Зона ответственности собственника квартиры по водоснабжению
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Зона ответственности собственника квартиры по водоснабжению». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Для начала определим, что же является точкой поставки и границей эксплуатационной ответственности для каждого вида ресурсов согласно действующему законодательству.
Наиболее полное представление о названных категориях можно составить на основе законодательных актов, регулирующих порядок поставки электрической энергии. Так, определение точки поставки содержится в Правилах электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530. Это место в электрической сети, находящееся на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств покупателя электрической энергии либо лица, в интересах которого он ее приобретает, и являющееся местом исполнения обязательства по поставке электрической энергии, используемым для определения объема взаимных обязательств субъектов розничного рынка.
Как видно из данного определения, точка поставки находится на границе балансовой принадлежности, которой в соответствии с Правилами доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, является линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами праве, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по ее передаче (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.
Границы балансовой принадлежности определяются актом разграничения балансовой принадлежности электросетей – документом, составленным в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.
Границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства устанавливаются актом разграничения эксплуатационной ответственности сторон, составляемым сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств.
В Правилах пользования системами коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167, также приведены понятия границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности. В частности, границей балансовой принадлежности названа линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации и сооружений на них между владельцами по признаку собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Границей эксплуатационной ответственности признается линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации (водопроводных и канализационных сетей и сооружений на них) по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию элементов систем водоснабжения и (или) канализации, устанавливаемая соглашением сторон. При отсутствии такого соглашения граница эксплуатационной ответственности определяется по границе балансовой принадлежности.
В пункте 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) также указано, что местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети.
Подпунктом 3 п. 4 ст. 17 Закона о теплоснабжении установлено, что ответственность теплосетевой и теплоснабжающей организаций за состояние и обслуживание объектов тепловой сети определяется границей балансовой принадлежности, фиксируемой в акте о разграничении балансовой принадлежности тепловых сетей и акте о разграничении эксплуатационной ответственности сторон (в приложениях к такому договору).
Согласно п. 2 ст. 19 Закона о теплоснабжении коммерческий учет тепловой энергии и теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Точка учета тепловой энергии и теплоносителя – это место в системе теплоснабжения, в котором с помощью приборов учета или расчетным путем устанавливаются количество и качество производимых, передаваемых или потребляемых тепловой энергии и теплоносителя для целей коммерческого учета (п. 24 ст. 2 Закона о теплоснабжении).
Границы эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности устанавливаются сторонами при заключении договора и определяют, какие участки инженерного оборудования будет обслуживать исполнитель коммунальных услуг. Рекомендуем исполнителям во избежание споров в процессе исполнения договора с РСО подписывать названные акты на этапе заключения договора. При этом необходимо учитывать следующее.
Акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности подписываются сторонами в процессе технологического присоединения сетей потребителя к сетям РСО, они также могут быть подписаны (при отсутствии ранее составленных актов) в процессе заключения договора с РСО.
В соответствии с Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Правила холодного водоснабжения и водоотведения;
изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.
2. Установить, что разъяснения о применении Правил, утвержденных настоящим постановлением, дает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
3. Установить, что пункты 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69 — 71 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. № 167, и постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» не распространяются на абонентов, в отношении которых устанавливаются лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади.
4. Раздел VII Правил, утвержденных настоящим постановлением, вступает в силу с 1 января 2014 г.
Председатель Правительства Российской Федерации |
Д. Медведев |
82. Определение количества поданной (полученной) холодной воды, принятых (отведенных) сточных вод осуществляется путем проведения коммерческого учета в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
83. Абоненты и организации, осуществляющие транспортировку сточных вод, обязаны в течение 1 года со дня вступления в силу настоящих Правил, оборудовать принадлежащие им канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения приборами учета отводимых сточных вод в следующих случаях:
расчетный объем водоотведения по канализационному выпуску (для транзитных организаций — по канализационной сети) с учетом расчетного объема поступающих в канализационную сеть поверхностных сточных вод составляет более 200 куб. метров в сутки;
абонент или транзитная организация используют собственные источники водоснабжения, не оборудованные приборами учета воды, введенными в эксплуатацию в установленном порядке.
Для указанной категории абонентов и транзитных организаций допускается не устанавливать прибор учета сточных вод в следующих случаях:
согласование с организацией, осуществляющей водоотведение, порядка определения объема принимаемых такой организацией сточных вод расчетным способом;
установление совместно с организацией, осуществляющей водоотведение, факта отсутствия технической возможности установки прибора учета и подписания соответствующего акта.
Транзитные организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности по транспортировке сточных вод, обязанные установить приборы учета объема отводимых сточных вод, устанавливают их на границах эксплуатационной ответственности транзитной организации и организации водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организации) по канализационным сетям, которые определены по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, или в ином месте, определенном договором транспортировки сточных вод.
84. Абонент и транзитная организация обязаны в порядке, установленном настоящими Правилами, обеспечить доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к средствам измерений (приборам учета) и иным устройствам для следующих целей:
а) проверка исправности средств измерений (приборов учета), сохранности знаков поверки и контрольных пломб и снятие показаний и контроля за снятыми абонентами показаниями;
б) проведение поверок, ремонта, технического и иного обслуживания, замена средств измерений (приборов учета), если они принадлежат организации водопроводно-канализационного хозяйства или если такая организация обеспечивает обслуживание таких средств измерений (приборов учета);
в) контроль договорных условий подачи (получения) холодной воды, принятия (отведения) сточных вод, в том числе проверка состояния водопроводных, канализационных сетей и иных объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
г) определение объема поданной холодной воды и ее качества;
д) определение объема принятых (отводимых) сточных вод;
е) опломбирование приборов учета воды, сточных вод;
ж) отбор проб с целью проведения производственного контроля качества питьевой воды, контроля состава и свойств сточных вод;
з) обслуживание водопроводных и канализационных сетей и оборудования, находящихся на границе эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности организации водопроводно-канализационного хозяйства;
и) составление акта проверки водопроводных и канализационных сетей иных устройств и сооружений, присоединенных к водопроводным и канализационным сетям организации водопроводно-канализационного хозяйства.
85. Контроль состава и свойств сточных вод осуществляется в соответствии с правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и условиями договора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, договора по транспортировке сточных вод.
86. Подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» и настоящими Правилами, на основании договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, составленного в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) типовым договором о подключении к централизованной системе водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (далее — договор о подключении). Подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения объектов, не относящихся к объектам капитального строительства, осуществляется с согласия организации водопроводно-канализационного хозяйства или по согласованию с органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном настоящими Правилами для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства.
87. В случае если для подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе при необходимости увеличения подключаемой нагрузки, требуется создание и (или) модернизация (реконструкция) технологически связанных (смежных) объектов централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения для обеспечения требуемой заявителем нагрузки, организация водопроводно-канализационного хозяйства обеспечивает осуществление таких мероприятий иными лицами, владеющими на праве собственности или на ином законном основании такими объектами, путем заключения с ними договоров о подключении, по которым выступает заявителем.
88. Заявитель, планирующий осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе при необходимости увеличения подключаемой нагрузки, обращается в орган местного самоуправления, который в течение 5 рабочих дней в соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения определяет организацию водопроводно-канализационного хозяйства, к объектам которой необходимо осуществить подключение (технологическое присоединение). Орган местного самоуправления, правообладатель земельного участка, иной заявитель, планирующий осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о выдаче технических условий на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения, определяющих максимальную нагрузку подключения (технологического присоединения), в порядке, установленном Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. № 83 (далее — технические условия). В случае если заявитель определил необходимую ему нагрузку, он обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о заключении договора о подключении, при этом указанное заявление может быть подано без предварительного получения заявителем технических условий.
89. В случае если для подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения заявителем или органом местного самоуправления были получены технические условия и срок, на который были выданы технические условия, не истек, исполнителем по договору о подключении является организация, выдавшая технические условия, правопреемники указанной организации или организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании объектами централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, на подключение (технологическое присоединение) к которым были выданы технические условия.
107. В зависимости от своего предназначения системы водоотведения подразделяются на следующие виды:
а) централизованные бытовые системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки сточных вод, образовавшихся в результате хозяйственно-бытовой деятельности населения (далее — хозяйственно-бытовые сточные воды);
б) централизованные ливневые системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки поверхностных сточных вод;
в) централизованные общесплавные системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки хозяйственно-бытовых сточных вод и поверхностных сточных вод;
г) централизованные комбинированные системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки хозяйственно-бытовых сточных вод и поверхностных сточных вод, состоящие из бытовых, ливневых и общесплавных систем водоотведения.
108. Отведение (прием) в централизованную систему водоотведения сточных вод абонентов, осуществляющих хозяйственную деятельность, допускается при наличии технической возможности для приема, транспортировки и очистки таких сточных вод, определяемой в том числе по результатам технического обследования централизованной системы водоотведения, а также сведений о составе и свойствах сточных вод абонента. Оценка технической возможности производится при заключении договора о подключении, договора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения. Отведение (прием) в централизованную систему водоотведения сточных вод абонентов, обязанных в соответствии с настоящими Правилами использовать локальные очистные сооружения, допускается только при условии обеспечения такими абонентами очистки сточных вод до их отведения в централизованную систему водоотведения с использованием принадлежащих абонентам локальных очистных сооружений.
109. Отведение (прием) в централизованные ливневые системы водоотведения хозяйственно-бытовых сточных вод и жидких бытовых отходов запрещено.
110. Отведение (прием) поверхностных сточных вод в централизованную бытовую систему водоотведения разрешается при наличии технической возможности для приема, транспортировки и очистки таких сточных вод.
118. В случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее — плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
119. Абоненты ежеквартально (не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом) представляют в организацию, осуществляющую водоотведение, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, приведенной в пункте 123 настоящих Правил, в виде документа, составленного согласно приложению № 5. Плата вносится абонентом ежемесячно на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение. При этом объем сточных вод учитывается в соответствии с условиями заключенных договоров.
В случае непредставления абонентом расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения расчет платы производится организацией, осуществляющей водоотведение, на основании декларации о составе и свойствах сточных вод. В случае непредставления абонентом расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и декларации о составе и свойствах сточных вод расчет платы производится организацией, осуществляющей водоотведение, на основании результатов контрольных проб сточных вод.
120. В случае если по результатам контроля, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных пунктом 113 настоящих Правил, а также залповый сброс (сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод с превышением более чем в 20 раз установленных нормативов и требований), размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле:
*,
где:
П — размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, подлежащей уплате абонентом, без учета налога на добавленную стоимость (рублей). Плата вносится абонентом организации, осуществляющей водоотведение, в сроки и порядке, которые установлены договорами, на основании которых абонентом осуществляется водоотведение;
* — коэффициент компенсации, составляющий при первичном нарушении 5, при повторном нарушении в течение года с момента совершения предыдущего нарушения — 10, при последующих нарушениях в течение года — 25;
Т — тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость (руб/куб. м);
Q — объем сточных вод, отведенных абонентом за календарный месяц, в котором зафиксирован залповый сброс загрязняющих веществ или сброс веществ с нарушением требований, предусмотренных пунктом 113 настоящих Правил (куб. метров).
121. В случае если абонент осуществил сброс сточных вод с нарушением требований, установленных пунктами 112 и 113 настоящих Правил, абонент также обязан возместить в полном объеме фактически причиненный ущерб, выразившийся в разрушении конструкций, сооружений и оборудования централизованной системы водоотведения и нарушении работы очистных сооружений, случившихся в результате допущенных абонентом нарушений. Кроме того, если сброс сточных вод абонента повлек нарушение работы очистных сооружений и сверхнормативные сбросы сточных вод в водный объект, абонент обязан в течение 10 рабочих дней со дня письменного требования организации, осуществляющей очистку сточных вод, компенсировать ей дополнительные расходы, связанные с увеличением платы за сверхнормативный сброс сточных вод и вред, причиненный водному объекту, определяемой и взимаемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды.
122. В случае залпового сброса сточных вод абонент обязан известить о таком событии организацию, осуществляющую водоотведение, в течение одного часа.
Если после обращений к руководству управляющей компании в Жилищную инспекцию или Роспотребнадзор нарушения так и не были устранены, стоит обратиться в районную прокуратуру, пояснил управляющий партнер AVG Legal. Он рассказал, что заявление должны рассмотреть в течение месяца. «Прокуроры составят акт реагирования, по которому нарушители будут наказаны. Если УК не устранит неполадки в предписанные сроки, то ее закроют», — пояснил юрист.
В суд необходимо обратиться, если УК нанесла материальный ущерб. «Гражданин имеет право подать иск, даже если все проблемы устранены, но ущерб УК ему не возместила. Соответствующее заявление действует лишь в том случае, если его подали не позднее трех лет с момента нарушения прав. Иск рассматривают, как правило, не более 60 дней», — резюмировала Данильченко.
- Если управляющая организация не подготовит дом должным образом, то не получит от энергетиков заключение о технической готовности дома к отопительному сезону. Без этого заключения конкретный дом не сможет получить паспорт готовности к осенне-зимнему периоду, который выдается после совещания ресурсовиков и представителей администрации.
- Если энергетики в полном объеме не выполнят обязательства по подготовке к зиме станций и тепловых сетей, то предприятия тоже не получат паспорта — документы, подтверждающие готовность отапливать города даже в самые сильные зимние морозы.
- И после того как предприятия и жилой фонд получили паспорта, следует кульминация — решение Ростехнадзора о готовности всего города в целом к отопительному сезону.
У ресурсоснабжающих организаций (РСО) существует план обязательных мероприятий по подготовке (теплоисточников и тепловых сетей) к отопительному сезону.
-
Гидравлические испытания оборудования теплоисточников, тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления на плотность и прочность.
-
Устранение выявленных повреждений и нарушений.
-
Промывка оборудования на теплоисточниках, трубопроводов городской системы отопления и т. д.
-
Проведение капитальных и плановых ремонтов (как на теплоисточниках, так и на тепловых сетях), согласно заранее составленному графику.
-
Проведение реконструкций и строительство новых трубопроводов (согласно планам развития городов). В Абакане это большая реконструкция на улице Тельмана, в Черногорске — строительство трубопровода, который позволит закрыть неэффективные котельные и перевести потребителей Девятого поселка на теплоснабжение от котельной №2 в Черногорске, в Подсинем — строительство трубопровода из Абакана в Подсинее.
Если в Абакане весь перечень мероприятий проводится ежегодно, то в Черногорске такой подготовки не велось на протяжении многих лет. Кроме того, представители СГК ежегодно в составе межведомственной комиссии принимают участие в приемке жилого фонда к зиме, выдают предписания УК и ТСЖ, которые в определенный срок должны быть устранены. В Черногорске полноценная подготовка к зиме стала возможной только в этом году.
А согласно Постановлению ФАС УО от 28.02.2011 № Ф09-443/11-С5 при схожей ситуации отсутствия заключенного между сторонами конфликта акта разграничения ответственности суд заключил, что граница эксплуатационной ответственности должна проходить по границе балансовой принадлежности, иными словами, по линии раздела инженерных сетей между владельцами. Больше судебной практики для УК читайте в этой статье 1058 0 .
Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ).
Если говорить об энергоснабжении, то граница эксплуатационной ответственности и балансовой ответственности РСО проходит до того момента, пока точка соединения общедомового учетного прибора не соединится с электросетью, входящей в многоэтажный дом.
Получается, что ответственностью управляющей компании считается внутридомовая система снабжения и электроустройств, которые отключают устройства на квартиру.
У жильцов многоквартирных домов тоже есть своя ответственность — это внутридомовые приборы и устройства после отключающих устройств в счетчиках, этажных счетах и квартирах.
Дабы определить границу эксплуатационной ответственности и балансовой ответственности, нужно соблюдать следующие принципы: ресурсоснабжающие организации несут ответственность за теплосеть до того момента, пока не наступает точка соединения общедомового прибора и теплосети, входящей в дом. Управляющая компания, в свою очередь, в ответе за отключающие устройства на ответвлении стояков, непосредственно стояки отопительной системы, а также за запорно-регулирующую арматуру, которая находится на внутриквартирной разводке.
Что касается жильцов, то граница эксплуатационной ответственности тепловых сетей начинается внутри квартиры. Они отвечают за ответвления стояков отопительной системы после запорно-регулирующего каркаса и отопительные приборы.
В договоре (акте) границ балансовой и эксплуатационной ответственности, как правило, отделены инженерные сети, относящиеся к общедомовому имуществу, и прочие инженерные сети. По этой причине важно понимать, что относится непосредственно к общедомовому имуществу:
- Помещения многоквартирного дома, которые не считаются частью квартир. Они должны быть предназначены для больше чем одного помещения. Причем неважно, жилое помещение или нет.
- Инженерные системы газоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения и отопления внутри МКД.
Границы эксплуатационной ответственности водопроводных сетей или каких-либо других делятся на внутренние и внешние. Последние делят сферы полномочий управляющей компании и ресурсообеспечивающей организации. Внутренние границы регулируют вопросы между собственниками и управляющей компанией. Поговорим на эту тему подробнее.
Граница балансовой принадлежности разделяет не только имущество дома, но и все остальное. Это определено Жилищным кодексом, как и то, что статья 36 определяет общую собственность жильцов многоквартирного дома.
После подписания соответствующего акта каждая сторона понимает, какой участок ей принадлежит, а также кто будет ремонтировать его в случае повреждений. Если по каким-то причинам границу ответственности не определили, то она будет проводиться в соответствии с балансовой принадлежностью. Кстати, последняя всегда устанавливается по внешней стене здания. Вот в чем главное отличие от эксплуатационной ответственности, последняя может:
- Совпадать с границей балансовой принадлежности.
- Определяться по соглашению поставщика и потребителя.
- Проходить в месте соединения учетного прибора и сети многоквартирного дома.
Зачем подписывается акт? Да все просто: необходимо законодательно закрепить границы, которые обозначают обязанности каждой стороны.
Иногда и акт не помогает, потому что одна сторона начинает необоснованно сдвигать границы в сторону расширения круга обязанностей другой стороны. В этом случае определение границ происходит в суде.
ЗВОНИТЕ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ +7 (343) 383-59-64
Чем мы можем Вам помочь?
Граница ответственности между собственником и управляющей компанией установлена законодательством в сфере ЖКХ и конкретизируется договором управления многоквартирным домом. Понимать, где заканчивается ответственность собственника и начинается ответственность управляющей организации, важно, потому что коммунальщики редко когда безоговорочно признают свою вину в случае аварий и других происшествий. Также бывает, что хозяева и арендаторы помещений сами становятся причиной своих бед, так как не ремонтируют имущество в их зоне ответственности, ошибочно считая его общедомовым. Избежать неприятностей такого рода поможет наша статья.
- Гражданские споры
- Сделки
- Наследственные споры
- Трудовые споры
- Жилищные споры
- Семейные споры
- Брак
- Алименты
- Дети
- Особое производство
- Судебный приказ
- Восстановление срока
- Судебные расходы
- Ходатайства в ходе исполнения
- Ходатайства по экспертизам
Если речь идет о внешней границе инженерных сетей, входящих в состав общего имущества МКД, то границей эксплуатационной ответственности между РСО и УК будет считаться внешняя граница стены дома, а при наличии общедомового прибора учета определенного коммунального ресурса – место соединения этого общедомового прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в МКД.
Штрафовать управляющие организации имеют право Государственная жилищная инспекция и прокуратура. Однако, это невозможно без обращения жильцов в эти органы – для начала процесса нужно заявление о нарушении законодательства со стороны УК. Дополнительно следует приложить документы, подтверждающие факт нарушения (например, заключение Роспотребнадзора).
Владельцы полагают, что факт нахождения отопительных батарей в их жилье означает наличие прав собственности на них.
Однако подобное утверждение ошибочно. В действительности, вся система, обеспечивающая отопление вместе с батареями, включена в структуру общего имущества дома. Подобную норму законодательно закрепили в пункте 6 ПП Российской Федерации под №491 от 13 августа 2006 г.
По этой причине, обслуживанием, ремонтом и заменой отопительных батарей в помещениях жильцов могут заниматься лишь управляющие компании, но никак не владелец помещения, на свое собственное усмотрение.
Иногда новоиспеченные владельцы жилья обнаруживают, что оно подключено к центральной системе водоснабжения нелегально. Нередко в ситуациях самовольного подключения водоснабжения очень непросто доказать свою непричастность к нарушению закона. Граждане, которые обнаружили, что используют воду на незаконных основаниях, обязаны незамедлительно сообщить об этом в коммунальную службу.
Как правило, после выявления факта самовольного подключения водоснабжения, собирается комиссия, которая составляет соответствующий акт и отключает пользователя от водопровода. Если у лица есть доказательства о непричастности к нарушению, то санкций можно избежать. В таком случае понадобится легализация подключения к сети. Врезка, произведенная с соблюдением требований СНиП не демонтируется, однако пользователь ресурса должен собрать пакет документов, включая разрешения, справки, техническую документацию.
ВАЖНО
Лицензированием нелегальной врезки занимаются организации, располагающиеся на территории местного водоканала. Там помогут составить заявление на подключение новой линии. Это поможет избежать возможных штрафов и других наказаний.
Требование о взыскании с ответчика суммы выплаченного страхового возмещения истец обосновывает тем, что лицом, ответственным за убытки, является ответчик, а в силу ст.
855 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое имеет страхователь.
Право требования страхователя, по мнению истца, основано на положениях ст.
В случае если дефекты системы канализации вызвали причинение ущерба жильцам, то согласно п. 11 Правил пользования жилыми помещениями она обязана возместить гражданам и юридическим лицам независимо от форм собственности причиненный по ее вине ущерб.
Пример Кассационной коллегией Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (далее — Кассационная коллегия ВХС) была рассмотрена кассационная жалоба Товарищества собственников «К» на постановление апелляционной инстанции хозяйственного суда по делу по иску страховой к Товариществу собственников «К» о взыскании суммы страхового возмещения в порядке суброгации и процентов за пользование чужими денежными средствами. Хозяйственный суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований страховой компании. Апелляционная инстанция отменила решение суда первой инстанции и удовлетворила исковые требования в полном объеме.
Если речь идет о внешней границе инженерных сетей, входящих в состав общего имущества МКД, то границей эксплуатационной ответственности между РСО и УК будет считаться внешняя граница стены дома, а при наличии общедомового прибора учета определенного коммунального ресурса — место соединения этого общедомового прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в МКД.
Границей эксплуатационной ответственности между УК и собственниками, когда речь заходит о внутренней границе инженерных сетей, входящих в состав общего имущества МКД, являются:
- для отопления – вентиля на подводках трубопровода отопления к квартирному радиатору. Если таковые отсутствуют, то граница проходит по резьбовому соединению в радиаторной пробке.
- для холодного и горячего водоснабжения – вентиль на отводе трубопровода от стояка. Если его нет в наличии, граница — сварочный шов на отводе трубопровода от стояка.
- для водоотведения – раструб фасонного изделия (тройник, крестовина, отвод) на стояке трубопровода водоотведения.
- для электроснабжения – место присоединения отходящего провода квартирной электропроводки к пробке индивидуального прибора учета электроэнергии, автоматическому выключателю, УЗО.
Границей эксплуатационной ответственности между УК и собственниками (мы говорим о внутренней границе строительных конструкций, входящих в состав общего имущества многоквартирного жилого дома) является внутренняя поверхность стен квартиры, оконные заполнения и входная дверь в квартиру.
Ограждающие несущие сооружения, земельный участок (включая детские и игровые площадки, коллективные автостоянки), на котором находится дом, лестничные площадки, коридоры, крыши и чердаки, а также лифты находятся в зоне эксплуатационной ответственности УК.
Как было указано выше, стороны могут договариваться добровольно о распределении между ними ответственности за состояние объектов систем водоснабжения (водоотведения). В целях закрепления договоренностей сторонами подписывается акт. В этом документе четко прописывается, кто и что обязуется содержать в надлежаще состоянии.
При отсутствии такого акта разделение проводится по балансовой принадлежности. Иными словами ресурсоснабжающая организация будет содержать те сети и элементы системы водоснабжения, которые числятся на ее балансе. Остальное имущество будет числиться за собственниками МКД.
Акт – это документ, что оформляется в письменном виде, чтобы обозначить права, обязанности и правомочия между организациями, поставляющими ресурсы и абонентом, который их получает. Хотя второй стороной может выступать и управляющая компания, которая только посредник, перебирающий на себя часть обязанностей, после того как будет подписан бланк.
Обязанности компаний-поставщиков не такие обширные. В частности, эти компании обязаны поставлять ресурс в должном количестве и в высоком качестве. А вот абоненту, коим сейчас выступает управляющая компания, доставка услуги влетает в приличную копеечку. Дело в том, что он должен:
- Делать ремонт оборудования, если то сломается;
- Проводить техническое обслуживание оборудования;
- Другие обязанности.
Постановление от 16 февраля 2018 г. по делу № А50-22886/2017
Граница эксплуатационной ответственности для электроснабжения квартиры определена как место подключения внутриквартирных проводов электропитания к защитному автомату, установленного до прибора учета (электросчетчика) данного помещения.
Исходя из установленных Жилищным кодексом норм, УК ответственна за состояние внутридомовой электрической сети от вводного устройства распределения до первых клемм на индивидуальных приборах учета. В том случае, если счетчик отсутствует – границей считаются первые клеммы отключающего прибора.
Прибор индивидуального учета расходования электроэнергии не принадлежит к общедомовому имуществу и является зоной ответственности собственника жилья.
Идеальной УК не существует, но чтобы она выполняла свою работу максимально законно, стоит внимательно присмотреться к кандидатам на управление домом еще на этапе конкурса по отбору управляющей компании.
Но и после выбора, в процессе работы, важно держать руку на пульсе. Для этого нужно не только понимать свои права, но и знать, кто контролирует УК и как ее проверить.
Не всегда организация, взявшая на себя обязанность по управлению домом, добросовестно относится к своим обязанностям. Со стороны работников УК могут наблюдаться такие нарушения:
- некачественное исполнение или игнорирование санитарно-эпидемиологических требований;
- нарушение правил пожарной безопасности;
- предоставление собственникам жилья неверной информации или ее сокрытие.
Привлечь компанию к ответственности можно и за жесткие методы по взиманию платы и пеней в случае если кто-то не хочет вовремя вносить деньги. К примеру, отключение или перекрытие доступа к коммунальным услугам. Безусловно, жилищники могут применять такие меры, но в рамках закона.
В некоторых случаях, по решению суда возможно даже выселение злостного неплательщика. Но если УК просто взяли и обесточили весь дом (прецеденты случались) в качестве наказания за то, что кто-то не платит — это незаконно. Они имеют право только на индивидуальный подход, не затрагивая честных жильцов и не ущемляя их интересов, даже если сами имеют большую задолженность перед РСО.
Вступление с должниками в досудебные переговоры для управляющей компании обязательно. Впрочем, тут стоит сказать, что борьба борьбой, но заплатить, если вы — должник, вас все равно обяжут. Поэтому самый лучший способ избежать разборок с чиновниками — это не иметь задолженностей и своевременно оплачивать свое проживание. Узнайте также, в нашей статье, что делать должнику, если УК сменилась.
Так как всю информацию в РКЦ для расчета коммунальных платежей предоставляет именно УК – именно на ней и лежит ответственность за неправильное их исчисление. Это подтверждается законодательно в ФЗ №485, принятом в 2017 году.
Для того чтобы привлечь к ответственности допустившую ошибку в расчетах управляющую компанию необходимо перепроверить начисления, и на основании произведенных расчетов добиться отмены ошибочно начисленных сумм.
Осуществить проверку можно непосредственно обратившись в бухгалтерию УК, либо самостоятельно проверить начисления в онлайн-режиме на официальном сайте ФАС. В этом случае нужно зайти на страницу с калькулятором ЖКХ, ввести сведения о начислениях в форму программы-калькулятора и получить результаты.
Обратиться с жалобой в первую очередь нужно в саму управляющую организацию. Если этот шаг не приведет к исправлению допущенной ошибкой – можно будет обращаться в вышестоящие инстанции. Если договориться с УК не удалось — обратитесь в надзорные органы.
Если действия либо бездействие УК стали причиной повреждения общедомового имущества, технических неисправностей, причинили вред здоровью жильцов, возмещать ущерб за свои нарушения управляющая компания будет в полном объеме.
Если из-за действий УК был нанесен вред имуществу или жильцу, представителем организации должен быть составлен акт, где исчерпывающе указываются обстоятельства произошедшего и степень нанесенного вреда.
Документ оформляется в 2-х экземплярах. Если сам пострадавший не имеет возможности подписать акт, свои подписи ставят два незаинтересованных лица и представитель УК.
Аварии на канализационных сетях способны причинить серьезный урон в результате затопления помещений. Как правильно заактировать аварию? Как в суде устанавливается виновность либо невиновность УО (ТСЖ) в произошедшем затоплении? Какими документами запастись на случай судебного разбирательства? Ответы на эти вопросы и примеры судебных разбирательств вы найдете в статье.
Нарушение работы канализации может спровоцировать серьезный ущерб из-за подтопления помещений. После таких аварий нередко начинаются судебные разбирательства. В статье мы рассмотрим, как правильно заактировать происшествие и какие документы подготовить на случай суда. В дополнение к этому изучим обстоятельства, влияющие на признание управляющей компании виновной или невиновной в аварии.
Сроки устранения аварий на канализационных сетях
Рассмотрение заявок о произошедших поломках инженерных коммуникаций и конструктивных элементов дома происходит в день их подачи, а устранение – не позднее следующего дня. Это закреплено в пункте 5.2.2 ПиН ТЭЖФ. Данные правила и нормы, описывающие техническую эксплуатацию жилищного фонда, утверждены постановлением Госстроя РФ №170 от 27 сентября 2003 года.
Бывает так, что для устранения аварии на канализационной трубе и водопроводе требуется продолжительное время или отсутствующие в наличии запчасти. В такой ситуации принимаются решения о дальнейших действиях, и о них сообщается заявителю. Меры по устранению неисправностей будут одинаковыми независимо от того, как именно получены заявки – по телефону, через диспетчера или иными способами.
Сроки устранения аварий в ЖКХ устанавливаются приложением 2 ПиН ТЭЖФ. Если поломка затрагивает безопасность жильцов, то ее устраняют в срочном порядке. Немедленному устранению подлежат аварийные неисправности труб и мест их соединения с арматурой, фитингами и различными приборами. Это требование также прописано в приложении 2 ПиН ТЭЖФ. Данные правила касаются всех трубопроводов: с горячей и холодной водой, отоплением, канализационными стоками и газом.
В соответствии с пунктом 2.7.8. ПиН ТЭЖФ аварийная служба должна выполнять следующие задачи:
- в срочном порядке ликвидировать канализационные засоры внутри зданий;
- устранять аварийные повреждения труб водопровода, канализации и отопления, которые являются собственностью или обслуживаемым имуществом управляющих и прочих жилищных организаций, находящихся на обслуживании аварийной службы.
При устранении аварий на канализации нужно помнить, что водоотведение в многоэтажных домах должно работать круглосуточно и без перебоев в течение всего года. Допустимые ограничения работы канализационных сетей составляют:
- в сумме не больше 8 часов за месяц;
- единовременно не больше 4 часов, даже если произошла серьезная авария.
Эти требования записаны в Правилах предоставления ЖКУ (пункт 8 приложения 1), утвержденных правительственным постановлением №354 от 6 мая 2011 года.
Управляющей организации следует предусмотреть в договоре управления домом следующие обязанности для владельцев квартир:
- незамедлительно информировать УК с помощью аварийно-диспетчерской службы о перебоях в работе оборудования и инженерных коммуникаций, а также прочих неисправностях общедомового имущества;
- предоставлять работникам УО доступ в помещения в оговоренные сроки для ликвидации аварий;
- оперативно информировать управляющую организацию о причиненном имуществу владельца квартиры ущербе. Для этого подается заявление на составление акта.
Нередко пользование расположенной внутри дома канализационной системой становится невозможным из-за засоренных наружных колодцев, обслуживанием которых занимается водоканал. В данном случае нужно руководствоваться правилами, которые Госстрой РФ утвердил своим приказом №168 от 30 декабря 1999 года. В соответствии с пунктом 3.2.43 этих правил аварией считается ситуация, когда:
- внезапно разрушаются трубопроводы или сооружения канализационной системы;
- закупориваются трубы, прекращается отведение стоков, и они разливаются на окружающую территорию.
Такие аварии водоканал должен устранять во внеочередном режиме. В пункте 3.2.44 упомянутых выше правил перечисляются срочные мероприятия, которые должны быть предприняты в подобной ситуации:
- изливающиеся сточные воды отводятся с обходом аварийного участка трубы или сооружения. Если это сделать невозможно, то отвод происходит с использованием аварийного выпуска или водосточной канавы, причем об этих действиях уведомляются живущие рядом граждане и обслуживающее территорию подразделение Госсанэпиднадзора, а также региональное или местное управление, занимающееся охраной водного фонда;
- аварийный участок или сооружение отключается от общей сети;
- выполняются ремонтно-восстановительные работы, о ходе которых своевременно информируется диспетчерская служба.
Как определяется зона ответственности управляющей компании по водоснабжению
Границей эксплуатационной ответственности между УК и собственниками, когда речь заходит о внутренней границе инженерных сетей, входящих в состав общего имущества МКД, являются:
- для отопления – вентиля на подводках трубопровода отопления к квартирному радиатору. Если таковые отсутствуют, то граница проходит по резьбовому соединению в радиаторной пробке.
- для холодного и горячего водоснабжения – вентиль на отводе трубопровода от стояка. Если его нет в наличии, граница — сварочный шов на отводе трубопровода от стояка.
- для водоотведения – раструб фасонного изделия (тройник, крестовина, отвод) на стояке трубопровода водоотведения.
- для электроснабжения – место присоединения отходящего провода квартирной электропроводки к пробке индивидуального прибора учета электроэнергии, автоматическому выключателю, УЗО.
Границей эксплуатационной ответственности между УК и собственниками (мы говорим о внутренней границе строительных конструкций, входящих в состав общего имущества многоквартирного жилого дома) является внутренняя поверхность стен квартиры, оконные заполнения и входная дверь в квартиру.
Ограждающие несущие сооружения, земельный участок (включая детские и игровые площадки, коллективные автостоянки), на котором находится дом, лестничные площадки, коридоры, крыши и чердаки, а также лифты находятся в зоне эксплуатационной ответственности УК.
Границы эксплуатационной ответственности водоотведения или другой сети, кроме внешних, могут быть и внутренними. Эти границы проводятся между собственниками и управляющей компанией. Итак, определение внутренних границ эксплуатационной ответственности должно быть проведено по закону. А в последнем сказано следующее:
- Граница определяется по вентилям на подводках трубопровода отопления к радиатору в квартире. Если ничего такого нет, то раздел идет по резьбовому соединению радиаторной пробки. Это касается отопительной сети.
- Для горячего и холодного водоснабжения границей будет являться вентиль на месте отвода трубопровода от стояка. Если он отсутствует, то таким местом станет сварочный шов на том же месте.
- В водоотведении граница проходит по крестовине, тройнику или отводу на стояке трубопровода.
- Что касается электроснабжения, то границей в этом случае является место соединения провода, отходящего от квартиры, с учетным прибором электроэнергии, УЗО, автоматическим выключателем.
Граница эксплуатационной ответственности собственника и управляющей компании — это внутренняя поверхность квартирных стен, входной двери и окон. Все ограждающие несущие сооружения, коллективные автостоянки, детские площадки и прочие земельные участки, которые находятся возле дома, коридоры, лестничные площадки, чердаки, крыши и лифты относятся к ответственной зоне компании управляющей.
Если в настоящем договоре установлены зоны эксплуатационной ответственности, то это не значит, что по окончании срока действия документа нельзя согласно возражениям сторон изменить те самые зоны. Для этого понадобится составить новый документ. Как правило, этим занимается компания, поставляющая что-либо.
Если ресурсоснабжающая компания не проявляет инициативы, то в ее адрес направляются определенные документы:
- Выписка из ЕГРИН (Единый реестр недвижимости). Она нужна для того, чтобы подтвердить собственнические права.
- Копию разрешения на строительство. Она должна соответствовать статье 51 Градостроительного кодекса нашей страны.
- Копию акта введения в пользование. Его также необходимо оформить в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса (статья 55).
После того как пакет документов будет отправлен, управляющая компания получит акт разграничения эксплуатационной и балансовой ответственности.
В документе должны содержаться следующие данные:
- Название и реквизиты бумаги.
- В основной части указываются реквизиты получателя, поставщика, технические характеристики и месторасположение объекта, схема коммуникаций.
- В последней части определяются обязанности сторон. Необходимо серьезно подойти к этому вопросу и четко разграничить ответственность, чтобы в будущем избежать спорных ситуаций.
Важно помнить, что конкретной формы документ не имеет, в нем просто нужно перечислить все основные моменты. А также не нужен и какой-то особенный бланк.
Документ всегда составляют в трех экземплярах. Один получает потребитель, второй — контролирующая организация, третий — поставщик. Хоть формально три стороны делят между собой границы ответственности, но документ подписывается только управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией.
Если говорить об энергоснабжении, то граница эксплуатационной ответственности и балансовой ответственности РСО проходит до того момента, пока точка соединения общедомового учетного прибора не соединится с электросетью, входящей в многоэтажный дом.
Получается, что ответственностью управляющей компании считается внутридомовая система снабжения и электроустройств, которые отключают устройства на квартиру.
У жильцов многоквартирных домов тоже есть своя ответственность — это внутридомовые приборы и устройства после отключающих устройств в счетчиках, этажных счетах и квартирах.
В статье шла речь о границах эксплуатационной и балансовой принадлежности, но при этом понятия этих терминов не приводились.
Границей балансовой принадлежности является линия раздела элементов систем канализации, водоснабжения и сооружений на них между владельцами по собственническому принципу, оперативного управления и хозяйственного ведения.
Получается, что акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей — документ, который составляется во время технологического присоединения энергетических установок юридических и физических лиц к электросетям, определяющим границы балансовой принадлежности.
Границей эксплуатационной ответственности называют линию раздела участков систем канализации, водоснабжения и прочих инженерных сетей по принципу ответственности за использование элементов инженерных систем, которая устанавливается актом разграничения ответственности. Повторим, что если документа нет, то границу устанавливают по балансовой принадлежности.
Акт разграничения ответственности сторон — документ, который составлен потребителем и сетевой организацией по передаче электросети в месте соединения принимающих энергию приборов. Они же определяют границы ответственности сторон за использование определенных энергопринимающих приспособлений и объектов электросетевого хозяйства.
Управляющей организацией, т. е.
не нарушать установленный в доме порядок распределения потребленных коммунальных ресурсов, приходящихся на помещение Собственника и их оплаты; – не допускать выполнение работ или совершение других действий, приводящих к порче помещений или конструкций строения, не производить переустройства или перепланировки помещений без согласования в установленном Законодательством РФ и настоящим Договором порядке; – не допускать производства в помещении работ или совершения других действий, приводящих к порче общего имущества МКД; – не использовать пассажирские лифты для транспортировки строительных материалов и отходов без упаковки (при наличии лифтов); – не создавать повышенного шума в жилых помещениях и местах общего пользования. II.
Понимание границ ответственности между РСО, УК и собственниками жилых помещений в МКД важно для избежания спорных ситуаций. В судебной практике нередки случаи споров между РСО и УК, касающиеся эксплуатационной ответственности за определенные участки инженерных сетей, насчет которых не была достигнута договоренность.
В половине административных дел подобного рода суд встает на сторону РСО, в этом случае УК несет большие убытки. Чтобы этого избежать и быть застрахованным от нежелательных конфликтов нужно составлять акт разграничения ответственности.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 ОМСУ должны определить границы земельного участка, относящегося к общему имуществу дома, по каждому МКД.
Средства измерений на узле учета должны быть защищены от несанкционированного вмешательства в их работу, нарушающего достоверный учет количества полученной питьевой воды или сбрасываемых сточных вод.
Исходные данные выдаются по заявке абонента в 10-дневный срок. Выбор средств измерений и схемы учета осуществляет абонент.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Собственники помещений в МКД ответственны за ответвления от стояков системы горячего и холодного водоснабжения после запорно-регулирующей арматуры, за саму запорно-регулирующую арматуру и за сантехоборудование в квартирах. В договоре ресурсоснабжения граница балансовой принадлежности отделяет инженерные сети, являющиеся общедомовым имуществом (ст.
- помещения в МКД, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого/ нежилого помещения в доме;
- внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, газоснабжения, отопления и электроснабжения.
Границы эксплуатационно ответственности могут быть внешними и внутренними.