Транспортный налог 2021 для ИП
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Транспортный налог 2021 для ИП». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В части платежей по имущественным налогам, к которым относится и транспортный, ИП приравниваются не к организациям, а к физическим лицам. Этим и обусловлено основное отличие предпринимателей, владеющих транспортом, от юрлиц.
«Статус» физлица в данном случае означает, что ИП:
- Не считает налог сам. Это за него делает ФНС и присылает уведомление как и обычным «физикам»;
- Платит налог как физлицо, то есть без квартальных авансов, только ежегодно. Срок уплаты – до 1 декабря года, следующего за расчетным.
По сроку уплаты полезно знать один нюанс. Налоговая обязана прислать уведомление с суммой платежа не позже, чем за 30 рабочих дней до крайнего срока уплаты. Если инспекция этот срок пропустила, то на уплату налога все равно есть 30 дней с момента получения документа, даже если в итоге последний день или несколько перейдут за 1 декабря. Впрочем, обычно в таких ситуациях инспекции сами указывают в опоздавшем уведомлении срок, до которого можно без штрафов рассчитаться с бюджетом по транспортному налогу.
Уведомление, которое ФНС отправила по почте, считается полученным, как только истекут 6 рабочих дней с даты отправки. Если уведомление пришло раньше – то днем получения будет этот же день.
Если же инспекция отправила дополнительное уведомление с перерасчетом, то по такому документу надо рассчитываться по налогу в тот срок, который в нем указан.
С 2021 года вступают в силу новые правила налогообложения транспортных средств
Заметим, что в 2021 году уведомление по имущественным налогам единое. Данные для уплаты ТН включены в его состав.
Получить документ ИП может также как и «простое» физлицо:
- почтовым отправлением;
- электронно: по ТКС или через ЛК налогоплательщика на сайте ФНС;
- явившись лично в налоговую или МФЦ.
В некоторых случаях уведомление могут и не направить. Например, если:
- сумма земельного, транспортного налогов и налога на имущество за прошлый год меньше 100 рублей;
- действовала льгота, которая полностью освобождает от уплаты налогов;
- ИФНС пересчитала налог (например, с учетом ранее уплаченных сумм) и по результатам сумма к уплате отсутствует.
\n\n
Налог платят организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, на которых в органах ГАИ-ГИБДД зарегистрированы легковые или грузовые автомобили. Также транспортный налог платят компании и физлица (в т. ч. ИП), владеющие зарегистрированными самоходными машинами (тракторами, экскаваторами, тягачами), вертолетами, теплоходами, катерами, яхтами, моторными лодками и другими водными и воздушными транспортными средствами.
Как ИП платят транспортный налог в 2021 году
Налог надо платить только за те месяцы, когда транспорт был зарегистрирован на налогоплательщика. При этом расчет ведется помесячно и в полных месяцах, в то время как регистрация может состояться в любой день. В связи с этим установлены следующие правила.
Если машина поставлена на учет с 1 по 15 число месяца включительно, то этот месяц принимается за полный. А если регистрация состоялась в период с 16 по последнее число месяца, то этот месяц при расчете налога не учитывается.
Платежи осуществляют владельцы следующих видов транспорта:
- автомобили (грузовики и легковые);
- автобусы;
- мотоциклы;
- мотороллеры;
- квадрокоптеры весом свыше 30 кг;
- воздушный и водный транспорт;
- самоходные и гусеничные машины.
Основные изменения в транспортном налоге на 2021 год
В августе 2020 в Госдуму внесли законопроект, предусматривающий полную отмену транспортного налога. Ранее планировалось освободить от уплаты собственников российских маломощных машин. На сегодня за физическими и юридическими лицами сохраняется обязанность уплаты налога.
Произошедшие на законодательном уровне изменения, касающиеся только юрлиц:
- Отмена деклараций по транспортному налогу. Из ФНС РФ будет приходить извещение (по аналогии с квитанцией для физлиц). Штрафа за несданную по итогам 2020 декларацию не будет.
- Обязательная подача заявления на предоставления льгот (раньше имеющиеся основания отражались в декларации). Потребуется приложить комплект подтверждающих документов.
Предусмотрено также изменения, касающиеся всех плательщиков налога:
- с 2021 объектом налогообложения стали моторные лодки мощность 5 и менее л. с.;
- расширен список дорогих машин, в отношении которых применяется повышающий коэффициент.
Региональные власти наделили следующими правами:
- предоставлять льготы по уплате налога;
- изменять сроки и порядок уплаты для юрлиц;
- изменять ставки налога в большую и меньшую сторону (но не более, чем в 10 раз).
В 2014 введены повышающие коэффициенты для дорогих автомобилей (актуальный перечень представлен на сайте Минпромторга РФ). Размер коэффициента зависит от средней стоимости автомобиля (определяется на основании приказа Минпромторга РФ) и года выпуска:
Средняя стоимость автомобиля | Возраст автомобиля | Коэффициент |
---|---|---|
От 3 000 000 до 5 000 000 руб. | до 3 лет | 1,1 |
От 5 000 000 до 10 000 000 руб. | до 5 лет | 2 |
От 10 000 000 до 15 000 000 руб. | до 10 лет | 3 |
Более 15 000 000 руб. | до 15 лет | 3 |
Физические и юридические лица вправе подать заявление на предоставление льгот по уплате налога при наличии оснований.
Список автомобилей, не облагаемых налогом:
- полученные на линии соцзащиты;
- адаптированные для инвалидов;
- весельные лодки;
- сельскохозяйственная техника, зарегистрированная на владельца сельскохозяйственного предприятия;
- ряд речных и морских судов.
Собственники угнанных автомобилей временно освобождаются от уплаты налога. При возвращении машины начисления возобновляются. Доплачивать налог за пропущенный срок не требуется. Старые автомобили (выпущенные до 1994) не попадают под льготное налогообложение. Из-за несоответствия экологическим нормам допустимо применение повышающего коэффициента.
Список льготников на федеральном уровне, освобождаемых от уплаты налога:
- Инвалиды I и II группы, их родители, попечители и опекуны.
- Собственники автомобилей мощностью менее 70 л. с.
- Многодетные семьи, матери или отцы-одиночки.
- Жертвы радиации (ликвидаторы техногенных катастроф, участники испытаний ядерного оружия или космической техники и пр.).
- Герои СССР и РФ.
- Награжденные Орденом Славы (независимо от степени).
- Бывшие узники концентрационных лагерей, гетто и пр.
- Ветераны и инвалиды ВОВ, ветераны и инвалиды боевых действий.
Льгота распространяется на одно транспортное средство мощностью менее 200 л. с. (за исключением снегоходов и мотосаней). Оформить льготу могут только владельцы автомобиля, а не члены его семьи. Если в многодетной семье автомобиль есть у матери и отца, то льготу разрешено оформить только одному. Если у льготника в собственности несколько автомобилей, то гражданин вправе самостоятельно выбрать объект налогообложения. Если у льготника 2 машины и 2 основания для получения льготы, то льгота распространяется на одно транспортное средство по выбору. Льготник получает льготы в соответствии с регионом прописки, а не по месту проживания.
Региональные власти пользуются списком льготников на федеральном уровне. Правительства субъектов РФ вправе расширить перечень. Чаще всего в список региональных льготников попадают:
- пенсионеры (полное освобождение от налога или уменьшение ставки);
- ветераны труда.
Точный список льгот легко узнать на региональном сайте ФНС.
Транспортный налог в 2021 году: таблица, ставки, изменения
Помимо перечисленных выше оснований для получения льготы региональные власти вправе уменьшать транспортный налог для юрлиц, которые:
- используют труд инвалидов;
- поддерживают коренные промыслы малых народов;
- осуществляют пассажироперевозки;
- поддерживают традиционные для региона сферы деятельности (кожевенное производство, сельское хозяйство и пр.).
Также льготы могут предоставить общественным или религиозным объединениям. На сегодня 73 региона из 85 готовы предоставить льготы по письменному заявлению организации.
Спецтранспорт (машины скорой помощи, санитарная авиация, автомобили органов исполнительной власти) не подлежат налогообложению.
Физлица платят налог раз в год (в кассе банка, в терминале, в онлайн-банке, на Госуслугах или на сайте ФНС). Срок зафиксирован в НК РФ — до 1-го декабря. Разрешена уплата частями. В случае опоздания с уплатой полной суммы пени начисляют только на сумму недоимки.
Сроки оплаты налога для юридических лиц
По новым правилам юрлица оплачивают налог до 5-го февраля. Но региональные власти вправе установить более поздний срок. Или затребовать внесение авансовых платежей каждый квартал (не противоречит НК РФ). Расчет при этом делают сотрудники бухгалтерии. В связи с вступлением в силу ряда изменений декларация за 2020 не нужна. Но подсчитать сумму к уплате бухгалтеру придется самостоятельно. В следующем году придет извещение из налоговой.
Уплата транспортного налога является обязанностью всех собственников автомобилей, квадрокоптеров весом свыше 30 кг, речных и воздушных судов и пр. Рассчитать налог удобнее всего с использованием онлайн-калькулятора. Принцип подсчета для организаций и физлиц не отличается. Важно проверять на сайте ФНС возможности получения федеральных и региональных льгот (автоматически не применяются, необходимо подать заявление в отделение ФНС РФ по прописке).
С 2021 года для организаций отменена обязанность по представлению налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Таким образом, налоговые декларации за период 2020 года и последующие налоговые периоды организации уже не сдают.
Налоговые органы продолжат прием налоговых деклараций в следующих случаях (письмо ФНС от 31.10.2019 № БС-4-21/22311@):
- при подаче уточненных налоговых деклараций за налоговые периоды, предшествующие 2020 году;
- при подаче уточненных налоговых деклараций, если первоначально налоговые декларации были представлены в течение 2020 года в случае реорганизации организации.
Кроме того, налоговые декларации по транспортному и земельному налогам необходимо подать в тех случаях, когда организация хочет заявить о налоговых льготах за налоговые периоды до 2020 года, а также за период в течение 2020 года в случае прекращения организации путем ликвидации или реорганизации (п. 3 ст. 55 НК РФ).
Если организация заявит о налоговых льготах за предшествующие 2020 году периоды путем подачи заявления, то ИФНС попросту его не примет, а налогоплательщику будет предложено представить соответствующую налоговую декларацию (письмо ФНС от 12.09.2019 №БС-4-21/18359@).
Во всех вышеперечисленных случаях организации должны сдавать налоговые декларации по транспортному налогу по форме, утв. приказом ФНС от 05.12.2016 № ММВ-7-21/668@, а по земельному налогу – по форме, утв. приказом ФНС от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347@.
В связи с отменой налоговых деклараций для организаций – плательщиков транспортного и земельного налогов был введен заявительный порядок предоставления льгот по этим налогам (п. 3 ст. 361.1 НК РФ, п. 10 ст. 396 НК РФ). То есть, чтобы рассчитывать на применение полагающихся льгот, организация должна направить в ИФНС заявление по форме, утв. приказом ФНС от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@.
В заявлении указываются объекты налогообложения (транспортные средства и земельные участки), а также полагающиеся организации льготы с указанием реквизитов соответствующих НПА и сведений о документах, подтверждающих право на льготы.
В одном и том же заявлении можно сразу указывать весь имеющийся у компании транспорт и участки. Причем заявление допускает одновременное указание в нем разных КПП, присвоенных по месту нахождения транспортных средств и земельных участков (письмо ФНС № БС-4-21/1599@ от 03.02.2020).
Заявление о предоставлении налоговых льгот с приложением подтверждающих документов разрешается представить в любой налоговый орган. Заявление и документы могут быть представлены в ИФНС и через МФЦ. При этом налоговое законодательство не ограничивает сроки представления такого заявления. Заявить о льготах налогоплательщики вправе в любое удобное для них время.
Непредставление заявления само по себе не лишает организацию права на ту или иную налоговую льготу. Если у налоговиков будет иметься в наличии информация о том, что компании полагаются льготы, то транспортный и земельный налоги за 2020 год они рассчитают именно с учетом этих льгот. Но если налогоплательщик сам не заявит о налоговых льготах, то не исключено, что расчет налогов к уплате будет произведен налоговиками неверно и сообщение о начисленных суммах налогов поступит налогоплательщику с завышенными показателями. Поэтому всем организациям в течение I квартала 2021 года рекомендуется направить в ИФНС заявление об имеющихся льготах по транспортному и земельному налогам за 2020 год (информационное сообщение ФНС от 14.01.2021).
Транспортный налог в 2021 году
Из-за отмены декларации изменился порядок получения льгот по земельному и транспортному налогам. Теперь организации должны подавать в ИФНС только заявление о предоставлении налоговой льготы.
Чтобы узнать, есть ли у вас льготы по земле и транспорту, изучите НК РФ, региональные законы и местные нормативные акты. В этом поможет раздел «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС.
Срок подачи заявления не установлен, но сделать это следует до даты уплаты налога, чтобы у ИФНС были все сведения для проверки поступившей суммы. Заявление о льготе за 2020 год налоговая рекомендовала подать в первом квартале 2021 года.
Заявление подайте в налоговую по месту нахождения налогоплательщика или объекта. Направить его можно лично, по почте или через оператора ТКС. Через личный кабинет налогоплательщика подать заявление не получится.
Многие предприниматели, отдающие бухгалтерию на аутсорс, даже не знают, за что платят налоги. В случае с ЕНВД всё очень просто: требуемый налог начисляется не от реальных доходов, а от фиксированной, установленной государством суммы. Для грузоперевозок вменённая базовая доходность одного грузовика равняется 6000 рублей в месяц. Умножим эту сумму на годовой инфляционный коэффициент (2,005) и получим 12030 рублей – такой доход как бы должен приносить один автомобиль в месяц. От этой суммы предприниматель должен уплатить 15% налога; если у него одна машина, ежемесячно он будет платить всего 1805 рублей. Но даже этот небольшой платёж можно сократить на сумму взносов на пенсионное и медицинское страхование наёмных работников или самого себя.
Таким образом ИП, работающий на собственном грузовике, фактически не платит налоги: он лишь делает социальные отчисления, большая часть которых идёт на его же счёт в Пенсионном фонде.
Отчётность по ЕНВД заполнять несложно: единственный минус – сдавать её нужно 4 раза в год.
Также известен как налог для самозанятых. Появился совсем недавно и подходит лишь для частников-индивидуалов: компании с несколькими машинами его применять не могут, так как НПД не предполагает наличия наёмных сотрудников.
НПД хорош своей простотой: для регистрации и подачи отчетности не нужно ходить в налоговую, всё это можно сделать через специальное приложение для смартфона. В этом же приложении можно настроить автооплату, а отчетность будет формироваться автоматически. Еще один плюс – необязательность уплаты взносов на пенсионное страхование. Платить или не платить их – каждый решает сам, но если вы решите платить, НПД не позволит уменьшить налог на сумму уплаченных взносов.
Однако существует несколько препятствий, которые делают НПД режимом, неподходящим для автоперевозчиков.
Система привлекательна тем, что не обязывает регистрироваться как ИП. Однако перевозчик не сможет уберечь себя от огромных штрафов за РТО и тахографы, так как Устав Автомобильного Транспорта гласит:
перевозчик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки…
Второй минус – сам размер налога (4% при оплате от физических лиц и 6% при оплате от ИП и компаний). Уменьшить налоговую базу на расходы не выйдет, а расходная часть в перевозках велика. Так что если за перевозку вам заплатят 100 тыс. рублей, то налог будет высчитываться прямо из этой суммы и составит 6 тыс.
Третий минус – ограничение максимального дохода в размере 2,4 млн рублей, т.е. 200 тыс. рублей в месяц. При плотной работе в эту сумму можно не уложиться.
УСН бывает двух видов: 6% от доходов и 15% от доходов минус расходы.
УСН – доходы
Это простая система, которая не требует сложных расчётов: предприниматель платит 6% от всех сумм, полученных от клиентов, т.е. от «грязного дохода». Декларация подаётся всего один раз в год, а налог можно уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов.
Финансовая нагрузка на перевозчика в данном случае будет почти такой же, как в случае с НПД.
УСН – доходы минус расходы
Тут всё уже не так просто. Система будет выгодна лишь для тех, у кого доля расходов (которые можно подтвердить документально!) составляет более 60% от общей суммы, полученной за предоставленные услуги. Если расходов меньше – сэкономить не получится. Для наглядности сравним разные системы при одинаковом «грязном» доходе:
- УСН: с дохода за перевозку в размере 100 тыс. рублей налог составит 6%, т.е. 6 тыс. рублей;
- УСН доходы минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс. рублей, расходы на которую составили 60 тыс. рублей, придётся заплатить 15% от оставшейся суммы (от 40 тыс. рублей), то есть те же 6 тыс. рублей.
- УСН доходы минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс рублей, расходы на которую составили 80 тыс. рублей, придётся заплатить 15% от оставшейся суммы (от 20 тыс. рублей), то есть 3 тыс. рублей.
У автоперевозчиков расходы, как правило, велики, особенно если в компании работают наёмные водители, поэтому УСН пользуется популярностью. Так что если официально получаемая выручка невысока или существенную её часть составляют неучитываемые наличные, то для простоты отчетности можно использовать обычную УСН. А при относительно больших официальных оборотах можно выбрать УСН минус расходы. Для этого придётся заморочиться с подсчётом расходов.
Транспортный и земельный налоги: льготы, декларации и другие изменения
Главное достоинство ОСНО – увеличение числа возможных контрагентов за счет предприятий, работающих с НДС. ООО и ИП, работающие с ОСНО, обязаны платить НДС (в большинстве случаев он составляет 20% от стоимости реализованных услуг/товаров).
Предположим, перевозчик, работающий на ОСНО, доставил заказчику груз и получил за это 120 тыс. рублей. Теперь ему придётся заплатить НДС в размере 20 тыс. рублей. Заказчик реализовал товар за 300 тыс. рублей и должен заплатить НДС в размере 50 тыс. рублей, но из этой суммы можно вычесть 20 тыс. рублей, которые за него уплатила фирма-перевозчик. А вот если бы перевозчик работал с УСН или другой системой, то вычесть эти деньги не вышло бы. Из-за этого таким перевозчикам приходится предлагать заведомо меньшие (примерно на 20%) ставки, чтобы оставаться конкурентоспособными.
При этом перевозчик может и сам сокращать свои обязанности по НДС, ведь он является клиентом фирм, являющихся плательщиками НДС (покупает запчасти, шины, ГСМ и так далее).
Для этого нужно документировать все покупки и траты.
Есть у этой системы и минусы. На ОСНО индивидуальным предпринимателям необходимо платить налог на доходы физлиц (от 13 до 15%), а ООО – налог на прибыль (20%). Чтобы свести их к минимуму, придётся тщательно документировать все расходы. Кроме того, предпринимателю придётся платить налоги на имущество (около 2%) и страховые взносы (за себя и/или за сотрудников).
Платить налоги и предоставлять отчётность придётся каждый квартал, а в некоторых случаях и каждый месяц. Для этого необходимо будет нанять специалиста, знакомого со спецификой автоперевозок, или отдавать бухучёт на аутсорс. Эти расходы могут «съесть» всю выгоду от работы с НДС.
Что же касается платежей, за счёт которых можно сократить размер налога, то не всегда их можно собрать в достаточном количестве. Ремонт в гараже у проверенного мастера, который не работает с НДС, может быть дешевле и качественнее, чем ремонт на незнакомом сервисе с НДС.
Поэтому решая вопрос о целесообразности использования ОСНО, перевозчик должен ответить на два вопроса:
- Окупится ли найм бухгалтера (или траты на аутсорсинг) выгодой от повышенных ставок и новых клиентов?
- Много ли у вас доходов, по которым можно подтвердить НДС?
Если ответ на оба вопроса «нет», то лучше всего перейти на патенты – иные системы не очень хорошо подходят для грузоперевозок.
Отличия у этих организационно-правовых форм серьёзные, и одно из них может начать проявляться уже в 2021 году, когда начнёт действовать очередная редакция режима труда и отдыха. В ней, по всей видимости, будет указано, что РТО действует не только для наёмных водителей, но и для ИП, которые водят грузовик сами. И любое нарушение (переработки, отсутствие бумаги в тахографе и т.д.) может обернуться для предпринимателей штрафами в десятки тысяч рублей. Поэтому
многие водители задумываются: а не стать ли им наёмниками, объединившись с другими ИП в ООО?
Но и у ООО есть минусы для небольших компаний. Это сложный бухучет и трудности с выводом денег для личного пользования. ИП может тратить заработанное без ограничений, а учредитель ООО, выводя деньги для собственных нужд, должен заплатить НДФЛ.
Разобрав все плюсы и минусы различных систем налогообложения, автор блога «Дальнобой PRO» приходит к таким выводам:
- В большинстве случаев наиболее выгодной системой является Патентная (ПСН). Для перехода на неё ООО может перерегистрироваться в ИП.
- Если есть возможность работы с расходами и НДС – можно выбрать ОСНО, но стоит помнить, что расходы на бухучёт увеличатся.
- УСН также возможна, если в будущем ставка налога будет снижена. Власти регионов имеют на это право: уточните информацию, возможно, ваша налоговая уже приняла такое решение.
Начиная с 2021 года, ИФНС будут направлять налогоплательщикам-«упрощенцам» сообщения об исчисленных контролерами суммах транспортного и земельного налогов (далее – сообщение) за прошлый налоговый период. Это следует из п. 4, 5 ст. 363 и п. 5 ст. 397 НК РФ.
Сообщения будут составлены по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 05.07.2019 №ММВ-7-21/337@. В них будут указываться:
-
объекты налогообложения;
-
налоговая база;
-
налоговый период;
-
налоговая ставка;
-
сумма исчисленного налога.
Такие сообщения налоговики составят на основании имеющейся у них информации, в том числе сведений из Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН)[2], сведений, полученных ими от органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, транспортных средств (п. 5 ст. 83, п. 4, 13 ст. 85 НК РФ)[3].
Обратите внимание
Положения Налогового кодекса и Приказа ФНС России № ММВ-7-21/337@ в настоящее время не предусматривают утверждение единого общеобязательного формата сообщений для направления их в электронной форме по каналам ТКС или через «Личный кабинет налогоплательщика» (см. Письмо ФНС России от 16.01.2020 №БС-4-21/453).
По общему правилу ИФНС будет направлять сообщения налогоплательщикам по окончании налогового периода после истечения установленного срока уплаты налога. Напомним: крайний срок для уплаты обоих налогов за 2020 год – 1 марта 2021 года (ст. 356, п. 1 ст. 363, п. 1 ст. 397, п. 3 ст. 398 НК РФ).
Иными словами, сообщения инспекцией будут направлены уже после того, как налогоплательщик исполнит обязанность по уплате транспортного и земельного налогов и соответствующих сумм авансовых платежей по налогам (пп. 1 п. 4 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ, Письмо Минфина России от 19.06.2019 №03-05-05-02/44672).
В случае несогласия с суммами исчисленных налоговиками налогов налогоплательщики могут оспорить их в порядке, установленном п. 6 и 7 ст. 363 НК РФ. Так, согласно п. 6 ст. 363 налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения представить в ИФНС пояснения и (или) документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога.
К сведению
В Письме ФНС России от 14.08.2019 №АС-4-21/16118@ подчеркнуто: указанный в п. 6 ст. 363 НК РФ 10-дневный срок для представления пояснений и (или) документов касательно уплаты транспортного и земельного налогов не является пресекательным. То есть и по истечении данного срока ИФНС обязана будет рассмотреть полученные пояснения и (или) документы и при наличии правовых оснований произвести перерасчет исчисленной в сообщении суммы налога в рамках общего порядка взаимодействия с налогоплательщиками.
Расхождения между суммами налогов, исчисленных налоговиками, и платежами, произведенными налогоплательщиком, могут быть обусловлены рядом причин. Одна из них – неприменение налоговиками при расчете налогов, подлежащих уплате в бюджет, налоговых льгот, имеющихся у налогоплательщика. Причем о праве на применение такой льготы должны заявить сами налогоплательщики.
Согласно п. 3 ст. 361.1 и п. 10 ст. 396 НК РФ налогоплательщикам, имеющим право на налоговые льготы, установленные налоговым законодательством, начиная с 2020 года необходимо подать в налоговый орган по своему выбору заявление на предоставление этих льгот. Также они вправе подать документы, подтверждающие их право на налоговую льготу.
Заявление о льготах нужно подать по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.07.2019 №ММВ-7-21/377@. Этим же приказом утверждены порядок заполнения формы (далее – Порядок) и электронный формат для его направления по каналам ТКС.
К сведению
Льготы по транспортному или земельному налогу за предшествующие налоговые периоды, а также за период в течение 2020 года в случае прекращения организации путем ликвидации или реорганизации в этот период (п. 3 ст. 55 НК РФ) заявляются посредством подачи деклараций. На этот нюанс обращено внимание в Письме ФНС России от 12.09.2019 №БС-4-21/18359@.
Заявление о предоставлении налоговых льгот включает:
-
титульный лист;
-
разд. 5 – лист с информацией о заявленной льготе по транспортному налогу;
-
разд. 6 – лист с информацией о заявленной льготе по земельному налогу.
Разделы 5 и 6 заполняются отдельно по каждому транспортному средству (земельному участку), по которым заявляются налоговые льготы (п. 17 Порядка)[4].
Допустима подача одного заявления в отношении нескольких объектов, даже если организации присвоены разные КПП по месту их нахождения. В таком случае на титульном листе нужно отразить КПП, присвоенный по месту нахождения одного из этих объектов (см. Письмо ФНС России от 03.02.2020 №БС-4-21/1599@).
Обратите внимание
Если документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в ИФНС отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, ИФНС по информации, приведенной в заявлении, запросит сведения, подтверждающие право на эту льготу, у органов и иных лиц, у которых они имеются.
Орган или иное лицо, получившие запрос инспекции о представлении сведений, подтверждающих право на налоговую льготу, должны исполнить его в течение 7 дней со дня получения или в тот же срок сообщить в ИФНС о причинах неисполнения запроса.
Инспекция в течение 3 дней со дня получения такого сообщения обязана проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих право на льготу, и о необходимости представления подтверждающих документов (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ, Письмо ФНС России от 12.09.2019 №БС-4-21/18359@).
Заявление о предоставлении налоговой льготы налогоплательщик может подать в ИФНС по своему выбору (п. 10 Порядка):
-
по месту своего нахождения. Если налогоплательщик и объект, по которому заявлена льгота, находятся в разных местах, инспекция передаст заявление в налоговый орган по месту нахождения земельного участка или транспортного средства (п. 1.6 приложения к Письму ФНС России от 25.09.2019 №БС-4-21/19518@);
-
по месту нахождения объекта налогообложения – земельного участка или транспортного средства.
Указанное заявление налогоплательщик может подать в выбранную ИФНС одним из следующих способов:
-
на бумаге – лично, через представителя (действующего на основании доверенности) или заказным письмом по почте;
-
в электронном виде – по каналам ТКС[5].
Крайний срок подачи в ИФНС заявления о предоставлении налоговых льгот по транспортному и земельному налогам Налоговым кодексом не установлен.
При этом сообщение об исчисленных налоговиками суммах будет направляться налогоплательщику после истечения установленного срока уплаты налога – в течение 10 рабочих дней после составления, но не позднее 6 месяцев со дня истечения срока уплаты налога за налоговый период (то есть не позднее 1 сентября) (пп. 1 п. 4 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ). То есть когда налогоплательщик уже самостоятельно рассчитает и уплатит в бюджет транспортный и земельный налоги по итогам налогового периода. И как упоминалось ранее, это сообщение составляется на основе информации, имеющейся у налогового органа, в том числе результатов рассмотрения заявления о льготе.
Соответственно, если налоговый орган на дату составления сообщения не будет обладать информацией об имеющейся у налогоплательщика льготе, в сообщение будут включены суммы исчисленных налогов без учета этой льготы (см. Письмо ФНС России от 03.12.2019 №БС-4-21/24690@).
Обратите внимание
Минфин в Письме от 19.06.2019 №03-05-05-02/44672 пояснил: направление налогоплательщику сообщения об исчисленной ИФНС сумме налога не заменяет обязанность налогоплательщика самостоятельно исчислить и уплатить транспортный и земельный налоги и соответствующие суммы авансовых платежей по налогам. Фактически целью направления такого сообщения является информирование налогоплательщика об исчисленной ИФНС сумме налога за определенный период для дальнейшего взыскания недоимки при ее наличии.
Из сказанного следует, что заявление о предоставлении налоговых льгот налогоплательщику целесообразно подать в выбранную ИФНС практически сразу после уплаты налога, то есть в первых числах марта. В противном случае есть риск того, что сумма налога к уплате, исчисленная налоговиками (исходя из имеющейся у них информации), превысит величину платежа, осуществленного налогоплательщиком. И эту разницу налоговики в дальнейшем будут взыскивать в принудительном порядке (если, конечно, налогоплательщик не оспорит сообщение).
ИФНС должна рассмотреть обозначенное заявление в течение 30 дней (этот срок может быть увеличен не более чем на 30 дней).
По результатам рассмотрения налоговики должны уведомить налогоплательщика о предоставлении льготы (либо сообщить об отказе от предоставления) (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ).
Формы уведомления и сообщения утверждены Приказом ФНС России от 12.11.2019 №ММВ-7-21/566@. Как отмечено в п. 3 ст. 361.1 НК РФ, отказ от предоставления налоговой льготы должен быть обоснован (этого же требует и утвержденная форма сообщения).
Согласно п. 5 ст. 363 НК РФ сообщение об исчисленной сумме налога за прошедший налоговый период по общему правилу будет передаваться налогоплательщику в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота или через «Личный кабинет налогоплательщика».
При невозможности использования электронного формата сообщение будет направляться по почте заказным письмом. В этом случае сообщение считается полученным по истечении 6 рабочих дней с момента направления письма. Еще один вариант – передача руководителю организации (ее представителю) лично под расписку.
В случае несогласия с указанной в сообщении суммой налога (исчисленной налоговым органом) налогоплательщик согласно п. 6 ст. 363 и п. 5 ст. 397 НК РФ вправе в течение 10 дней со дня получения такого сообщения представить в ИФНС пояснения и (или) документы, подтверждающие обоснованность уплаченной ранее суммы налога. Как уже упоминалось ранее, предусмотренный п. 6 ст. 36310-дневный срок не является пресекательным (см. Письмо Минфина России от 19.06.2019 №03-05-05-02/44672).
На рассмотрение пояснений и документов налоговому органу дается месяц. Этот срок может быть увеличен еще на месяц, если у ИФНС возникнет необходимость получить дополнительные сведения и (или) документы, связанные с исчислением налога (п. 7 ст. 363 НК РФ).
В тот же месячный (или двухмесячный – в случае продления) срок налогоплательщика должны проинформировать о результатах рассмотрения полученных документов, информации. Если окажется, что расчет налога ИФНС неверен, налогоплательщику направят уточненное сообщение об исчисленной сумме налога в течение 10 рабочих дней после его составления.
Таким образом, сообщение о пересчитанной сумме налога должно быть направлено (передано) налогоплательщику не позднее 2 месяцев со дня получения налоговым органом документов и (или) иной информации, влекущих исчисление (перерасчет) суммы налога.
Обратите внимание
Если по итогам рассмотрения ИФНС пояснений и (или) документов будет выявлена недоимка по налогу не менее 500 руб. (например, в связи с тем, что налогоплательщик не представил заявление о льготе либо получил сообщение об отказе от ее предоставления, при этом фактически учел ее при расчете налога и это привело к его занижению), то инспекция направит налогоплательщику требование об уплате налога и примет установленные НК РФ меры по взысканию недоимки (абз. 3 п. 7 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ, Письмо ФНС России от 03.12.2019 №БС-4-21/24690@).
Платить транспортный налог должны организации, предприниматели и обычные физлица, на которых зарегистрированы транспортные средства. Эта обязанность возникает сразу после государственной регистрации ТС, а прекращается — после его снятия с учета.
По итогам года сумма налога исчисляется по каждому ТС как произведение налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента. Ставки устанавливают регионы в пределах, указанных в статье 361 НК РФ.
Повышающий коэффициент используют для (п.2 ст. 362 НК РФ):
- 1,1 – легковых автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн. рублей, с года выпуска которых прошло не более 3 лет;
- 2 – легковых автомобилей средней стоимостью от 5 до 10 млн. рублей и не более 5 лет с года выпуска;
- 3 – легковых автомобилей средней стоимостью от 10 до 15 млн. рублей менее 10 лет с года выпуска, а также для автомобилей средней стоимостью от 15 млн. рублей не старше 20 лет.
Среднюю стоимость легкового автомобиля определяет Минпромторг. Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. рублей и выше он формирует ежегодно и размещает на своем официальном сайте не позднее 1 марта очередного года. Эти данные и используют при расчете транспортного налога (п. 2 ст. 362 НК РФ). Никакую другую стоимость при расчете транспортного налога не используют.
С 1 января 2021 года для всех организаций введены единые сроки уплаты транспортного налога и авансовых платежей по нему. Налог надо уплатить не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, а авансовые платежи, если они введены законом субъекта РФ, — не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
В 2021 году налог за 2020 год нужно заплатить до 1 марта, а авансовые платежи платите (с учетом выходных дней):
- до 30 апреля – за I квартал 2021 г.;
- до 2 августа – за II квартал2021 г.;
- до 1 ноября – за III квартал 2021 г..
С 2021 года налоговики будут направлять компаниям сообщения об исчисленном транспортном налоге (п.4,5 ст.363 НК РФ). Налог будет рассчитан исходя из информации, которая имеется в инспекции:
- от регистраторов ТС;
- по сведениям о заявленных налоговых льготах, поступившим от владельцев.
Сроки рассылки налоговых уведомлений:
- 6 месяцев со дня, когда закончились установленные сроки уплаты налога за 2020 год;
- 2 месяца со дня поступления информации по перерасчету налога;
- 1 месяц со дня получения сведений из ЕГРЮЛ о том, что компания находится в процессе ликвидации.
Уведомление о налоге отправят через ТКС или личный кабинет плательщика на сайте инспекции. Если этими способами уведомить невозможно, направят по почте заказным письмом или вручат руководителю или представителю фирмы лично под роспись.
Если ТС было уничтожено, то налог прекратят исчислять с первого числа месяца гибели автомобиля. Основание – заявление собственника транспортного средства, поданное им в ИФНС.
Сдавать налоговые декларации по транспортному налогу за 2020 год и последующие налоговые периоды больше не нужно. В 2021 году налоговые инспекции будут принимать только:
- декларации, в том числе уточненные, за периоды до 2020 года;
- уточненные декларации к декларациям, которые организации сдали в 2020 году при реорганизации.
На сайте налоговой службы нельзя узнать размер транспортного налога по номеру машины, хотя такие данные есть в базе. Также не получится это сделать и на сторонних интернет-ресурсах, которые предоставляют подобные услуги. Это небезопасно, потому что данные паспорта, ИНН, необходимые для этой процедуры, могут попасть в руки злоумышленников.
На портале Госуслуг также доступна информация по транспортному налогу. Чтобы ее получить, необходимо зайти в личный кабинет, затем перейти в меню «Проверка налоговых задолженностей». Там будет сумма задолженности по ИНН.
Чтобы понять, на какой вид налогообложения лучше перейти после отмены ЕНВД, рассмотрим предприятие из сферы грузоперевозки, зарегистрированное в Санкт-Петербурге. Рассчитаем для него налоги на разных режимах. Делать расчёт будем исходя из таких параметров:
- доход в год – 18 000 000 рублей;
- затраты в год – 11 500 000 рублей (расходы на персонал, топливо, ремонт, стоянку и прочие);
- количество единиц транспорта – 5;
- количество работников – 6;
- расходы на страховые взносы за сотрудников в год – 550 000 рублей (входят в состав затрат).
Взносы за работников указаны отдельно, поскольку для УСН Доходы, а с 2021 года и для ПСН, предусмотрен вычет на их сумму. Он равен размеру уплаченных отчислений, но не более 50% от суммы налога.
Если бизнес ведёт ИП, к вычету добавляются и его собственные взносы. В 2021 году это 40 874 рубля + 1% от суммы дохода свыше 300 000 рублей. Для чистоты эксперимента будем считать, что они не вошли в состав расходов.
Теперь рассмотрим разные режимы и решим, какой выбрать, когда отменят ЕНВД для ИП и компаний сферы грузоперевозки.
Сведём в таблицу все данные, которые рассчитали выше для спецрежимов.
Таблица. Сравнение фискальной нагрузки на разных режимах для грузоперевозок (в рублях)
Налог | Взносы | Всего | |
---|---|---|---|
Организация | |||
УСН Доходы | 540 000 | 550 000 | 1 090 000 |
УСН Доходы-расходы | 975 000 | 550 000 | 1 525 000 |
ИП | |||
УСН Доходы | 540 000 | 655 874 | 1 307 874 |
УСН Доходы-расходы | 975 000 | 652 874 | 1 627 874 |
Патент | 120 000 | 627 874 | 747 874 |
Из таблицы видно, на какой режим оптимально перейти нашему предприятию, когда отменят ЕНВД. Если это ИП, ему лучше купить патент. Организации же для грузоперевозок больше подходит УСН со ставкой налога 6% с дохода, чем 15% с разницы между доходом и расходами.
Однако следует понимать, что расчёт этот условный, ведь он основан на примерных данных, хотя и приближённых к реальным. Поэтому перед решением вопроса о том, чем заменить ЕНВД для ИП или организации после отмены вменёнки для грузоперевозки, следует повторить этот расчёт уже исходя из собственных показателей выручки и затрат. Кроме того, важно учитывать специфику регионального законодательства, ведь некоторые параметры налоговых режимов в разных субъектах РФ могут существенно различаться.
Транспортный налог – это налог, взимаемый с собственников зарегистрированных транспортных средств. В Российской Федерации относится к региональным, поэтому устанавливается законами субъектов и поступает в бюджет соответствующего уровня.
Уплата транспортного налога является обязанностью водителя независимо от фактического использования автомобиля. Имеет значение сам факт наличия его в собственности.
Платит налог именно собственник, а не фактический владелец. Поэтому после продажи автомобиля важно произвести перерегистрацию. Если этого не сделать, все налоги будут приходить продавцу. Оспорить неправильное начисление можно на основании договора купли-продажи.
Необходимо отметить, что оплата налога может быть переведена на водителя, владеющего автомобилем на основании доверенности. В этом случае требуется письменное уведомление налогового органа.
Физические лица должны платить налог ежегодно до 1 декабря. За нарушение сроков устанавливается пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ. При этом размер пени не может превышать общую сумму задолженности. При накоплении задолженности в 30 тыс. руб. возможно наложение различных ограничений со стороны судебных приставов.
Поскольку транспортный налог относится к региональным, его ставки устанавливаются законами субъектов. На федеральном уровне предусмотрена только базовая ставка, которая может варьироваться в любую сторону, но не более чем в 10 раз. Однако ограничений на снижение ставки для автомобилей с мощностью двигателя до 150 л. с. в законе нет, поэтому некоторые субъекты полностью ее обнуляют.
Изменение ставки для отдельных категорий транспортных средств, исходя из возраста, экологического класса, также относится к ведению региональных властей. Рассмотрим формирование тарифа на примере Москвы:
Обязанность оплачивать транспортный налог возникает у предприятия сразу же, как только на организацию происходит регистрация хотя бы одного транспортного средства, необходимого для осуществления коммерческой деятельности. Эта норма с подробным описанием правил по ее выполнению прописана в 28 статье Налогового кодекса РФ.
Внимание! ИП, применяющие «упрощенку», оплачивают транспортный налог на автомобили и технику, используемые в бизнесе, как физические лица.
В законе РФ прописан подробный список транспортных средств, которые не являются объектом налогообложения по транспортному налогу. К ним относятся:
- моторные лодки с объемом двигателя не выше 5 л.с., а также любые весельные лодки;
- морские и речные суда, назначение которых служит рыбный промысел;
- комбайны, тракторы, спецмашины, используемые для сельскохозяйственных работ, а также производства и переработки сельскохозяйственной продукции, но только если они зарегистрированы на производителей сельскохозяйственных товаров;
- воздушные, морские и речные судна, если они зарегистрированы на ИП или организации, основным видом деятельности которых являются перевозки пассажирские или грузовые.
Важно! У сельскохозяйственных производителей, использующих для своих работ с/х спецтехнику, доля прибыли от реализации сельхозтоваров должна быть не меньше 70% от общего размера дохода за каждый год по результатам коммерческой деятельности.
Подробный список транспортных средств и техники, не облагаемых транспортным налогом можно найти в 358 статье Налогового кодекса РФ.
Многие руководители предприятий, использующих в работе транспортные средства, задаются вопросом, а можно ли на нем как-нибудь сэкономить. Задача эта не из простых, но и она имеет решение. Варианты для снижения оплаты этого налога такие:
- транспортное средство перечислено в перечне ст. 358 Налогового кодекса РФ;
- льготы, предусмотренные местными законодателями для тех или иных компаний или транспортных средств, на территории отдельно взятого региона РФ;
- если «упрощенец» использует объект налогообложения доходы минус расходы 15%, то он может включить транспортный налог в расходы по налогооблагаемой базе. Таким образом, база для начисления налога снизится на сумму уплаченного транспортного налога.
Кроме того, снизить размер выплачиваемого транспортного налога может тщательный контроль за эффективностью применения автомобилей и спецтехники в деятельности предприятия. Нет никакой необходимости оплачивать данный налог, если применение транспорта становится нецелесообразным – разумнее снять простаивающую технику с учета. Точно также нужно вовремя снимать транспортные средства с учета, если они были угнаны – для этого требуется предоставить в налоговую службу справку из полиции о фиксации факта угона.
Внимание! В тех случаях, когда общая стоимость транспортных средств, зарегистрированных на предприятие, составляет сумму выше 3 миллионов рублей, сэкономить на транспортном налоге не удастся.
Организации, находящиеся на Упрощенной налоговой системе и использующие в своей работе транспортные средства, должны оплачивать транспортный налог в течение года авансовыми платежами – по итогам первого квартала, полугодия и 9 месяцев. Если срок оплаты авансового платежа выпадет на выходной, то налог надо перевести на счет налоговой инспекции не позднее следующего рабочего дня.
Окончательно оплата транспортного налога для ООО должна быть произведена до 31 января следующего за отчетным годом включительно. Оплата транспортного налога ИП (как физ. лица) производится до 1 октября следующего года.
До момента начисления и уплаты налога следует быть уверенным в том, что транспортное средство считается объектом налогообложения. Также нужно убедиться, что владелец автомобиля входит в категорию льготников, что подразумевает освобождение его от уплаты налога.
К льготной категории относятся:
- Лодки с мотором, мощность которого не превышает 5 л. с.
- Легковые автомобили, которые предназначенные для лиц с ограниченными физическими возможностями (мощность не должна быть больше 100 л.с.).
- Сельскохозяйственные машины.
- Авто, пребывающие в розыске (нужно предоставить автовладельцу подтверждение в документальной форме).
Владельцам автотранспорта нельзя избавиться от уплаты налогов за транспорт, который не эксплуатируется. Чтобы не платить отчисления потребуется снять ТС с государственной регистрации.
Ссылаясь на региональное законодательство, от пошлины освобождаются:
- инвалиды (1 и 2 группы);
- родители или опекуны детей с инвалидностью;
- многодетные семьи;
- солдаты, находящиеся на срочной службе;
- компании и ИП осуществляющие муниципальные перевозки.
Относительно отмены транспортного налога в Министерства экономического развития имеются свои аргументы.
Сбор средств с владельцев считается одним из наиболее эффективных источников пополнения местного и государственного бюджетов, что является большим преимуществом в условиях кризиса.
Из-за этой причины было принято решение оставить данный вид налога и не отменять его в 2021 году.
Даже если налог будет отменен, автовладельцам будет предложена альтернатива, позволяющая осуществлять отчисление денег в бюджет. Среди наиболее вероятных вариантов считается увеличение ставок акциза.
Это позволит гарантировать справедливость, так как делать отчисления в бюджет будут владельцы ТС, которые его используют. Вариант с акцизом станет выгодным для владельцев авто с экономичным мотором.
Главные изменения транспортного налога в 2021 году касаются организаций, выступающих в качестве владельцев автотранспорта. С 1.01.2021 года упраздняются налоговые декларации. Теперь не нужно их подавать в соответствующие органы, что значительно упрощает уплату налогов.
Федеральная налоговая служба в индивидуальном порядке занимается подготовкой отчетной документации для компаний, ссылаясь на данные о регистрации. За счет этого процедура налогообложения становится более корректной.
ФНС будет отправлять сообщения, где будут указаны конкретные транспортные средства, налоговая база, используемые ставки, итоговая сумма и сроки, когда нужно произвести отчисления. Сообщения будут поступать на электронную почту, онлайн кабинеты налогоплательщиков либо с помощью заказных писем.
Организации по-прежнему занимаются самостоятельным вычетом размера отчислений в бюджет, делают авансовые выплаты и перечисляют налоги в указанный срок.
К очередному нововведению в новом году следует отнести заявительный характер начисления льгот. Нужно в индивидуальном порядке подавать заявление в Федеральную налоговую службу о том, что у вас имеются определенные льготы. Льготные права должны быть документально подтверждены.
Что касается физических лиц, то в 2021 году для них кардинальных изменений не произошло и в ближайшее время не предвидится. Отмена, снижение или повышение транспортного налога в 2021 году вряд ли произойдет.
- Что такое транспортный налог
- Кто платит транспортный налог
- Как его считать
- Какие есть ставки
- Какие есть повышающие коэффициенты
- Что там со льготами по транспортному налогу
- Как уменьшить транспортный налог
- Когда и как платить
- Что будет, если не заплатить
- Как проверить задолженность
В 2021 транспортный налог необходимо оплатить до 1 марта, а авансовые платежи по нему, — до конца января.
С 2021 года, а также за налоговый период 2020 года, не нужно готовить и предоставлять в налоговый орган декларации по транспортному налогу.
Это нововведение снижает издержки бизнеса по подготовке налоговой отчетности и сокращает процесс выявления недоимки. Для обеспечения полноты уплаты налога из инспекции будут приходить сообщения об исчисленной сумме налога. Срок отправки данных сообщений будет составлять до 6 месяцев после срока уплаты, либо не позднее двух месяцев со дня получения налоговым органом информации, влекущей перерасчет налога за предыдущие налоговые периоды. В случае, если организация находится в процессе ликвидации, то сообщение об исчисленных налоговыми органами суммах транспортного налога будет предоставлено не позднее 20 дней после получения налоговым органом сведений из ЕГРЮЛ.
Если организация имеет транспортные средства, которые подлежат налогообложению и не попадают под льготы, а также никогда не были отражены в исчисляемой сумме налога, то налогоплательщик
обязан самостоятельно информировать налоговую инспекцию о данных транспортных средствах. В случае невыполнения данного требования, организации грозит штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога.
Ознакомиться с интересующей информацией по налогам и сборам вы можете воспользовавшись ссылкой.