Учет расхода топлива на автомобиле с помощью
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет расхода топлива на автомобиле с помощью». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Софты созданы в помощь водителям, позволяют контролировать потребление топлива и наблюдать за общим техническим состоянием автомобиля. Программы просты в применении, не требуют особых навыков и обучения, подходят для расчета по легковым и грузовым автомобилям. Программа расхода топлива работает в онлайн и офлайн режимах. Для получения информации обычно достаточно ввести основные данные.
Разработан ряд математических формул для расчета потребления бензина. Но это долго, неудобно и требует элементарных навыков в математических расчетах, особенно если это необходимо не для одного автомобиля, а для таксомоторного парка. В этом случае удобней воспользоваться программой. Софт поможет:
- рассчитать финансовые траты;
- подобрать качество и вид топлива, учесть все затраты и рассчитать необходимый литраж;
- определить время для следующего планового ТО.
Разработано много программ и утилит. Большинство из них можно скачать и установить бесплатно.
8 программ для расчета расхода топлива
Рассчитать расходы на топливо можно в таблице Excel. Чтобы получить точные данные необходимо:
- рассчитать маршрут и учесть на нем все заправочные станции;
- учесть расстояние между АЗС;
- учесть расход топлива;
- придерживаться выбранного маршрута.
При соблюдении всех условий погрешность расчетов достигает +- 1%.
Советуем посмотреть видео: расчет расхода топлива по формуле в таблице Excel.
В интернете есть разработки онлайн калькуляторов для расчета расхода бензина. Необходимые данные:
- километраж предполагаемой поездки;
- расход бензина – средняя величина на 100 километров;
- цена за литр ГСМ.
При внесении всех данных будут получены сведения о количестве израсходованного горючего и на какую сумму.
Все программы расхода горюче-смазочных материалов просты в использовании, доступны для скачивания и установки на гаджеты.
До сих пор многие автопарки обходятся без ГЛОНАСС/GPS мониторинга. Предположим, что учёт и списание топлива в компании происходят корректно, и вроде бы проблема перерасхода ГСМ не беспокоит. Но может ли руководство уверенно заявлять, что владеет всей информацией? Скорее всего, нет. Настоящий контроль – это когда есть возможность сравнивать максимум различных показаний и выявлять причины расхождений.
Это интерфейс, обеспечивающий обмен информацией между различным датчикам и электронным системам автомобиля, а также сторонними устройствами в рамках единой CAN-сети автомобиля (Controller Area Network). CAN-шина присутствует во всех современных автотранспортных средствах.
Суть такого способа контроля топлива заключается в подключении ГЛОНАСС/GPS-трекера напрямую к блоку управления автомобиля через CAN-интерфейс. Это делается путём проводного соединения с помощью бесконтактных считывателей. В результате трекер будет получать данные о расходе ГСМ от штатного датчика уровня топлива и передавать их в систему мониторинга. Также CAN-считывание позволяет дистанционно отслеживать параметры работы других систем и агрегатов автомобиля (моточасы, давление, температура и др.). Главное, чтобы в автомобилях поддерживался открытый протокол передачи данных.
Это самый легкий и бюджетный способ дистанционного контроля за топливом. Но сами по себе штатные датчики топлива несовершенны – погрешность в их показаниях может составлять 15% от объема бака. На точность в определении времени, мест и объема заправок здесь рассчитывать сложно. Автопарки, которые контролируют топливо по CAN-шине, могут сталкиваться с возникновением “мертвых” зон (5-10% верхнего и нижнего объема бака), “ложными” сливами и непонятными подъемами/падениями топливного графика в программе мониторинга. В итоге на автотранспорте с большим расходом ГСМ неконтролируемый объем может достигать 100 литров – в первую очередь, на большегрузах. И надо понимать, что такой способ не всегда помогает обнаруживать случаи прямого воровства ГСМ. На картинке ниже показан график уровня топлива, полученный со штатного датчика.
Этот датчик устанавливается в двигательной системе автомобиля на топливную магистраль.
Принцип работы расходомера заключается в определении объемов поступающего топлива и учёте времени его потребления, поэтому датчики расхода топлива (ДРТ) ещё называют проточными.
Некоторые модели расходомеров могут определять время работы двигателя и температуру топлива.
Показания, зафиксированные расходомерами, передаются бортовому контроллеру (ГЛОНАСС/GPS трекеру) и поступают в систему мониторинга. Точность показаний очень высокая: погрешность варьируется всего на уровне 1-3%. Это позволяет верно вести фактический учет ГСМ и рассчитывать реальные нормы потребления топлива на конкретных автомобилях. Но есть несколько существенных минусов:
- стоимость датчиков расхода топлива, затраты на их установку и обслуживание дороже каждого другого способа из этого обзора;
- расходомеры подвержены загрязнениям и требуют периодической чистки, иначе они могут привести к поломке топливной системы;
- для контроля сливов через “обратку” нужна установка второго расходомера, либо более дорогого дифференциального датчика, который контролирует топливо сразу в подающей и обратной магистралях;
- проточные датчики не позволяют контролировать заправки и сливы топлива из бака.
Снова сравним показания от разных датчиков, параллельно контролировавших топливо на одном ТС. Синий график – это данные, поступившие от ДРТ, и здесь виден только расход. Красный график – это показания, зафиксированные емкостным датчиком уровня топлива, и здесь видно, когда были заправки и сливы. При этом разница в точности показаний расхода составляет всего 100 мл.
ДУТ устанавливается (врезается) в бак автомобиля и фиксирует изменение объема ГСМ. По принципу действия их ещё называют датчиками емкостного типа. Точность ДУТ не уступает по точности расходомеру (97-99%). Но для получения объективных данных важно правильно откалибровать датчик и произвести тарировку бака на этапе установки. Поэтому монтаж оборудования нужно доверять профессиональным установщикам.
Как и в случае с ДРТ, система мониторинга получает показания ДУТ от трекера, с которым датчик взаимодействует. В программе мониторинга каждое изменение уровня жидкости в баке отображается с четкой привязкой ко времени и месту. Существуют варианты датчиков, которым не требуется соединение с бортовым контроллером. У таких датчиков есть собственный модуль GPS/ГЛОНАСС и модем GPRS.
Вместе с получением высокоточных данных об уровне топлива в баке, ДУТы позволяют:
- фиксировать заправки и сливы топлива
- определять ложные и неполные заправки
- распознавать микросливы
- выявлять факты слива с “обратки”
Встречается мнение, что с помощью ДУТ не выявить слив топлива с обратной магистрали. Но по графикам и отчетам в программе мониторинга можно понять, что такое, скорее всего, происходило.
Если мы проанализируем формы ПЛ, содержащиеся в постановлении № 78, то увидим, что в них есть специальные графы, предназначенные для отражения оборота ГСМ. Здесь указывается, сколько горючего в баке, сколько выдано и сколько осталось. Путем несложных вычислений выясняется количество использованного горючего.
Если же обратиться к приказу Минтранса № 368, то среди обязательных реквизитов ПЛ в нем не встретится требование отражать движение горючего. При этом в документе должны быть приведены показания спидометра на начало и конец пути, что позволит определить количество пройденных транспортным средством километров.
Когда ПЛ разработан организацией самостоятельно и в нем нет информации об использовании ГСМ, а содержатся только данные о количестве километров, нормативный объем использованных ГСМ можно рассчитать, используя распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р. В нем есть нормы расхода топлива для разных марок транспортных средств и формулы для расчета расхода.
Таким образом, на основании ПЛ производится расчет либо фактического, либо нормативного списания ГСМ. Рассчитанные таким образом данные используются для отражения в бухгалтерском учете.
Однако применение ПЛ для учета расхода ГСМ в некоторых случаях невозможно. Например, когда бензином заправляются бензопилы, мотоблоки и др. аналогичная спецтехника. В этих случаях применяется акт на списание ГСМ.
Для учета ГСМ на предприятии используется счет 10, отдельный субсчет (в плане счетов — 10-3). По дебету этого счета осуществляется приход ГСМ, по кредиту — списание.
Как происходит списание ГСМ? По описанным выше алгоритмам производится расчет использованного количества ГСМ (фактический или нормативный). Это количество умножается на стоимость единицы, и полученная сумма списывается проводкой: Дт 20, 23, 25, 26, 44 Кт 10-3.
Как контролировать расход топлива: различные способы мониторинга
Организовать ГЛОНАСС контроль расхода топлива на предприятии можно несколькими способами:
1. Самый простой из них – расчет расхода топлива по нормативу:
-
ГЛОНАСС/GPS трекер фиксирует пробег ТС;
-
данные о пробеге умножаются на норму расхода топлива на километр пробега.
Такой вариант контроля самый дешевый, но и самый приблизительный: данные могут сильно отличаться от реальных, не исключается возможность махинаций со стороны водителя. Данный способ часто используется в налоговом учете для списания пробега ТС и расхода топлива .
2. Еще один способ – контроль по штатному датчику топлива:
-
штатный датчик уровня топлива подключается к ГЛОНАСС/GPS трекеру;
-
уровень топлива в баке оценивается по положению поплавка датчика.
Недостаток метода в том, что показания датчика может исказить любая встряска на дороге, расхождения могут составлять десятки литров. Но и в тоже время это один из самых бюджетных вариантов по контролю за расходом топлива. Иногда этот метод применяется на ряде транспортных средств за счёт конструкторской особенности топливной системы. Чаще всего это легковые автомобили, т.к. бензобак имеет «неправильную», изогнутую форму и нет места для монтажа датчика уровня топлива или же отсутствует бортовой компьютер или нет возможности к нему подключиться.
3. Один из самых точных методов – контроль расхода по емкостному датчику уровня топлива (ДУТ):
-
ДУТ устанавливается в бак автомобиля и подключается к трекеру;
-
система ГЛОНАСС/GPS контроля получает от датчика данные о текущем уровне горючего в баке, фиксирует расход, заправки и сливы топлива.
Погрешности при таком способе контроля топлива минимальны. Корректные, правильные данные будут поступать в «Путевой лист» или любой другой документ для управленческого учета. Для дальнейшего списания топлива, нужно его оприходывать на счёт 10 «Материалы» потребуется только чек с АЗС или выгрузка из процессингового центра топливной компании, что бы затем списать топливо. В данном случае процесс занимает минимум времени и сокращает издержки на операционистов. Такая схема работы очень удобна, для этого нужно в программном обеспечении «1С:Центр спутникового мониторинга ГЛОНАСС/GPS» настроить необходимые функции и настроить интеграцию с продуктами для управленческого учёта 1С:Предприятие 8.
4. Еще один способ – контроль с помощью CAN-шины:
-
к CAN-шине через CAN-адаптер подключается автомобильный трекер;
-
адаптер считывает данные с CAN -шины и передает их через трекер в систему ГЛОНАСС мониторинга.
Преимущества этого способа в том, что он достаточно точен и не требует сложного монтажа. Так же как в варианте с погружным датчиком топлива можно автоматически начислять амортизацию по транспортному средству и списывать расходы.
Второе название — топливный расходомер, прибор относится к проточному оборудованию, устанавливается на магистраль подачи топлива перед ДВС и отслеживает количество бензина или дизеля при работающем двигателе. Проточный датчик расхода топлива конструктивно представлен в трех вариантах:
- однокамерный;
- дифференциальный;
- бесконтактный.
Простой однокамерный ДРТ контролирует единственный поток топлива, в конструкции не учитывается работа обратного клапана топливной магистрали, по которому неизрасходованное горючее возвращается в топливный бак.
Принцип работы как двухкамерного, так и однопоточного датчика одинаков. Цифровая плата, расположенная в корпусе устройства, формирует сигнал о количестве проходящего топлива. Информация передается напрямую бортовому контроллеру через выход интерфейса, где сохраняется или автоматически передается через КАН-шину оператору.
Монтаж ДРТ технически возможен не на все топливные системы. Для американских авто устанавливают только однопоточный расходомер, и отслеживают количество бензина без учета количества обратки. Это происходит потому, что устройство обратного клапана не сможет высчитать количество топлива в чистом виде, а считает пену или воздушно-пенную смесь, поэтому показания имеют большой процент погрешности — до 10 %.
Расходомеры изготавливаются с учетом используемого топлива, класса авто. В паспорте на устройство всегда указывается, для каких двигателей предназначен тот или иной датчик, варианты подключения и настройки. Настройку расходомера проводят мастера сервисного центра, не рекомендуется устанавливать это средство измерения самостоятельно, поскольку потребуется врезка в топливную магистраль.
Не рекомендуется использовать схему подключения однопоточного ДРТ с вариантом «закольцовывания» обратки, когда неиспользованный бензин или дизель не возвращается в топливный бак, а поступает в топливную магистраль после датчика. Это приведет к тому, что при минус 5 топливо в баке не будет прогреваться (прогрев осуществляется за счет подачи горячего бензина или дизеля от мотора в бак), и будет большая вероятность заглохнуть на морозе.
Расходомер устанавливается на необходимом участке топливного шланга и дополнительно крепится через кронштейн к кузову. Некоторые модели расходомера не имеют кронштейна. Зажим топливного шланга на штуцерах прибора проходит через металлический хомут. Герметичность стыков обеспечивают внутренняя прокладка или сальник.
Учитывая, что минимальная стоимость расходомера с подключением и настройкой составляет 150 $, мало кто из владельцев личного автомобиля его купит. Эти средства измерения актуальны для таксопарков, компаний с большим объемом грузоперевозок и пр. Преимущества датчика:
- Надежность цифровых устройств. Датчики не меняют показаний при высоком/низком магнитном, электрическом поле, что делает невозможным самовольную перенастройку прибора.
- Точность отслеживания расхода. Максимальная погрешность — 3 %. Для сравнения, погрешность неотрегулированного датчика уровня топлива может достигать 15 %.
- Не зависит от конфигурации и объема топливного бака. Двухпоточный ДРТ позволяет контролировать объем обратки.
Главный недостаток проточного датчика — отсутствие контроля за количеством заправок и частотой слива топлива с бака. Устройство требует систематического обслуживания, не реже 1 раз в 30 дней и может устанавливаться не на все классы топливных систем.
Датчик расхода топлива автомобиля
Это программа, которая часто используется на производствах и в фирмах. Благодаря софту рассчитывают число потребляемого бензина всеми автомобилями, которые есть на предприятии.
Благодаря этой программе в бухгалтерии предприятия ведется анализ рационального расхода выдаваемого для работы ресурса. А также проводится контроль водителей и их добросовестного отношения к производственным ресурсам.
Советуем посмотреть видео: легких расчет реального расхода ГСМ.
Программа, которая также поможет произвести подсчет расходуемого топлива и сумму, которая для этой цели потрачена. Для этого необходимо указать параметры километража, который планируется проехать и стоимость одного литра топлива. После введения данных программа покажет, сколько средств и литров бензина нужно для осуществления поставленной цели.
Оптимальный вариант для грузовых автомобилей – установка автомобильного GPS-терминала, например, ГдеМои А8, с последующим подключением погружных датчиков уровня топлива (ДУТ).
Мы рекомендуем устанавливать цифровые датчики, так как они обеспечивают наиболее точные показания. Встроенный микропроцессор ДУТ автоматически корректирует погрешности в измерениях из-за неравномерного распределения содержимого в баках неправильной формы.
При установке датчиков сам бак проходит тарировку — в итоге после небольшой настройки ДУТ в системе мониторинга, вы будете получать точные данные об уровне топлива в баке, его расход в литрах, число и объем заправок и сливов.
К легкому коммерческому транспорту относят малотоннажные автомобили. Как правило, это бортовые грузовики типа ГАЗель, микроавтобусы, автофургоны.
Именно такие машины зачастую и встречаются в автопарках организаций малого и среднего бизнеса.
Контролировать уровень топлива на малотоннажном транспорте можно двумя способами. Какому из них отдать предпочтение, зависит от модели вашего автомобиля, а также от того, насколько точные вам нужны измерения.
Программы для учета расхода топлива
Чтобы учитывать движение ГСМ в легковушке, у ГдеМои есть более простые, но не менее эффективные решения.
Если ваш автомобиль передает информацию со штатного датчика, вы можете отслеживать уровень топлива, считывая данные с CAN-шины.
GPS-терминалы с проводным подключением питаются от бортовой сети автомобиля, а значит вам не придется беспокоится о вместимости аккумулятора. Чаще всего такие трекеры устанавливают под приборную панель в салоне автомобиля — подальше от посторонних глаз. Среди ассортимента устройств ГдеМои с подключением к бортовой сети, рекомендуем рассмотреть две модели с возможностью считывания CAN-данных: ГдеМои А6, ГдеМои А8.
Используя решения ГдеМои.Транспорт, компании уменьшают ежегодные расходы на ГСМ в среднем на 25%.
«Комплексный мониторинг на базе GPS/ГЛОНАСС позволил нашему предприятию повысить дисциплину водителей, эффективнее планировать их работу. Также мы теперь имеем абсолютно прозрачный учет движения топлива», — Виктор Турков, директор производственной компании Максисвет.
Перед тем, как приобрести оборудование для GPS-контроля ГСМ — свяжитесь с нашими специалистами. Они помогут выбрать трекер в зависимости от марки автомобиля и стоящих перед вами задач.
Отслеживать все поездки автомобиля поможет gps-трекер, устанавливаемый на машину. Он с высокой точностью покажет, где именно пребывала техника в определенный момент времени, ездила ли машина строго по маршруту, не отклонялась ли она от графика движения, и где она находится сейчас.
Имея под рукой в любой момент времени такой удобный способ gps-мониторинга своего автопарка, руководитель при возникновении каких-либо подозрений в нецелевом использовании служебной техники может аргументированно побеседовать с водителем и потребовать у него объяснений обо всех подозрительных поездках и отклонениях от рабочего маршрута.
Смотрите также: Как водители обманывают датчик уровня топлива
Но контроль за всеми перемещениями автомобиля все еще не решает вопрос с жульничеством на дизтопливе: водитель может регулярно сливать по 10-20 литров солярки в день, аргументируя подобный перерасход особенностями работы двигателям автомобиля.
Контроль топлива GPS/ГЛОНАСС — выбираем лучший вариант для вашего автопарка
В картографической системе gps-мониторинга, отображающей маршрут движения автомобиля, существует возможность ввести средний расход топлива на 100 километров пробега. При этом у владельца отпадает необходимость в плотном контроле за водителем — в пломбировке бака, установке датчиков контроля уровня топлива, которые к тому же можно довольно легко обмануть.
Все, что нужно сделать руководителю — посмотреть суточный отчет по пройденному автомобилем маршруту и увидеть объем потраченного топлива, который система gps-мониторинга высчитывает в автоматическом режиме. К тому же система может предоставлять различные виды отчетов как по отдельному автомобилю, так и по всему автопарку, экономя тем самым владельцу время и усилия на контроль за своей техникой.
Где взять значения по потреблению дизтоплива различными видами автомобилей? Как правило, эти значения указаны в технических паспортах машин, к тому же в интернете можно свободно найти подробные значения для любой марки автомобиля. Так, например, автомобиль Renault Magnum 11GTA11 расходует 32 литра, а MAN TGA 18.400 — 30 литров на 100 км пути.
Но что делать, если шоферы начинают активно протестовать и доказывать с пеной на губах, что такие расходы солярки слишком занижены? В этом случае придется провести месячные испытания потребления дизтоплива под вашим жестким контролем.
Смотрите также: Установка GPS маячков на комбайны даже ночью в поле
В течение месяца вам как руководителю нужно будет взять под четкий контроль всю систему учета снабжения и расхода топлива.
Во-первых, необходимо опломбировать всю топливную систему автомобилей, чтобы у водителей не было физической возможности сливать солярку из автомобиля. Здесь необходимо поставить пломбы буквально на каждую часть, на каждый патрубок и вентиль топливной системы, ведь только так вы сможете быть уверены, что шоферы не жульничают с дизтопливом за вашей спиной.
Во-вторых, вам или вашему доверенному лицу придется регулярно ездить на заправку и заправлять все опломбированные машины, под роспись водителей в специальном журнале учета фиксируя каждую заправку автомобиля. Такой контроль позволит вам однозначно понять, сколько именно литров в месяц было заправлено в выбранные автомобили.
В-третьих, необходимо регулярно фиксировать суточный километраж пробега автомобилей. Впрочем, картографическая система gps-мониторинга поможет вам сформировать подобные отчеты буквально двумя кликами мышки.
В результате таких действий через месяц вы получите точные цифры пройденного расстояния каждым автомобилем и объем израсходованного им топлива. Разделив объем на расстояние, вы узнаете усредненное значение расхода топлива по каждому автомобилю. При этом месячный срок наблюдения гарантирует, что погрешность в определении усредненного значения расхода будет достаточно низкая и не превысит десятых долей процента.
Как правило, вас ждет сюрприз — заявленные водителями цифры будут как минимум на 2-3 литра выше полученных после натурных испытаний. Введя полученные расходы в систему gps-мониторинга, вы в результате уже через месяц увидите, как сократились ваши затраты на топливо. В среднем на каждом автомобиле после полноценного внедрения системы gps-трекинга составляет от 300 до 700$ ежемесячно.
Кстати, вас поджидает еще один сюрприз — часть водителей по результатам месяца уволится. Конечно, получать 400-500$ в месяц к зарплате на махинациях с топливом теперь у них не получится, поэтому они уйдут к более нерадивому хозяину, который не озаботился тщательным контролем за своим расходами.
Что же, такая ситуация вам только на руку: вы сможете найти более честных водителей, а также безболезненно устранить из коллектива потенциальных «бунтовщиков», отрицательно влияющих на настроения сотрудников и общую рабочую атмосферу в компании.
Как надежно контролировать расход топлива с помощью GPS-трекера
Топливо можно приобретать за наличный расчет и в безналичной форме. Если организация выбрала безналичную форму, то с поставщиком ГСМ заключается договор поставки, в соответствии с которым организация перечисляет денежные средства на расчетный счет поставщика, а взамен получает талоны или топливные карты, по которым водители осуществляют заправку автомобилей на автозаправочных станциях (АЗС).
Начиная с версии 3.0.74 в «1С:Бухгалтерии 8» можно вести учет топлива по путевым листам. Чтобы новая возможность стала доступна пользователю, потребуется включить соответствующую функциональность (раздел Главное — Настройки — Функциональность). На закладке Запасы необходимо установить флаг Путевые листы (см. рис. 1). После включения указанной настройки в программе появляется новый документ — Путевой лист.
С помощью документа Путевой лист (рис. 2) программы пользователь может:
- учитывать сведения о маршруте легкового автомобиля, который используется в служебных целях. Причем это может быть как собственный автомобиль организации, так и арендованный, а также личный транспорт, принадлежащий сотруднику организации;
- отражать покупку топлива за наличный расчет либо по топливной карте;
- учитывать расход топлива в баке транспортного средства;
- учитывать расходы на топливо в бухгалтерском и налоговом учете (для целей налогообложения прибыли, при применении УСН с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов», а также для профессионального вычета индивидуального предпринимателя при уплате НДФЛ).
- выводить на печать путевой лист по типовой межотраслевой форме № 3 (утв. Постановлением № 78) или в упрощенной форме;
- выводить на печать авансовый отчет по форме АО-1 (утв. постановлением Госкомстата РФ от 01.08.2001 № 55) — при покупке топлива за наличный расчет.
В рамках автоматизации учета расходов на топливо по путевым листам в «1С:Бухгалтерии 8» начиная с версии 3.0.74 произошли следующие изменения:
- К счету 10.03 «Топливо» добавлены субсчета третьего порядка:
- 10.03.1 «Топливо на складе»;
- 10.03.2 «Топливо в баке».
На субсчете 10.03.1 учитывается наличие и движение нефтепродуктов и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств, технологических нужд производства, выработки энергии и отопления, твердого и газообразного топлива. Аналитический учет ведется по наименованиям, местам хранения и партиям (документам поступления). Каждое наименование — элемент справочника Номенклатура. Каждое место хранения — элемент справочника Склады. Для ведения аналитического учета по складам и партиям следует выполнить соответствующие настройки параметров учета (раздел Главное — План счетов — Настройка плана счетов — Учет запасов). Субсчет 10.03.1 является «преемником» счета 10.03, использующегося в предыдущих версиях программы, и применяется в «традиционных» сценариях работы с ГСМ. На субсчете 10.03.2 учитывается наличие и движение нефтепродуктов, находящихся в баке транспортного средства. Аналитический учет ведется по наименованиям топлива и автомобилям. Каждое наименование — элемент справочника Номенклатура. Каждый автомобиль — элемент справочника Транспортные средства.
- К счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» добавлен новый субсчет 76.15 «Приобретение по топливным картам». Этот субсчет предназначен для количественного учета расчетов по топливу, приобретенному организацией по топливным картам в валюте Российской Федерации. Аналитический учет ведется по отдельным наименованиям топлива (субконто Номенклатура) и автомобилям (субконто Транспортные средства).
- Появился новый объект программы — Транспортное средство (элемент справочника Транспортные средства), доступ к которому осуществляется из раздела Справочники — ОС и НМА. Если автомобиль учитывается в организации в качестве основного средства (ОС), то Транспортное средство (рис. 3) создается автоматически при постановке транспортного средства на учет в ФНС (карточка основного средства — ссылка Поставить на учет), поскольку в записи регистра Регистрация транспортного средства содержатся все необходимые сведения. Автомобили, взятые в аренду, и личный транспорт сотрудников, используемый в служебных целях, следует внести в справочник Транспортные средства вручную;
- Для документа Поступление (акт, накладная) появился новый вид операции Топливо.
Учет расходов на топливо по путевым листам в «1С:Бухгалтерии 8»
Норма расхода топлива – это величина, которая отражает среднюю потребность в бензине, газе или солярке для различных видов автотранспорта на конкретный километраж (как правило, отталкиваясь от расчета литров горючего на 100 км пути).
Данная величина актуальна для компаний, у которых в наличии есть несколько служебных автомобилей. Служебные автомобили – это весь транспорт, который числится на балансе компании и используется ею для работы.
Последние поправки в данные нормы вносились еще в 2015 году. На 2019 год предприятия, которые имеют в распоряжении автопарк, расход ГСМ могут рассчитывать самостоятельно, либо же учитывая предписания Министерства Транспорта РФ.
Все дело в том, что на 2018 год было указано, что нормы, установленные Минтрансом РФ, не являются обязательными, а только рекомендованными. Поэтому бухгалтер предприятия может сам решить, как ему лучше делать расчет расхода топлива.
- Расход топлива для предприятия можно рассчитывать самостоятельно, но при проверке проверяющих органов лучше всего сказать, что предприятие учитывает рекомендации Минтранса РФ, но желает самостоятельно рассчитать данный показатель в силу специфики работы транспортных средств.
- Для того, чтобы рассчитать использование бензина для конкретного автомобиля, необходимо литры топлива разделить на пройденный километраж и умножить на 100.
- Таким образом, мы узнаем, сколько бензина необходимо автомобилю, чтобы пройти 100 км пути.
- Необходимо напомнить, что данная величина может немного отличаться в зимнее и летнее время, а также в случаях, если автомобиль ездит по горной местности или по хорошим дорогам.
Пример: водитель проехал из точки А в точку Б 3350 км. За время пути он сжег 700 литров бензина.
Для того, чтобы выяснить, сколько бензина ему необходимо на 100 км пути, нужно сделать следующее: 700 / 3350 * 100 = 20,9 литров.
Предлагаемая форма бортового журнала для автомобиля и примеры его заполнения. Каждый разворот тетради – это один месяц.
На каждой странице тетради чертим подобную таблицу.
Дата | Показания одометра | Заправка л/руб. | Примечание |
Записываем дату Например01.01.2011 |
|
|
Заносим любую дополнительную информацию, по своему усмотрению. Например, температуру воздуха или отмечаем «Начало измерений» и «Окончание измерений». |
Пример заполнения бортового журнала автомобиля в процессе проведения определения эксплуатационного расхода топлива.
Дата | Показания одометра | Заправка л/руб. | Примечание |
01.01.2011 | 15123 | Начало измерений. Полный бак. | |
******** | ******** | ******** | ******** |
Какие нормы нужно использовать при списании ГСМ
Настоятельно рекомендуется заправлять своё транспортное средство на заведомо проверенных автомобильных станциях, желательно мировых известных брендов. Причина не только в качестве заправленного топлива, но и в его количестве.
В наше время существует практика у недобросовестных хозяев автозаправочных колонок недоливать бензин.
То есть на кассовом чеке сумма одна, а по факту в баке совсем другое число, и это, соответственно, приводит к неточности в расчётах по расходу бензина.
При покупке автомобиля зачастую можно увидеть информацию по расходу топлива на трассе, в городе и смешанном цикле.
Для получения такой информации автопроизводители прибегают к услугам профессиональных водителей, которые на определённых трассах, нагоняя круги, предоставляют запрашиваемые данные.
Именно поэтому фактические данные в реальных условиях могут сильно расходиться в значениях по расходу топлива с показателями автопроизводителей.
Своё мнение по этому вопросу и дополнения вы можете написать в комментариях.
Способы подсчета нормы расхода бензина своего автомобиля полезно знать каждому автовладельцу. Это поможет правильно оценить финансовые затраты при длительных поездках, а также общую стоимость грузовых и пассажирских перевозок. Существует множество вариантов подсчета расхода бензина на автотранспорте. Вопрос лишь в том, для каких целей это нужно.
Простому автовладельцу достаточно будет определить средний и моментальный расход ГСМ, в то время как для профессионалов, в том числе для бухгалтеров предприятий, на балансе которых находятся автотранспортные средства, более интересна будет удельная норма расхода топлива, а также норма его расхода при различных условиях работы.
Расход топлива на служебном автотранспорте не может происходить бесконтрольно и ненормированно, иначе не избежать перерасходов, а возможно, даже слива. Для контроля и учета количества ГСМ выведено понятие нормы расхода топлива – экономически обоснованного показателя, отражающего среднюю надобность в горючем (бензине, газе, солярке) для служебного автотранспорта различных разновидностей на определенный километраж.
Общепринятым и наиболее удобным является расчет расхода ГСМ на 100 км пробега.
Цели учета нормативов топлива достаточно очевидны:
- контроль расходов организации на топливо для транспортных средств;
- профилактика перерасхода, слива и т.п.;
- ведение соответствующей отчетности;
- уточнение себестоимости перевозок;
- снижение налогооблагаемой базы;
- основание для расчета с сотрудниками, использующими для служебных целей личный автотранспорт.
Контроль расхода топлива. Как сэкономить с новым алгоритмом расчета?
Общеизвестно, что расход топлива зимой и летом существенно отличается. Для холодного времени года действует специальная надбавка по нормам ГСМ, действующая в интервале от 2 до 20%, в зависимости от региона РФ. Документ, предлагаемый к использованию Минтрансом РФ, регулирует этот вопрос в приложении № 2.
Расход топлива, подсчитываемый самостоятельно
Несмотря на то что организация вправе пользоваться нормами Минтранса, что иногда оказывается предпочтительнее, поскольку рекомендуется налоговиками, можно производить собственные расчеты, исходя из установленных внутренними актами нормативов ГСМ.
Упрощенный вариант предусматривает нахождение частного от количества потраченного топлива и пройденного километража (для установления процентного соотношения цифра умножается на 100). В результате получится показатель в «привычной» форме, отражающий необходимое количество ГСМ для 100 км пути на данном авто. Далее к ней можно при необходимости применить соответствующие коэффициенты.
Более сложная формула, применяемая для исчисления данного показателя, учитывает конкретную марку авто и установленный для нее топливный норматив (из таблицы Минтранса или внутренних актов самой организации). Также принимается в расчет количество груза или пассажиров, находящихся на борту транспортного средства, режим движения, некоторые другие погрешности (зимний коэффициент, поправка на тип дороги и пр.).
Nрасх. = 0,01 х Nпредусм. х (1 + х К х 0,01)
где:
- Nрасх. – исчисляемая норма расхода ГСМ для произведения списания (измеряется в литрах);
- Nпредусм. – норматив, предусмотренный в документах организации или Распоряжением Минтранса РФ;
- S – километраж, пройденный данным авто;
- К – коэффициент, принимаемый во внимание при учете различных поправок.
Служебный автомобиль, принадлежащий ООО «Вольта», марки Тойота Королла с объемом двигателя 1,6 л совершил поездку, отмеченную в путевом листе расстоянием 650 км. При этом он затратил 62 л бензина. Груза на борту не было (доставлялись документы). Поездка была произведена зимой, зимняя надбавка, установленная в ООО «Вольта», составляет 5%. Фирма использует для расчета показатели из таблицы Минтранса РФ.
Рассчитаем расход топлива для списания. По данным Распоряжения Минтранса, нормы расхода топлива для автомобиля данной марки, идущего без груза, составляет 9 л на 100 км пробега. Зимний коэффициент принимаем за 5. Других надбавок данная поездка на авто этой марки в приведенных условиях не предусматривает. Произведем исчисление по формуле: 0,01 х 9 х 650 (1 + 5 х 0,01) = 0,09 х 650 х 1,05 = 61,4 л.
Как видим, водитель служебного авто практически не превысил расхода бензина, требующегося по нормативу.
Нормы расхода топлива для конкретного транспорта позволяют вести учет затрат на бензин, газ или дизтопливо, контролировать слив или перерасход топлива, а также списывать топливо со счетов компании согласно действующему законодательству Российской Федерации.
Данные показатели нормы расхода топлива необходимы для:
-
определения себестоимости конкретной перевозки и всех перевозок, совершенных служебным транспортом в течение определенного периода времени;
-
ведения отчетности;
-
ведения расчетов с сотрудниками организации, которые пользуются транспортными средствами в служебных целях.
-
учета затрат на топливо при налогообложении предприятий.
При определении нормы расхода топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать методические рекомендации «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте».
Чтобы выяснить нормативные величины расхода горючего для конкретного автомобиля, необходимо знать вид транспорта (легковой, грузовой, тягач или специального назначения).
После этого необходимо открыть нужную таблицу в нормах расхода топлива, утвержденных Минтрансом РФ и найти точную марку автомобиля.
В этой таблице приведены нормы расхода бензина для конкретного автомобиля.
Если предприятие использует автомобильный транспорт, который не прописан в нормативном акте, составленном Минтрансом РФ, предприятие может рассчитать для него нормы списания топлива самостоятельно.
Как правило, на предприятиях, которые занимаются грузоперевозками, топливо списывается на расходы на основании нескольких документов:
-
путевого листа (указывается маршрут и пробег автомобиля, остаток топлива; периодичность составления путевого листа зависит от частоты использования транспорта — рекомендуется закрепить ее в учетной политике);
-
акта на списание ГСМ (на его основании можно списать смазочные материалы — например, масло).