представителя в соответствии со статьей 16 настоящего Кодекса, или с участием налогового консультанта;

    3) заключать договор на проведение аудита по налогам в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

    4) получать результаты налогового контроля в случаях, установленных настоящим Кодексом;

    5) получать бесплатно в налоговом органе бланки установленных форм налоговых заявлений и (или) программное обеспечение, необходимое для представления налоговой отчетности и заявления в электронной форме;

    Примечание ИЗПИ!
    Подпункт 6) предусмотрен в редакции Закона РК от 10.12.2020 № 382-VI (вводится в действие с 01.01.2022).

    6) обжаловать уведомление о результатах проверки, уведомление об итогах рассмотрения жалобы налогоплательщика (налогового агента) на уведомление о результатах проверки, а также действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов;

    7) не представлять информацию и документы, не относящиеся к объектам налогообложения и (или) объектам, связанным с налогообложением, за исключением информации и документов, представление которых предусмотрено налоговым законодательством Республики Казахстан, законодательством Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании, а также законодательством Республики Казахстан, регулирующим производство и оборот отдельных видов подакцизных товаров, авиационного топлива, биотоплива и мазута;

    8) получать информацию о благонадежности и добросовестности контрагента из информационной системы, указанной в пункте 15 статьи 22 настоящего Кодекса.

    2. Налогоплательщик вправе представить в налоговый орган сведения о своих номерах телефонов и адресах электронной почты для целей информирования о наличии налоговых обязательств по налогу на транспортные средства, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.

    3. Налогоплательщик обязан:

    1) своевременно и в полном объеме исполнять налоговые обязательства;

    2) представлять по требованию налоговых органов договор на проведение аудита по налогам и заключение аудита по налогам в случае заключения такого договора;

    3) представлять информацию и документы, предусмотренные налоговым законодательством Республики Казахстан, законодательством Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании, а также законодательством Республики Казахстан, регулирующим производство и оборот отдельных видов подакцизных товаров, авиационного топлива, биотоплива и мазута;

    4) соблюдать требования, предъявляемые при применении контрольно-кассовых машин;

    5) хранить в течение пяти лет с даты печати или полного заполнения сменные отчеты, книги учета наличных денег и товарных чеков, а также чеки аннулирования, возврата и чеки контрольно-кассовых машин, по которым проведены операции аннулирования и возврата.

    4. Налогоплательщик имеет иные права и выполняет иные обязанности, установленные налоговым законодательством Республики Казахстан.

    Сноска. Статья 13 с изменением, внесенным Законом РК от 10.12.2020 № 382-VI (вводится в действие с 01.01.2021).

    Статья 14. Права и обязанности налогового агента

    Налоговый агент имеет такие же права и выполняет такие же обязанности, что и налогоплательщик, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

    Статья 15. Обеспечение и защита прав налогоплательщика (налогового агента)

    1. Налогоплательщику (налоговому агенту) гарантируется защита его прав и законных интересов.

    2. Защита прав и законных интересов налогоплательщика (налогового агента) осуществляется в порядке, определенном настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан.

    3. Налоговым органам, их должностным лицам и работникам запрещается требовать от налогоплательщиков выполнения обязанностей, не предусмотренных налоговым законодательством Республики Казахстан.

    Статья 16. Представительство в налоговых отношениях, регулируемых настоящим Кодексом

    Статья 31. Налоговое обязательство

    1. Налоговым обязательством признается обязательство налогоплательщика перед государством, возникающее в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, в силу которого налогоплательщик обязан совершать действия, указанные в пункте 2 статьи 36 настоящего Кодекса.

    2. Государство в лице налогового органа имеет право требовать от налогоплательщика (налогового агента) исполнения его налогового обязательства в полном объеме, а в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения налогового обязательства применять способы по его обеспечению и меры принудительного исполнения в порядке, определенном настоящим Кодексом.

    Статья 32. Объект налогообложения и (или) объект, связанный с налогообложением

    Объектом налогообложения и (или) объектом, связанным с налогообложением, являются имущество и действия, с наличием и (или) на основании которых у налогоплательщика возникает налоговое обязательство.

    Статья 33. Налоговая база

    Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иные характеристики объекта налогообложения, на основании которых опре��еляются суммы налогов и платежей, подлежащие уплате в бюджет.

    Статья 34. Налоговая ставка

    Предложения о внесении изменений

    Раздел VIII. Федеральные налоги

    Глава 21. Налог на добавленную стоимость НДС

    Статья 143. Налогоплательщики
    Статья 144. Утратила силу
    Статья 145. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика
    Статья 145.1. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов
    Статья 146. Объект налогообложения
    Статья 147. Место реализации товаров
    Статья 148. Место реализации работ (услуг)
    Статья 149. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)
    Статья 150. Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения)
    Статья 151. Особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и вывозе товаров с территории Российской Федерации
    Статья 152. Утратила силу
    Статья 153. Налоговая база
    Статья 154. Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)
    Статья 155. Особенности определения налоговой базы при передаче имущественных прав
    Статья 156. Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, получающими доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров
    Статья 157. Особенности определения налоговой базы и особенности уплаты налога при осуществлении транспортных перевозок и реализации услуг международной связи
    Статья 158. Особенности определения налоговой базы при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса
    Статья 159. Порядок определения налоговой базы при совершении операций по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд и выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления
    Статья 160. Порядок определения налоговой базы при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией
    Статья 161. Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами
    Статья 162. Особенности определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)
    Статья 162.1. Особенности налогообложения при реорганизации организаций
    Статья 162.2. Особенности определения налоговой базы на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя
    Статья 163. Налоговый период
    Статья 164. Налоговые ставки
    Статья 165. Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов
    Статья 166. Порядок исчисления налога
    Статья 167. Момент определения налоговой базы
    Статья 168. Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю
    Статья 169. Счет-фактура
    Статья 169.1. Компенсация суммы налога физическим лицам — гражданам иностранных государств при вывозе товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. Порядок и условия осуществления такой компенсации
    Статья 170. Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)
    Статья 171. Налоговые вычеты
    Статья 171.1. Восстановление сумм налога, принятых к вычету в отношении приобретенных или построенных объектов основных средств
    Статья 172. Порядок применения налоговых вычетов
    Статья 173. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет
    Статья 174. Порядок и сроки уплаты налога в бюджет
    Статья 174.1. Особенности исчисления и уплаты в бюджет налога при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором инвестиционного товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории Российской Федерации
    Статья 174.2. Особенности исчисления и уплаты налога при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме
    Статья 175. Исключена
    Статья 176. Порядок возмещения налога
    Статья 176.1. Заявительный порядок возмещения налога
    Статья 177. Сроки и порядок уплаты налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией
    Статья 178. Утратила силу

    Глава 22. Акцизы

    Статья 238. Размер облагаемого оборота

    Старая редакция

    Статья 238. Размер облагаемого оборота

    Новая редакция

    Пункт 19, статья 238

    Операция в иностранной валюте в целях настоящего раздела пересчитывается в национальную валюту Республики Казахстан — тенге с применением рыночного курса обмена валют на дату совершения оборота.

    Пункт 19, статья 238

    Операция в иностранной валюте в целях настоящего раздела пересчитывается в национальную валюту Республики Казахстан с применением рыночного курса обмена валют, определенного в последний рабочий день, предшествующий дате совершения оборота.

    Статья 239. Корректировка размера облагаемого оборота

    Старая редакция

    Статья 239. Корректировка размера облагаемого оборота

    Новая редакция

    Пункт 3, статья 239

    Корректировка размера облагаемого оборота в соответствии с настоящей статьей производится при соблюдении одновременно следующих условий:

    1) наличие документов, являющихся основанием для проведения корректировки в случаях, указанных в пункте 2 настоящей статьи;

    2) наличие дополнительного счета-фактуры, в котором содержится отрицательное (положительное) значение по облагаемому обороту и налогу на добавленную стоимость.

    Корректировка размера облагаемого оборота в сторону уменьшения не должна превышать размера ранее отраженного облагаемого оборота по реализации таких товаров, выполнению таких работ, оказанию таких услуг.

    Пункт 3, статья 239

    Корректировка размера облагаемого оборота в соответствии с настоящей статьей производится при соблюдении одновременно следующих условий:

    1) наличие документов, являющихся основанием для проведения корректировки в случаях, указанных в пункте 2 настоящей статьи;

    2) наличие дополнительного счета-фактуры, в котором содержится отрицательное (положительное) значение по облагаемому обороту и налогу на добавленную стоимость, или чека контрольно-кассовой машины в случаях, предусмотренных подпунктами 4) и 7) пункта 15 статьи 263 настоящего Кодекса.

    Корректировка размера облагаемого оборота в сторону уменьшения не должна превышать размера ранее отраженного облагаемого оборота по реализации таких товаров, выполнению таких работ, оказанию таких услуг.

    Статья 241. Облагаемый оборот при приобретении работ, услуг от нерезидента

    Старая редакция

    Статья 241. Облагаемый оборот при приобретении работ, услуг от нерезидента

    Новая редакция

    Пункт 3, статья 241

    Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в соответствии с настоящей статьей, определяется путем применения ставки, предусмотренной пунктом 1 статьи 268 настоящего Кодекса, к размеру облагаемого оборота. В случае, когда оплата за полученные работы, услуги производится в иностранной валюте, облагаемый оборот пересчитывается в тенге по рыночному курсу обмена валюты на дату совершения оборота.

    Пункт 3, статья 241

    Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в соответствии с настоящей статьей, определяется путем применения ставки, предусмотренной пунктом 1 статьи 268 настоящего Кодекса, к размеру облагаемого оборота. В случае, когда оплата за полученные работы, услуги производится в иностранной валюте, облагаемый оборот пересчитывается в тенге по рыночному курсу обмена валюты, определенному в последний рабочий день, предшествующий дате совершения оборота.

    Статья 244. Налогообложение международных перевозок

    Старая редакция

    Статья 244. Налогообложение международных перевозок

    Новая редакция

    Подпункт 1, пункт 3, статья 244.

    3. Для целей настоящей статьи едиными международными перевозочными документами являются:

    1) при перевозке грузов:

    • в международном автомобильном сообщении — товарно-транспортная накладная;
    • в международном и межгосударственном сообщении железнодорожным транспортом — накладная единого образца;
    • воздушным транспортом – грузовая накладная, выписываемая на бумажном носителе или в форме электронной авианакладной;
    • морским транспортом — коносамент или морская накладная;
    • транзитом двумя или более видами транспорта (смешанная перевозка) – единая товарно-транспортная накладная (единый коносамент);
    • по системе магистральных трубопроводов:

    С 2020 года водится налоговый вычет по взносам на ОСМС. Предоставляется работникам. На вычеты по ОПВ и ВОСМС не нужны подтверждающие документы.

    Положения п. 8 ст. 346.21 НК РФ не применяются в случае непредставления налогоплательщиком в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор, уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.

    Внимательно следить за изменениями законодательства и своевременно принимать необходимые меры для исключения нарушений.

    Объект налогообложения для «упрощенки» можно выбрать только один раз и только до начала того календарного года, с которого организацией или индивидуальным предпринимателем будет решено перейти на этот режим налогообложения.

    Под авансовыми платежами в данном случае подразумевается их перечисление по итогам каждого отчетного периода. Порядок их расчета зависит от выбранного объекта налогообложения.

    Лица, применяющие СНР с использованием фиксированного вычета (учет доходов и расходов), уплачивают и исчисляют ИПН с доходов, облагаемых у источника выплаты, социальные платежи ежемесячно, с ежеквартальным предоставлением формы налоговой отчетности по таким обязательствам по форме 200.00.

    В соответствии со статьей 82 НК РК с 2022 года будет снижен порог для обязательной регистрации в качестве плательщика НДС с 30 000 до 20 000 МРП.

    С 1 января 2018 года компенсации за неиспользованный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск являются объектами обложения социальным налогом.

    В соответствии со статьей 82 НК РК с 2022 года будет снижен порог для обязательной регистрации в качестве плательщика НДС с 30 000 до 20 000 МРП.

    Разберем несколько практических примеров, с которыми могут сталкиваться налогоплательщики на УСН при определении размера своих доходов в целях налогообложения.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *