Что грозит военнослужащему за административное правонарушение

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что грозит военнослужащему за административное правонарушение». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

2. За административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1 — 5.26, 5.45 — 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 — 7.32, 7.32-1, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главой 12, статьей 14.9, частью 3 статьи 14.32, главами 15 и 16, статьями 17.3, 17.7 — 17.9, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьями 17.15, 18.1 — 18.4, частями 2-1, 2-6 статьи 19.5, статьями 19.5-7, 19.7-2, частью 5 статьи 19.8, статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) и частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут административную ответственность на общих основаниях.

Постановление Верховного Суда РФ от 04.03.2019 N 208-АД19-1

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Комментируемая статья Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ была изложена в новой редакции. Данная редакция, по сравнению с предыдущей, более конкретно устанавливает, за какие административные правонарушения военнослужащие и приравненные к ним лица несут ответственность на общих основаниях, а за какие — в соответствии со специальными законодательными и подзаконными актами.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с послед. изм.) к военнослужащим относятся:

офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;

офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации;

сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с послед. изм.) воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:

воинский учет;

обязательную подготовку к военной службе;

призыв на военную службу;

прохождение военной службы по призыву;

пребывание в запасе;

призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Что касается иных государственных служащих, перечисленных в комментируемой статье, то особенности привлечения к административной ответственности установлены лишь для тех служащих органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов, которым присвоены специальные звания в соответствии с законодательством о государственной службе.

Уголовная ответственность для военнослужащих: особенности и практика привлечения

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2016 г. N 27 г. Москва «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих»

В целях обеспечения единства практики применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих, а также учитывая возникающие у судов при рассмотрении данной категории дел вопросы, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 9, 14 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», постановляет дать следующие разъяснения:

Подсудность военным судам гражданских дел, дел об административных правонарушениях и материалов о грубых дисциплинарных проступках

1. В силу статьи 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», статьи 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) и статьи 4 Федерального закона от 1 декабря 2006 года N 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста» дела, связанные с защитой нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений, подсудны военным судам.

Дела по заявлениям лиц, уволенных с военной службы, прошедших военные сборы, пребывавших в мобилизационном людском резерве, подсудны военным судам, если они оспаривают действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие их права, свободы и охраняемые законом интересы в период прохождения военной службы, военных сборов, пребывания в мобилизационном людском резерве (например, дела по заявлениям лиц, уволенных с военной службы, о восстановлении на военной службе, о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы, о взыскании невыданного денежного довольствия и иных видов обеспечения и т.п.).

Дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 и 2 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) и совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов.

Судьям военных судов подсудны также дела о совершенных военнослужащими административных правонарушениях, которые рассматриваются в порядке, предусмотренном пунктом 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ. В таких случаях подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 КоАП РФ.

Дела по искам к военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, о возмещении ущерба, причиненного ими при исполнении обязанностей военной службы по основаниям, установленным статьями 8, 9 Федерального закона от 12 июля 1999 года N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», подсудны военным судам.

Судьи гарнизонных военных судов осуществляют судопроизводство по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста.

В силу части 4 статьи 7 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» военным судам, дислоцированным за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

Что такое вообще административная ответственность? Это наказание, которое несёт человек за совершённый проступок противообщественного направления.

К ним можно причислить такие деяния:

  • Посягательства на государственный (общественный) порядок или имущество.
  • Нарушение свобод других граждан.
  • Противоправные действия.
  • Притязания к установленному управленческому порядку.
  • Действие или бездействие, приведшее к нарушению прав населения.

И если за нарушение любого из перечисленных пунктов обычного гражданина привлекут к админответственности с присуждением штрафа, то к несущему службу во ВС будут предприняты другие меры.

Получая статус военнослужащего, человек вместе с ним обретает иные права, а также и обязательства по сравнению с госслужащими и работающими по обычному трудовому договору людьми. Эти обязанности намного объёмнее, чем у обычного человека.

К особенности админответственности военных относится дистанцирование наказаний от обычного порицания. Установлено оно отдельно, и по статье 2.5 КоАП определено, что привлечение военных наравне с гражданскими лицами невозможно.

Это норма не означает, что служебный мундир дает иммунитет. Наоборот, к военным применяются более жёсткие меры дисциплинарного притязания.

Степень наказания за совершённые противоправные деяния может быть усилена. Зависит это от наличия отягчающих обстоятельств, которые закреплены в статье 4.3 КоАП и применимы служащим во ВС РФ.

Этими обстоятельствами являются:

  • Действия противоправного характера, которые продолжаются после требования уполномоченного лица прекратить их.
  • События, произошедшие повторно. Особенно при не истёкшем сроке предыдущего наказания.
  • При вовлечении в совершение проступка несовершеннолетнего лица.
  • При участии в преступлении группы лиц.
  • Если события происходили в условиях ЧС.
  • Свершение админправонарушения в состоянии опьянения (не зависимо от источника).

Законом предусмотрены прецеденты, которые влияют на освобождение служащего в ВС РФ от наказания.

Не подлежит к админответственности лицо, несмотря на совершение проступка, если:

  • Действие вызвано крайней необходимостью, во избежание нанесения опасности государственному или общественному порядку.
  • Деяние происходило для самообороны, в разумных пределах.
  • Доказана невменяемость лица, допустившего нарушение.

При малозначительности совершенного админнарушения уполномоченное лицо может освободить нарушителя от админответственности с ограничением лишь устного замечания. В этом случае и к дисциплинарной ответственности военного не привлекают.

Применение законодательства распространяется на всех особ со статусом ВС РФ, независимо от должности и звания.

Что будет если за год 2 административных правонарушения?

1. Комментируемая ст. 2.5 КоАП РФ традиционно для отечественного законодательства об административной ответственности устанавливает, что лица, на которых распространяется действие различных дисциплинарных уставов, несут административную ответственность в особом порядке. Суть его заключается в том, что лишь в случае совершения административных правонарушений, прямо предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, они привлекаются к административной ответственности на общих основаниях, в прочих же случаях они освобождаются от административной ответственности и привлекаются к дисциплинарной ответственности.

К субъектам, указанным в комментируемой статье, относятся в первую очередь военнослужащие. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к военнослужащим относятся:

офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по контракту);

сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по призыву).

В случае совершения административных правонарушений, кроме предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, военнослужащие несут ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации (утвержден Указом Президента РФ от 10.11.2007 N 1495). Данный Устав предусматривает, что военнослужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, который в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности. За административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с настоящим Уставом, за исключением административных правонарушений, за которые они несут ответственность на общих основаниях (п. 47).

Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 29.05.2014 N 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» указал, что, если административное правонарушение совершено военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, за исключением случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, в соответствии с частью 2 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

При этом срок давности привлечения к дисциплинарной ответственности согласно пункту 8 статьи 28.2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» исчисляется в течение одного года со дня совершения дисциплинарного проступка» (п. 36).

За совершение административных правонарушений, кроме предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, к военнослужащему могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий:

выговор;

строгий выговор;

лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;

лишение нагрудного знака отличника;

предупреждение о неполном служебном соответствии;

снижение в воинской должности;

снижение в воинском звании на одну ступень;

снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности;

досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта;

отчисление из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования;

отчисление с военных сборов;

дисциплинарный арест.

Что касается иных государственных служащих, перечисленных в комментируемой статье, то к таковым относятся лица, замещающие должности в государственных органах, связанные с осуществлением правоохранительной деятельности. Особенности привлечения к административной ответственности установлены лишь для тех из них, которым присвоены специальные звания в соответствии с законодательством о государственной службе. Например, в органах внутренних дел Российской Федерации учреждены как должности государственной гражданской службы Российской Федерации, так и должности сотрудников органов внутренних дел. Государственным гражданским служащим, замещающим должности в органах внутренних дел, присваиваются классные чины, а сотрудникам органов внутренних дел — специальные звания (глава 6 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Соответственно, положения комментируемой статьи распространяются только на сотрудников органов внутренних дел.

  • Решение Верховного суда: Постановление N 13-АД13-6, Судебная коллегия по административным делам, надзор Тамбов, Рассказовское ш., д. 44, вступил в словесный конфликт с М иМ , оскорбил их. Как усматривается из материалов дела, 25 мая 2012 г. Шпынев ВВ замещал должность отдела УМВД России по области и имел специальное звание — полиции. Исходя из положений статьи 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Шпынев ВВ. не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поскольку за совершение действий, составляющих объективную сторону состава данного административного правонарушения, он может нести дисциплинарную ответственность…
  • Решение Верховного суда: Определение N 203-АД13-1, Судебная коллегия по делам военнослужащих, надзор Последующая утрата Брызгалиным статуса военнослужащего на момент рассмотрения дела в суде получила надлежащую оценку применительно к положениям ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, в результате чего суд пришел к обоснованному выводу о возможности назначения Брызгалину административного наказания. Утверждение автора жалобы о нарушении права Брызгалина на участие в судебном заседании опровергается материалами дела…
  • Типовые бланки, договоры
  • Законодательство РФ
  • Законодательство Москвы
  • Законодательство Московской области
  • Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  • Постановления и Указы
  • Медицинское законодательство
  • Законопроекты
  • Документы СССР
  • Международное законодательство
  • Комментарии к законам
  • Общая судебная практика
  • Судебная практика: Москва и Московская область
  • Судебная практика: Поволжье
  • Судебная практика: Северо-Кавказский регион
  • Судебная практика: Северо-Запад
  • Судебная практика: Урал
  • Судебная практика: Волговятский регион
  • Судебная практика: Восточная Сибирь
  • Судебная практика: Западная Сибирь
  • Юридические статьи
  • Бухгалтерские консультации
  • Финансовые консультации
  • Статьи бухгалтеру

ответственность, административная ответственность, права и обязанности, правовое положение военнослужащего правовое положение военнослужащего, права и обязанности, ответственность, административная ответственность

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Текст комментария: Под общ. Л.В. Чистяковой «ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ГЛАВА 1-8. ТОМ 1» Авторы: Чистякова Л.В. Амелин Р.В. Колоколов А.В. Колоколова М.Д. Липатов Э.Г. Свечникова И.В. Чаннова С.Е. Издание: Издательство «РосБух», 2019 год

1. Комментируемая ст. 2.5 КоАП РФ традиционно для отечественного законодательства об административной ответственности устанавливает, что лица, на которых распространяется действие различных дисциплинарных уставов, несут административную ответственность в особом порядке. Суть его заключается в том, что лишь в случае совершения административных правонарушений, прямо предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, они привлекаются к административной ответственности на общих основаниях, в прочих же случаях они освобождаются от административной ответственности и привлекаются к дисциплинарной ответственности.

К субъектам, указанным в комментируемой статье, относятся в первую очередь военнослужащие. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к военнослужащим относятся:

офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по контракту);

сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по призыву).

В случае совершения административных правонарушений, кроме предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, военнослужащие несут ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации (утвержден Указом Президента РФ от 10.11.2007 N 1495). Данный Устав предусматривает, что военнослужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, который в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности. За административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с настоящим Уставом, за исключением административных правонарушений, за которые они несут ответственность на общих основаниях (п. 47).

Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 29.05.2014 N 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» указал, что, если административное правонарушение совершено военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, за исключением случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, в соответствии с частью 2 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

При этом срок давности привлечения к дисциплинарной ответственности согласно пункту 8 статьи 28.2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» исчисляется в течение одного года со дня совершения дисциплинарного проступка» (п. 36).

За совершение административных правонарушений, кроме предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, к военнослужащему могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий:

выговор;

строгий выговор;

лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;

лишение нагрудного знака отличника;

предупреждение о неполном служебном соответствии;

снижение в воинской должности;

снижение в воинском звании на одну ступень;

снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности;

досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта;

отчисление из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования;

отчисление с военных сборов;

дисциплинарный арест.

Что касается иных государственных служащих, перечисленных в комментируемой статье, то к таковым относятся лица, замещающие должности в государственных органах, связанные с осуществлением правоохранительной деятельности. Особенности привлечения к административной ответственности установлены лишь для тех из них, которым присвоены специальные звания в соответствии с законодательством о государственной службе. Например, в органах внутренних дел Российской Федерации учреждены как должности государственной гражданской службы Российской Федерации, так и должности сотрудников органов внутренних дел. Государственным гражданским служащим, замещающим должности в органах внутренних дел, присваиваются классные чины, а сотрудникам органов внутренних дел — специальные звания (глава 6 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Соответственно, положения комментируемой ста��ьи распространяются только на сотрудников органов внутренних дел.

Административная ответственность военнослужащих

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20

      «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 (ред. от 28.06.2016)

      «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих»

    Все документы >>>

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2002 N 29 (ред. от 29.06.2021)

      «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое»

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N 11 (ред. от 29.06.2021)

      «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»

    Все документы >>>

    Что грозит военнослужащему при административном производстве?

    • Указ Президента РФ от 25.03.2015 N 161 (ред. от 01.07.2020)

      «Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»

    • Указ Президента РФ от 04.11.2019 N 543

      «О Всероссийском казачьем обществе» (вместе с «Уставом Всероссийского казачьего общества»)

    • Приказ Управления делами Президента РФ от 03.06.2019 N 214

      «Об утверждении Порядка принятия Управлением делами Президента Российской Федерации решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в федеральный бюджет» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.06.2019 N 55069)

    Все документы >>>

    • Образцы документов
    • Нормативные правовые акты
    • Судебная пратика
    • Консультация (вопрос-ответ) военного юриста
    • посягающие на отдельные права граждан (ст. ст. 5.1; 5.3 – 5.26);
    • нарушение законодательства о выборах и референдумах (ст. ст. 5.45 – 5.52, 5.56);
    • нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3);
    • правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8);
    • нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (ст. 11.16 – в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность);
    • административные правонарушения в области дорожного движения (гл. 12)
    • административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15 (ст. 15.32, 15.33, 15.34 вступают в силу с 1 января 2010 года));
    • административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл. 16);
    • невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7);
    • некоторые административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (ст. ст. 18.1 -18.4);
    • нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 – в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность).

    На основании ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 4 декабря 2006г. № 203-ФЗ), в случае, когда административное правонарушение совершено военнослужащим или лицом, призванным на военные сборы, за исключением вышеперечисленных случаев (ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ), когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

    В указанном случае, в силу ч. 2 ст. 28.9 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 4 декабря 2006г. №203-ФЗ), постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении со всеми материалами дела в течение суток с момента вынесения постановления направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы (службы) или месту прохождения военных сборов лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

    В остальных случаях военнослужащие могут быть привлечены к административной ответственности на общих основаниях, но с отдельными особенностями применения к ним административных наказаний.

    Согласно ранее действовавшей редакции ст. 2.5 КоАП РФ, к военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, не могли быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

    С 1 января 2007г. с принятием Федерального закона «О Внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих» от 4 декабря 2006г. № 203-ФЗ действуют следующие ограничения по применению административных наказаний.

    Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (ч. 6 ст. 3.5 КоАП РФ). Указанное исключение не касается офицеров, призванных на военную службу, а также лиц, призванных на военные сборы.

    Административное выдворение за пределы Российской Федерации, применяемое к иностранным гражданам и лицам без гражданства, не может применяться к военнослужащим – иностранным гражданам (ч. 3 ст. 3.10 КоАП РФ).

    Административный арест не может быть применен ко всем категориям военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ). В то же время к военнослужащим и лицам, призванным на военные сборы, за совершение административных правонарушений, в соответствующий случаях, может быть применен дисциплинарный арест, предусмотренный Дисциплинарным уставом ВС РФ (ч. 4 ст. 28.4 ФЗ «О статусе военнослужащих» и ст. 94 Дисциплинарного устава ВС РФ).

    Если совершенным военнослужащим грубым дисциплинарным проступком является административное правонарушение, то дисциплинарный арест может быть применен только в том случае, когда за такое административное правонарушение Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание в виде административного ареста. В этом случае срок дисциплинарного ареста назначается в пределах срока административного ареста, установленного за такое административное правонарушение КоАП РФ.

    В срок дисциплинарного ареста засчитывается срок задержания военнослужащего (если такая мера обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке была применена к военнослужащему) в связи с совершением им дисциплинарного проступка, за который назначен дисциплинарный арест.

    Однако дисциплинарный арест не применяется к офицерам, военнослужащим, не приведенным к Военной присяге (не принесшим обязательство), военнослужащим, не достигшим 18-летнего возраста, и военнослужащим женского пола.

    Дисциплинарный арест исполняется только в отношении военнослужащего, который по состоянию здоровья может содержаться под дисциплинарным арестом.

    1. За административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.

    2. За административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1 — 5.26, 5.45 — 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 — 7.32, 7.32.1, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главой 12, статьей 14.9, частью 7 статьи 14.32, главами 15 и 16, статьями 17.3, 17.7 — 17.9, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьями 17.15, 18.1 — 18.4, частями 2.1, 2.6 статьи 19.5, статьями 19.5.7, 19.7.2, частью 5 статьи 19.8, статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) и частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут административную ответственность на общих основаниях.

    Административная ответственность военнослужащего

    Степень наказания за совершённые противоправные деяния может быть усилена. Зависит это от наличия отягчающих обстоятельств, которые закреплены в статье 4.3 КоАП и применимы служащим во ВС РФ.

    Этими обстоятельствами являются:

    • Действия противоправного характера, которые продолжаются после требования уполномоченного лица прекратить их.
    • События, произошедшие повторно. Особенно при не истёкшем сроке предыдущего наказания.
    • При вовлечении в совершение проступка несовершеннолетнего лица.
    • При участии в преступлении группы лиц.
    • Если события происходили в условиях ЧС.
    • Свершение админправонарушения в состоянии опьянения (не зависимо от источника).

    Что такое вообще административная ответственность? Это наказание, которое несёт человек за совершённый проступок противообщественного направления.

    К ним можно причислить такие деяния:

    • Посягательства на государственный (общественный) порядок или имущество.
    • Нарушение свобод других граждан.
    • Противоправные действия.
    • Притязания к установленному управленческому порядку.
    • Действие или бездействие, приведшее к нарушению прав населения.

    И если за нарушение любого из перечисленных пунктов обычного гражданина привлекут к админответственности с присуждением штрафа, то к несущему службу во ВС будут предприняты другие меры.

    Военные лица несут ответственность на основании действующего Дисциплинарного устава ВС РФ, согласно которому общие правила касаются служащего в ВС только при совершении таких проступков:

    • нарушение свода правил ДД;
    • несоблюдение таможенных требований и существующих правил прохождения контроля на ГГ;
    • совершение контрабандных деяний;
    • несоблюдение закона о выборах;
    • нарушение Налогового кодекса;
    • игнорирование выполнения требований госструктур, выполняющих расследования по админнарушению.

    За допущение перечисленных действий лицо, находящееся на действующей службе во ВС, может быть наказано следующим образом:

    • Получить предупреждение.
    • Лицо, не проходящее службу по призыву, может быть оштрафовано.
    • Выполнена конфискация орудия или предмета, с помощью которого совершалось правонарушение.
    • Совершено выдворение особы за пределы страны. Это касается лиц, которые имеют гражданство иностранного государства или апартидов.
    • Лишено специального права и статуса военного.

    Получая статус военнослужащего, человек вместе с ним обретает иные права, а также и обязательства по сравнению с госслужащими и работающими по обычному трудовому договору людьми. Эти обязанности намного объёмнее, чем у обычного человека.

    К особенности админответственности военных относится дистанцирование наказаний от обычного порицания. Установлено оно отдельно, и по статье 2.5 КоАП определено, что привлечение военных наравне с гражданскими лицами невозможно.

    Это норма не означает, что служебный мундир дает иммунитет. Наоборот, к военным применяются более жёсткие меры дисциплинарного притязания.

    Правила законодательства распространяются на таких особ:

    • Контрактников и кадровых офицеров.
    • Лиц, проходящих срочную службу.
    • Особ, находящихся на сборах.

    Для обозначенной категории граждан арест и исправительные работы в качестве наказания рассмотрены быть не могут.

    Законом предусмотрены прецеденты, которые влияют на освобождение служащего в ВС РФ от наказания.

    Не подлежит к админответственности лицо, несмотря на совершение проступка, если:

    • Действие вызвано крайней необходимостью, во избежание нанесения опасности государственному или общественному порядку.
    • Деяние происходило для самообороны, в разумных пределах.
    • Доказана невменяемость лица, допустившего нарушение.

    При малозначительности совершенного админнарушения уполномоченное лицо может освободить нарушителя от админответственности с ограничением лишь устного замечания. В этом случае и к дисциплинарной ответственности военного не привлекают.

    Применение законодательства распространяется на всех особ со статусом ВС РФ, независимо от должности и звания.

    Особенности административной ответственности военнослужащих

    Уголовная ответственность военнослужащих наступает при совершении действий или бездействия, предусмотренных Особенной частью УК РФ. В этой части изложен исчерпывающий перечень общественно опасных проступков, какого-либо ещё закона

    Что касается других составов преступлений, то в отношении военнослужащих они применяются на общих основаниях, без учета их особого статуса. Что это означает? Рассмотрим на примере: военнослужащий Петров допустил нарушение правил хранения оружия в воинской части, и его действия повлекли смерть рядового. Он будет обвиняться по ст. 349, если же результатом небрежного хранения оружиябудет смерть человека от охотничьего ружья Петрова у него дома, то ответственность наступит по другой статье – 224 УК РФ.

    Срок давности по привлечению к административной ответственности – это период времени, по истечении которого прекращается преследование по совершенным административным правонарушениям.

    Сроки давности за нарушения в сфере ПДД регламентированы в ст. 4.5 КоАП. Так постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено позднее истечении двух месяцев, а если дело рассматривается судьей- по истечении трех месяцев со дня совершения правонарушения.

    Дополнительно законодатель выделяет несколько видов нарушений в сфере ПДД, ответственность за совершение которых может наступить в течение 12 месяцев с момента совершения: ст. ст.12.8, 12.24, 12.26, ч.3 ст.12.27, ч.3 ст.12.30 КоАП.

    При исчислении давности привлечения к ответственности применяются следующие правила:

    1. течение давности начинается на следующий день после даты совершения правонарушения;
    2. месячный срок истекает в соответствующее число месяца или в последние его сутки;
    3. если окончание срока давности совпадает с нерабочим днем, то последний день срока переносится на первый рабочий день.

    раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

    добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;

    предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

    совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

    совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

    совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

    Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Что такое вообще административная ответственность? Это наказание, которое несёт человек за совершённый проступок противообщественного направления.

    К ним можно причислить такие деяния:

    • Посягательства на государственный (общественный) порядок или имущество.
    • Нарушение свобод других граждан.
    • Противоправные действия.
    • Притязания к установленному управленческому порядку.
    • Действие или бездействие, приведшее к нарушению прав населения.

    И если за нарушение любого из перечисленных пунктов обычного гражданина привлекут к админответственности с присуждением штрафа, то к несущему службу во ВС будут предприняты другие меры.

    Уголовная ответственность бывает в случае, если в результате нарушения ПДД произошло дорожно-транспортное происшествие (ДТП), которое привело к причинению потерпевшему/им тяжкого вреда здоровью, либо наступила его (их) смерть. А также когда преступление совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения, или связано с оставлением места его совершения.

    Исходя из конкретной ситуации, законодателем предусмотрены разные виды уголовной ответственности:

    1. ограничение свободы на срок до трех лет;
    2. принудительные работы на срок до пяти лет;
    3. лишение свободы на срок до девяти лет.

    К данным видам наказания дополнительно могут применяться: запрет заниматься отдельными видами деятельностью или лишение права занимать некоторые должности.

    Также уголовное наказание применяется в случае если:

    1. к виновнику ДТП применено административное наказание за управление транспортом в состоянии опьянения или за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на предмет опьянения;
    2. виновник ДТП ранее был судим за совершение указанных выше нарушений в состоянии опьянения.

    При данных обстоятельствах к виновнику применяются следующие санкции: штраф в размере от 200000 до 300000 рублей, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо принудительные работ на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до двух лет.

    Бывают ситуации, что при ДТП люди получают травмы. Тогда грозит уголовная ответственность за нарушение ПДД и лишение водительских прав, но только если травму признают тяжелой, то есть пострадавший останется инвалидом либо в крови водителя будут найдены следы употребления алкоголя или наркотика за рулем.

    Ответственность за нарушение ПДД повлекшие вред здоровью легкой, средней тяжести влечет за собой лишь денежное взыскание в соответствии с КоАП РФ. Договориться здесь с инспектором будет невозможно, ведь факт нарушения будет налицо. Не следует вступать в переговоры с пострадавшими с требованием все прикрыть, ведь в суде они могут сказать, что на них было оказано давление. Такие обстоятельства только усугубят положение виновного водителя и увеличат меру наказания. Поэтому лучше признавать вину и вести диалог о компенсации с Вашей стороны компенсации морального вреда.

    Для того чтобы максимально избежать штрафов и встреч с инспектором, следует точно знать, за что грозит административная ответственность за нарушение ПДД, и строго соблюдать их.

    Гражданин, по отношению которого закреплён статус ВС, при совершении правонарушения может попасть под один из предусмотренных вариантов притязаний, регулируемых федеральными законами или следующими законодательными актами:

    • Конституция РФ, где охвачены все граждане, в том числе и с определённым статусом. Главным здесь является то, что защитники Родины имеют те же права, а также несут те же основные притязания, что и прочие особы.
    • ФЗ «О воинской обязанности и ВС», которым определён долг у граждан состоять на учете военкомата, определяется порядок призыва в армию и последствия за нарушение этого норматива.
    • ФЗ «О статусе военнослужащих», в котором собраны общие права и обязанности армейцев, которые принадлежат им, как и всякому гражданину России, но с учетом того, что эти лица состоят в рядах ВВ.
    • ФЗ “О материальной ответственности военнослужащих”, где закреплены варианты нарушений и порядок реализации их устранения.
    • ФЗ № 61 “Об обороне”, согласно которому виновные в невыполнении возложенных полномочий лица, а также особы, препятствующие выполнению задач обороны, подлежат взысканию, определяемому УК РФ.
    • Самым детальным образом права и обязанности воинов содержатся в общевоинских уставах. Среди таковых выделяют уставы внутренней, гарнизонной и караульной служб, дисциплинарный устав. Существует также Корабельный устав, определяющий порядок службы для моряков ВС. Имеется и ряд других нормативных актов, которые применяются к лицам, находящимся в армии.

    При расследовании дела в отношении военных главное правильно расценить поступок с точки зрения уголовного или административного наказания, выделяя правонарушения. Для этого существует статья 331 УК РФ. Иногда все признаки соответствуют обеим мерам. Кроме обязательных здесь должны присутствовать и факультативные признаки, без которых обойтись нельзя. В качестве дополнительных факторов выступают мотивация человека, цель совершения преступного действия, а также время исполнения.

    Орган дознания по данной категории дел – руководитель, командир части. Они создают следственную комиссию. Именно на него и возлагается дознавательная функция. Все следственные мероприятия не могут осуществляться непосредственным начальником виновного в деянии. Если такое происходит, со стороны прокурора выполняется отвод. При назначении иного лица выносится соответствующий приказ.

    Практически каждое решение в отношении военного принимается в составе коллегии, а не отдельно. Нельзя при этом нарушать его права, прописанные в УПК, в том числе и назначение обязательного защитника. После рассмотрения дела, его направляют военный суд после тщательного надзора со стороны прокуратуры. Здесь остается уже решить судьбу человека, выбрав наказания или найти способ по закону освободить его от ответственности.

    Сам виновный может обратиться с заявлением в комендатуру. В таком случае назначается и проводится прокурорская проверка. При установлении его вины в совершении деяния, по отношению к нему принимаются более мягкие меры наказания, что прописано в законодательстве.

    По любым вопросам вы можете получить бесплатную юридическую консультацию по телефону.

    Порядок конфискации имущества в уголовном праве

    Наказание за хищение государственного имущества по статье

    Создание финансовой пирамиды — статья уголовного кодекса

    Образец кассационной жалобы по уголовному делу

    НУЖНА БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА?

    Представляет собой многоплановое социальное явление, сложное по определению, поскольку отражает объективный характер взаимодействия между личностью, коллективом, обществом, с точки зрения предъявляемых к ним особых требований.

    Применение различного рода юридических притязаний к защитникам Родины имеет ряд особенностей привлечения. Это объясняется тем, что юрответственность этой категории лиц регулируется наряду с государственными правовыми нормами, положениями военного права, которое учитывает особенности взаимоотношений в армии. Можно выделить такую специфику юрответственности армейцев:

    • более расширенный, чем на гражданке, состав правонарушений, за которые наступает юробязательство;
    • повинность за совершение аналогичных с гражданскими лицами правонарушений увеличена;
    • наличие у старших командиров спецполномочий, которые закреплены нормативами, по привлечению подчинённых к юрответственности;
    • существование спецусловий для реализации командирских полномочий и применения соответствующих мер юрответственности.

    Ответственность военнослужащих за совершение административных правонарушений

    Гражданско-правовая ответственность военнослужащих. Под гражданско-правовой ответственностью понимается обязанность физического или юридического лица возместить убытки, возникшие вследствие нарушения условий договора, причинения вреда другим лицам либо неосновательного обогащения.

    Данный вид юридической ответственности регулируется ГК РФ и направлен на охрану имущественных и некоторых видов неимущественных правоотношений (физическое здоровье и психическая неприкосновенность, авторство и некоторые др.).

    В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

    Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

    Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

    Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

    Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

    Этот ряд притязаний может последовать при нарушении воинского порядка независимо от того, целенаправленно или случайно оно было совершено. Важным критерием в этом виде является отсутствие серьезных последствий совершённого деяния.

    Существуют ограничения, при которых привлечение к «дисциплинарке» недопустимо. К ним можно причислить:

    • Отсутствие самого проступка.
    • Действие (бездействие) совершено по причине психического расстройства.
    • За рассматриваемый проступок уже было осуществлено наказание ранее.
    • Прошел срок год и более с момента свершения правонарушения. В этом случае есть исключения, когда федеральными законами предопределены другие сроки привлечения воинов к дисциплинарке.
    • Служащий уволился из рядов ВС.

    К дисциплинарному взысканию относятся такие меры воздействий:

    • выговор всех степеней тяжести;
    • аннулирование увольнительной;
    • лишение нагрудного знака отличия;
    • вынесение предупреждения о неполном служебном соответствии;
    • снижение на одну ступень в должности или звании;
    • досрочное увольнение из рядов ВС;
    • отчисление из военных учреждений образовательного характера;
    • отчисление с профильных сборов;
    • дисциплинарный арест.

    Вынесение дисциплинарного взыскания возлагается только по Уставу внутренней службы ВС РФ. Согласно этому документу, заключение о дисциплинарке могут выносить:

    • Лица, командного состава в отношении своих подчиненных.
    • Дежурные по ВЧ относительно служащих, младших или равных им по воинскому чину.
    • Начальники гарнизона.

    При этом существует правило, что командир имеет право по своему усмотрению ограничится устным предупреждением. Но также если начальник считает, что его компетенции недостаточно для вынесения более строгого воздействия, он правомочен ходатайствовать об этом к вышестоящему командованию.

    Такой метод взыскания применяется к лицам, которые совершили административные правонарушения или проступки как игнорирование или неверное выполнение своих непосредственных функций на работе.

    Рассматривая глубину совершённого нарушения, во внимание принимаются:

    • Характер деяния.
    • Личностная характеристика правонарушителя.
    • Материальное положение виновного.

    Для справки! Обычно в специализированных армейских кругах административное наказание заменяется дисциплинарным взысканием.

    Таблица существующих административных воздействий у действующих воинов:

    Категория Описание
    Предупреждение Выносится лицу, впервые нарушившему закон. При этом проступок не имеет серьезных последствий
    Штраф Не распространяется на сержантов, старшин, солдат и матросов, не относящихся к контрактникам и проходящим ВС по призыву
    Дисквалификация Лишение возможности работать на определенной должности или заниматься регламентированной статьёй 3.11 КоАП деятельностью. Срок применения от 6 месяцев до 3 лет.
    Обязательные работы Выполняются гражданином в свободное от основного функционала время без денежного поощрения
    Арест Может быть наложен по решению суда на срок 15 суток и более
    Лишение специального права Ограничивается сроком от 1 месяца до трёх лет

    Что говорит законодательство РФ

    Гражданин, по отношению которого закреплён статус ВС, при совершении правонарушения может попасть под один из предусмотренных вариантов притязаний, регулируемых федеральными законами или следующими законодательными актами:

    • Конституция РФ, где охвачены все граждане, в том числе и с определённым статусом. Главным здесь является то, что защитники Родины имеют те же права, а также несут те же основные притязания, что и прочие особы.
    • ФЗ «О воинской обязанности и ВС», которым определён долг у граждан состоять на учете военкомата, определяется порядок призыва в армию и последствия за нарушение этого норматива.
    • ФЗ «О статусе военнослужащих», в котором собраны общие права и обязанности армейцев, которые принадлежат им, как и всякому гражданину России, но с учетом того, что эти лица состоят в рядах ВВ.
    • ФЗ “О материальной ответственности военнослужащих”, где закреплены варианты нарушений и порядок реализации их устранения.
    • ФЗ № 61 “Об обороне”, согласно которому виновные в невыполнении возложенных полномочий лица, а также особы, препятствующие выполнению задач обороны, подлежат взысканию, определяемому УК РФ.
    • Самым детальным образом права и обязанности воинов содержатся в общевоинских уставах. Среди таковых выделяют уставы внутренней, гарнизонной и караульной служб, дисциплинарный устав. Существует также Корабельный устав, определяющий порядок службы для моряков ВС. Имеется и ряд других нормативных актов, которые применяются к лицам, находящимся в армии.

    Как защитить свои права

    Лицу, в отношении которого ведется расследование, предоставляются обширные права по своей защите. П.48 главы 3 Дисциплинарного устава предполагает возможность применения следующих правовых инструментов для защиты своих прав:

    • объяснение;
    • представление собственных доказательств;
    • обращение за правовой помощью к защитнику (но только с момента принятия к рассмотрению судьей дела о грубом проступке);
    • ознакомление с материалами, включенными в состав дела;
    • подача жалобы на решения и действия командования;
    • принятие участия в судебном рассмотрении дела.

    Кроме указанных стоит отметить такой инструмент, как консультирование с юристами и адвокатами по вопросам привлечения к ответственности.

    К способам защиты относится и возможность обжалования принятого решения. Варианта два: подать жалобу вышестоящему начальнику или представить заявление в гарнизонный суд. Срок обжалования — один месяц.

    Срок давности составляет один год. Это означает, что по прошествии указанного промежутка с момента совершения правонарушения наказать военнообязанного не получится. В этот же срок приводится в действие исполнение наказания. Если оно не начато в обозначенный период, то уже не исполняется.

    Виды административной ответственности военнослужащих

    Административная ответственность военнослужащих ограничена теми статьями и главами, прямо указанными в Кодексе. Среди составов, за которые наступает административная, а не дисциплинарная ответственность, указывается:

    • Нарушение прав граждан, предусмотренное некоторыми статьями главы 5. В основном оно касается порядка проведения выборов, референдума, работы избирательной комиссии, формирования документов и иных действий, связанных с правом выбирать.
    • Нарушение законов в области благополучия граждан, включая санитарно-эпидемиологическое (глава 6). В указанной главе возможно привлечение только по одной статье 6.3 — невыполнение санитарных правил, нормативов по гигиене и иных мероприятий.
    • Нарушение правовых норм в сфере охраны собственности (глава 7). Этот раздел обширен, однако, военнослужащих касаются только статьи, предусматривающие наказание за несоблюдение законодательства в сфере государственных закупок и контрактов, подготовки специальных документов.
    • Несоблюдение требований законов, охраняющих природу и определяющих порядок природопользования (глава 8). Этот раздел применяется к лицам в форме в полном объеме: ответственность наступает по всем статьям, включенным в него.
    • Невыполнение правил, установленных в области пожарной безопасности, но при условии, что они были замечены вне места несения службы или сборов. В главе 11 применяется только одна статья 11.16.
    • Нарушение правил дорожного движения. Статьи, включенные в главу 12, применяются в полном объеме.
    • Несоблюдение правовых норм, регулирующих ведение предпринимательской деятельности в части ограничения конкуренции. К военнослужащим применяется всего лишь 2 статьи.
    • Нарушение законодательства о налогах и сборах, правил страхования и обращения с ценными бумагами: глава 15 применяется в полном объеме.
    • Статьи за нарушения в области таможенного законодательства также применяются полностью (глава 16).
    • За некие посягательства на институты госвласти устанавливается общая ответственность: игнорирование судейского распоряжения, неисполнение требований прокурора и некоторые другие, касающиеся деятельности судов и судебных приставов (гл.17).
    • За некоторые административные правонарушения в области защиты границы, в частности, касающиеся нарушения ее режима, правил пересечения, поведения в территориальном море и другие, устанавливается общая ответственность.
    • Нарушение правил, определенных в части порядка управления. В главе 19 применению подлежат некоторые из статей: невыполнение решений ФАС и иных органов.
    • Нарушения общественного порядка в части несоблюдения правил пожарной безопасности вне места службы или сборов, и уклонения от несения наказания (глава 20).

    Дела, по которым предусмотрено судебное разбирательство, к примеру, когда они касаются лишения права управления автомобилем, передаются на рассмотрение не в гражданский суд, а в гарнизонный.

    По иным, не указанным составам, назначаются меры дисциплинарной ответственности.

    Нельзя считать дисциплинарным проступком то (без)действие, которое было совершено:

    в рамках реализации обязательного приказа или команды руководства; в процессе самозащиты или защиты прочих лиц, а также законных интересов граждан или государства от объективно опасных событий

    Важно не допустить превышения предела необходимого уровня обороны. при задержании преступников для передачи властям; при объективной необходимости для устранения опасности, угрожающей данному военнослужащему, иным лицам или установленному общественному порядку, если опасность невозможно было устранить иначе; при доказанной пользе для общества

    Риск обоснован при невозможности предотвратить неприятное событие иными путями, а необоснованным — когда совершаемое действие сопряжено с угрозой для чьей-либо жизни и это известно заранее; в результате принуждения, вследствие которого служащий не мог полноценно распоряжаться собой.

    В исключительных случаях, когда проступок скорее формальный, чем фактический, командир или суд могут и вовсе освободить служащего от дисциплинарной ответственности.

    Взыскания за дисциплинарно-административные нарушения применяются в зависимости виновного субъекта. Общие положения ДС ВС РФ предусматривают полный перечень взысканий.

    Вид наказания В чём проявляется Исключения (в отношении кого не используется)
    Выговор, строгий выговор Объявляется командиром с занесением в личное дело
    Лишение увольнения Запрещено покидать расположение части или сходить на берег Не применяется для лиц, несущих службу по контракту, проходящих сборы
    Лишение знака отличника Изъятие нагрудного знака
    Отчисление из учебного учреждения Проходящим обучение в военных образовательных организациях Только для курсантов, на остальные категории не распространяется
    Предупреждение о неполном соответствии Подвергаются кадровые военные, в личное дело заносятся данные о неисполнительности либо низком уровне организации деятельности по выполнению должностных обязанностей. Возможно только один раз за все время службы Солдаты, матросы, старшины, сержанты
    Понижение в должности Осуществляется на одну ступень вниз
    Понижение в звании На одну ступень Младшие и высшие офицеры
    Снижение в должности и звании Офицерский состав
    Увольнение до окончания срока контракта из-за невыполнения его условий Досрочное расторжение контракта с согласия и без него. Если при этом не отслужено необходимое время, положенное для призывника, служба продолжается (1 месяц = 2 месяца несения воинской обязанности по призыву). Призывники, рядовой состав, уволенные в запас и призванные на военные сборы
    Отчисление с военных сборов Освобождение, прохождение сборов не зачтётся Только для граждан – участников военных сборов
    Дисциплинарный арест Изоляция в условиях гауптвахты, за грубое нарушение, которое на «гражданке» карается административным арестом, сроком до 30 суток. · Служащие женщины,

    · несовершеннолетние,

    · офицерский состав,

    · не принесшие военную присягу,

    · при неудовлетворительном состоянии здоровья

    Срок применения наказания – 10 дней с момента установления допущенного проступка. Если необходимо проведение разбирательство, затраченное на него время не должно превышать 30 суток.

    Обстоятельства, отягчающие вину нарушителя-военнослужащего

    Степень наказания за совершённые противоправные деяния может быть усилена. Зависит это от наличия отягчающих обстоятельств, которые закреплены в статье 4.3 КоАП и применимы служащим во ВС РФ.

    Этими обстоятельствами являются:

    • Действия противоправного характера, которые продолжаются после требования уполномоченного лица прекратить их.
    • События, произошедшие повторно. Особенно при не истёкшем сроке предыдущего наказания.
    • При вовлечении в совершение проступка несовершеннолетнего лица.
    • При участии в преступлении группы лиц.
    • Если события происходили в условиях ЧС.
    • Свершение админправонарушения в состоянии опьянения (не зависимо от источника).
    • быть верными Военной присяге, беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию;
    • строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;
    • дорожить воинской честью, боевой славой и войсковым товариществом;
    • совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
    • быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;
    • соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

    Не допускается привлечение к дисциплинарной ответственности:

    • в случае отсутствия события дисциплинарного проступка;
    • если действие (бездействие) не является противоправным или виновным или совершено вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики;
    • повторно за один и тот же дисциплинарный проступок;
    • по истечении срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности (1 год со дня совершения проступка);
    • в случае отмены или признания утратившим силу закона или иного нормативного правового акта, нарушение положений которого стало основанием привлечения к дисциплинарной ответственности;
    • в случае исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы (отчислением с военных сборов или окончанием военных сборов).

    За дисциплинарный проступок к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий:

    • выговор;
    • строгий выговор;
    • лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;
    • сокращение продолжительности основного отпуска на срок до пяти суток;
    • лишение нагрудного знака отличника;
    • предупреждение о неполном служебном соответствии;
    • снижение в воинской должности;
    • снижение в воинском звании на одну ступень;
    • снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности;
    • досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта;
    • отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования;
    • отчисление с военных сборов;
    • дисциплинарный арест.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *