Коэффициент за выслугу лет в бюджетном учреждении
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Коэффициент за выслугу лет в бюджетном учреждении». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Выдача стимулирующих выплат определенной категории сотрудников утверждена следующими актами:
- Нормативным актом «О социальных гарантиях представителям ОВД РФ» от 19 июля 2011 года (в частности, его статьями 7 и 8).
- ФЗ «О гражданской службе» от 28 июля 2004 года (в частности, пунктом 2 статьи 54).
- Приказом министра обороны от 30 декабря 2001 года №2700.
- Постановлением Правительственного аппарата России «Об условиях выплат» №638.
Сотрудники, которые имеют право на надбавку за выслугу лет:
- Бюджетные и государственные служащие.
- Представители ОВД.
- Военнослужащие.
На увеличение зарплаты за счет стимулирующих выплат могут рассчитывать:
- Летчики-испытатели.
- Люди, работающие в авиации.
- Медицинские работники.
- Сотрудники бюджетных художественных учреждений.
- Сотрудники силовых структур.
- Космонавты.
- Работники флота.
- Преподаватели.
- Сотрудники ФСИН.
ВАЖНО! Данный перечень установлен законами РФ. Работодатель обязан исполнять все нормативные акты. Также возможность выплаты надбавки за выслугу лет сотрудникам, которые не упомянуты в законе, можно указать в локальных актах предприятия, если у руководителя есть потребность простимулировать своих сотрудников.
Что такое надбавка за выслугу лет и как она рассчитывается
Размер выплат представителям государственной службы установлен пунктом 5 статьи 50 закона «О гражданской службе» №73-ФЗ. В частности, в нормативном акте даны следующие значения:
- 1-5 лет работы – 10% от оклада.
- 5-10 лет – 15%.
- 10-15 лет – 20%.
- От 15 лет – 30%.
При вычислении стажа в расчет принимается работа в таких структурах, как:
- Воинская, федеральная и гражданская.
- Муниципальные.
- Иные, если соответствующие данные есть в ФЗ.
- Государственные (Указ Президента от 11 января 1995 года №32).
Данный порядок расчета оговорен пунктом 1 статьи 54 ФЗ «О гражданской службе» №73. Он обозначает следующие особенности начисления стажа:
- Человек может работать на нескольких должностях при накоплении беспрерывного стажа. Одно условие: он должен служить в тех структурах, которые относятся к государственным и бюджетным.
- В стаж включаются периоды, в которые сотрудник замещал на должности другого работника (пункт 2 статьи 54 того же закона).
Порядок расчета надбавки установлен Указом Президента от 19.11.2007 №1534. Нюансы этой процедуры даны в Письме ФНС от 26 июня 2011 года.
Особенности надбавки представителям бюджетных сфер оговорены в законах, касающихся конкретного ведомства. Например, это может быть постановление Правительственного аппарата «О порядке начисления стажа» №43, которое регламентирует надбавки представителям уголовно-исполнительных институтов, налоговой, таможни.
Размер доплаты сотрудникам МВД оговорен пунктом 7 статьи 2 ФЗ №247:
- 2-5 лет работы – 10% от оклада.
- 5-10 лет – 15%.
- 10-15 лет – 20%.
- 15-20 лет – 25%.
- Больше 25 лет – 40%.
Расчет стажа будет проводиться по нормам, установленным постановлением Правительственного аппарата «О порядке расчета стажа представителям ОВД» №1158. В этом же постановлении во втором пункте содержится перечень мест службы, которые будут включены в стаж:
- Войска национальной гвардии, полиции, ОВД.
- Стажировка в ОВД.
- Работа в налоговой полиции.
В постановлении отдельно оговаривается расчет стажа для представителей ОВД Крыма.
Надбавки военным утверждены ФЗ «О финансовом довольствии военнослужащих» №306 (размер выплат указан в части 13 статьи 2). Также соответствующая информация дана приказом министра обороны №2700 (размер надбавки установлен пунктом 40). Рассмотрим помесячные выплаты военным, служащим по контракту:
- 2-5 лет стажа – 10% от оклада.
- 5-10 лет – 15%.
- 10-15 лет – 20%.
- 15-20 лет – 25%.
- 20-25 лет – 30%.
- Больше 25 лет – 40%.
Исчисление продолжительности службы должно производится по ФЗ «О воинской службе» №53.
ВАЖНО! Выплаты проводятся только с момента достижения минимальной планки стажа. В данном случае она составляет 2 года. Надбавка перестает выплачиваться после даты издания приказа об увольнении военного, исключении его из перечня личного состава.
Выслуга лет в бюджетном учреждении
В соответствии с пунктом 2(1) Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 33, ст. 3852; 2017, № 47, ст. 6985), приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Примерное положение об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Образование» (далее — Примерное положение).
2. Рекомендовать федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям сферы образования, подведомственным Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, привести в трехмесячный срок со дня государственной регистрации настоящего приказа Министерством юстиции Российской Федерации системы оплаты труда в соответствие с Примерным положением.
3. Признать не подлежащим применению приказ Федерального агентства научных организаций от 21 апреля 2015 г. № 10н «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных учреждений сферы образования, подведомственных Федеральному агентству научных организаций» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 мая 2015 г., регистрационный № 37218).
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр | В.Н. Фальков |
1. Примерное положение об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Образование» (далее соответственно — Положение, учреждения) разработано в соответствии с пунктом 2(1) Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 33, ст. 3852; 2017, № 47, ст. 6985) (далее — постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583), с учетом Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2008 г. № 425н (признан Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 01/8393-АВ), в который были внесены изменения приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 февраля 2014 г. № 103н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2014 г., регистрационный № 32284), и устанавливает систему оплаты труда работников и руководителей учреждений.
2. Положение регулирует порядок оплаты труда работников учреждений за счет средств субсидий, поступающих из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), средств, поступающих от приносящей доход деятельности, и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников финансирования (далее — финансовое обеспечение).
3. Системы оплаты труда, включая размеры окладов (должностных окладов) (далее — оклады), ставок заработной платы, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При утверждении положения об оплате труда работников учреждения и иных локальных нормативных актов, касающихся системы оплаты труда, необходимо учитывать мнение представительного органа работников.
Система оплаты труда устанавливается с учетом фонда оплаты труда, сформированного на календарный год.
Фонд оплаты труда работников учреждения формируется из финансового обеспечения учреждения.
4. Экономия фонда оплаты труда может быть использована для осуществления выплат социального характера, включая оказание материальной помощи, в соответствии с локальными нормативными актами учреждений о выплатах социального характера или коллективным договором.
5. Определение размеров заработной платы осуществляется в соответствии с системой оплаты труда работников учреждений, в том числе замещаемым в порядке совместительства. Оплата труда работников учреждений, занятых по совместительству, а также на условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, производится пропорционально отработанному времени либо в зависимости от выполненного объема работ. Определение размеров заработной платы по основной должности, а также по должности, замещаемой в порядке совместительства по другому трудовому договору, производится раздельно по каждой из должностей.
6. Педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год, осуществляемая в соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 июня 2003 г. № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 августа 2003 г., регистрационный № 4963), оплачивается пропорционально количеству отработанных часов в соответствии с размером оплаты за один час, установленным локальным нормативным актом учреждения в зависимости от реализуемых образовательных программ и (или) уровня квалификации педагогического работника.
7. Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации. Месячная заработная плата работника не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации, при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
8. Заработная плата работников (без учета выплат стимулирующего характера), устанавливаемая в соответствии с Положением, в случае изменения (совершенствования) системы оплаты труда работников не может быть меньше заработной платы (без учета выплат стимулирующего характера), выплачиваемой работникам до ее изменения (совершенствования), при условии сохранения объема трудовых (должностн��х) обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.
12. Системы оплаты труда работников учреждения устанавливаются с учетом:
единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;
единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов;
номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций;
продолжительности рабочего времени педагогических работников (норм часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю, в год);
государственных гарантий по оплате труда;
особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 822 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2008 г., регистрационный № 11081), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 декабря 2008 г. № 738н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 января 2009 г., регистрационный № 13145), от 17 сентября 2010 г. № 810н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 октября 2010 г., регистрационный № 18714) и приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 февраля 2014 г. № 103н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2014 г., регистрационный № 32284) (далее — Перечень видов выплат компенсационного характера);
перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 818 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2008 г., регистрационный № 11080), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 декабря 2008 г. № 739н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 января 2009 г., регистрационный № 13146) и от 17 сентября 2010 г. № 810н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 октября 2010 г., регистрационный № 18714) (далее — Перечень видов выплат стимулирующего характера);
Положения;
единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утвержденных Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2006, № 27, ст. 2878);
отраслевого соглашения;
мнения представительного органа работников;
систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором на основе типовых норм труда для однородных работ (межотраслевых, отраслевых и иных норм труда, включая нормы времени, нормы выработки, нормативы численности, рекомендуемые штатные нормативы, нормы обслуживания и другие типовые нормы).
13. Размеры окладов работников, размеры ставок заработной платы, установленные за норму часов педагогической работы в неделю (в год), представляют собой фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Размеры окладов, ставок заработной платы работников учреждений устанавливаются на основе отнесения их профессий (должностей) к квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп (далее — ПКГ).
Нормы часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников определяются в соответствии с приложением 1 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 февраля 2015 г., регистрационный № 36204) с изменениями, внесенными приказами Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 29 июня 2016 г. № 755 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 июля 2016 г., регистрационный № 42884) и Министерства просвещения Российской Федерации от 13 мая 2019 г. № 234 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 мая 2019 г., регистрационный № 54675).
В случае если профессии (должности) работников, включенные в ПКГ, не структурированы по квалификационным уровням, то размеры окладов, ставок заработной платы устанавливаются по ПКГ.
Минимальные размеры окладов, ставок заработной платы по ПКГ (уровням) приведены в приложении к Положению.
14. Оклады, ставки заработной платы пересматриваются учреждением в случае, если они установлены в меньшем размере, чем Положением. Принятие Положения не является основанием для снижения окладов, если они установлены в большем размере.
15. Оклады заместителей руководителей (начальников) структурных подразделений учреждения, за исключением окладов заместителей главного бухгалтера, рекомендуется устанавливать на 10-20 % ниже окладов руководителей (начальников) соответствующих структурных подразделений.
31. В целях поощрения работников учреждения за выполненную работу в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера работникам учреждения устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера:
выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
выплаты за качество выполняемых работ;
выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
премиальные выплаты по итогам работы.
32. Финансирование выплат стимулирующего характера осуществляется за счет финансового обеспечения.
33. Выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются в учреждениях самостоятельно в пределах фонда оплаты труда.
34. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются в соответствии с Положением, коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, и конкретизируются в трудовом договоре работника.
Максимальным размером выплаты стимулирующего характера не ограничены.
35. Выплаты за качество выполняемых работ устанавливаются с целью мотивации работников учреждений к повышению уровня квалификации. Рекомендуется применять повышающие коэффициенты за наличие квалификационной категории, установленной по результатам аттестации, почетного звания с наименованием «заслуженный», ученого звания и ученой степени к окладу, а для педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, — к заработной плате, исчисленной с учетом фактического объема учебной (преподавательской, педагогической) работы.
Повышающие коэффициенты к окладу за квалификационную категорию, почетное звание, ученое звание и ученую степень суммируются по каждому из оснований.
36. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера за высокие результаты работы, за качество выполняемых работ, премиальные выплаты по итогам работы для всех категорий работников учреждений устанавливаются с учетом разрабатываемых в учреждении формализованных показателей и критериев оценки эффективности труда работников.
При этом рекомендуется учитывать:
36.1. Для педагогических работников учреждений:
реализацию программ по сохранению и укреплению здоровья детей в дошкольных и общеобразовательных организациях, участие в организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы;
участие педагогического работника в разработке и реализации основной общеобразовательной программы;
работу с детьми из социально неблагополучных семей;
использование в деятельности современных образовательных технологий;
долю направлений подготовки и специальностей высшего образования, образовательные программы по которым реализуются с использованием дистанционных образовательных технологий;
наличие разработанных и утвержденных основных образовательных программ (рабочих учебных планов) по всем специальностям и направлениям подготовки высшего образования, реализуемым учреждением;
наличие учебно-методических комплексов, в том числе на сайте учреждения;
работу по финансируемой теме научно-исследовательской, опытно-конструкторской, технологической работы, либо подготовку заявки на научный конкурс, принятой к рассмотрению;
публикационную активность в рецензируемых отечественных и ведущих зарубежных периодических изданиях, в журналах, индексируемых в наукометрических базах данных;
присуждение ученой степени и (или) ученого звания и (или) почетного звания;
издание учебников, учебных пособий, публикацию монографии либо проведение персональной творческой выставки;
участие в международных, всероссийских, региональных научных мероприятиях (конференциях, научных семинарах (форумах), конгрессах, симпозиумах) с докладом;
наличие подготовленных преподавателем (по дисциплинам кафедры, на факультете) студентов-победителей и призеров всероссийских (международных) олимпиад, конкурсов и соревнований;
руководство научно-исследовательской работой студента, представленной на международный, всероссийский, региональный научный конкурс, либо подготовка студента к выступлению с научным докладом;
публикацию научной статьи в сборнике научных трудов (материалов конференций) в соавторстве со студентом;
наличие и выполнение программы развития учреждения;
организацию, проведение или участие в профориентационных мероприятиях, организованных кафедрой (факультетом, учреждением);
количество долгосрочных (не менее 3 лет) договоров с юридическими и физическими лицами о практической подготовке студентов, обучающихся по очной форме обучения по всем реализуемым учреждением направлениям подготовки, специальностям высшего образования;
количество выпускных квалификационных работ, выполненных студентами очной формы обучения по официальным заявкам работодателей, под руководством педагогического работника;
наличие объектов интеллектуальной собственности, получение охранных документов, патентов на них;
участие в инновационной деятельности учреждения;
долю ставок, занятых научно-педагогическими работниками, имеющими ученую степень кандидата (доктора) наук;
использование новых эффективных технологий в процессе работы;
работу с лицами с ограниченными возможностями здоровья;
применение в работе иностранного языка;
другие показатели и условия.
36.2. Для работников учреждений, осуществляющи�� трудовую деятельность по профессиям рабочих:
особый режим работы (связанный с обеспечением безаварийной, безотказной и бесперебойной работы инженерных и хозяйственно-эксплуатационных систем жизнеобеспечения учреждения);
выполнение особо важных и срочных работ;
другие показатели и условия.
42. Условия оплаты труда руководителей учреждений определяются трудовым договором, заключаемым в соответствии с типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 16, ст. 1958; 2018, № 47, ст. 7262).
43. Размер оклада руководителя учреждения определяется Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления, особенностей деятельности и значимости учреждения, и отражается в трудовом договоре либо в дополнительном соглашении к трудовому договору с руководителем учреждения.
44. Оклад президента учреждения определяется решением ученого совета учреждения, либо по представлению руководителя учреждения, в размере до 30% ниже должностного оклада руководителя учреждения и устанавливается Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в трудовом договоре либо в дополнительном соглашении к трудовому договору с президентом учреждения.
45. Оклады заместителей руководителей и главного бухгалтера учреждения устанавливаются на 10-30% ниже оклада руководителя учреждения приказами по учреждению.
46. Руководителю учреждения устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера:
за интенсивность и высокие результаты работы;
премиальные выплаты по итогам работы.
47. Выплата за интенсивность и высокие результаты работы руководителю учреждения осуществляется по решению Министерства науки и высшего образования Российской Федерации за достижение высоких результатов работы руководителя учреждения с указанием размера такой выплаты.
48. Премиальные выплаты по итогам работы осуществляются руководителю учреждения по решению Министерства науки и высшего образования Российской Федерации с учетом достижения показателей государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также иных показателей эффективности деятельности учреждений и их руководителей.
49. Руководителю учреждения устанавливаются выплаты компенсационного характера в соответствии с главой III Положения в зависимости от условий труда.
50. Заместители руководителя учреждения, президент учреждения и главный бухгалтер имеют право на получение выплат компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с главами III и IV настоящего Положения в зависимости от условий труда.
51. Соотношение среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера учреждения и среднемесячной заработной платы работников учреждения (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя и главного бухгалтера) не может превышать предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера), установленный приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 20 ноября 2018 г. № 64н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 декабря 2018 г., регистрационный № 52945).
Процентная надбавка за выслугу лет
52. Выплата материальной помощи руководителю учреждения производится на основании подтверждающих документов в следующих случаях:
а) вступление в брак руководителя учреждения (в размере оклада);
б) рождение ребенка у руководителя учреждения (в размере оклада);
в) смерть супруга, супруги, родителей, детей руководителя учреждения (в размере оклада);
г) утрата или повреждение имущества руководителя учреждения в связи с несчастным случаем, стихийным бедствием (в размере оклада);
д) 50-летие, 60-летие руководителя учреждения и далее каждые пять лет (в размере оклада);
е) болезнь руководителя учреждения свыше одного месяца подряд (в размере оклада).
53. В случае смерти руководителя учреждения материальная помощь выплачивается семье умершего (супруге (супругу), родителям, детям) на основании подтверждающих родство документов (в размере оклада).
54. Решение о выплате материальной помощи руководителю учреждения оформляется приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
55. Условия выплаты материальной помощи президенту учреждения, заместителям руководителя учреждения, главному бухгалтеру учреждения и работникам, ее конкретные размеры устанавливаются локальным актом с учетом мнения представительного органа работников.
56. Решение об оказании материальной помощи президенту учреждения, заместителям руководителя учреждения, главному бухгалтеру учреждения и работникам принимается руководителем учреждения после рассмотрения мотивированного письменного заявления работника, заместителя руководителя учреждения или главного бухгалтера учреждения и документов, подтверждающих наличие оснований для получения материальной помощи.
57. Работникам учреждения при наличии средств по фонду оплаты труда могут выплачиваться иные выплаты социального характера (в том числе в связи с выходом на пенсию, к юбилейным датам и праздникам, в связи с получением государственных наград Российской Федерации и ведомственных наград Министерства науки и высшего образования Российской Федерации).
Минобрнауки урегулировало вопросы оплаты труда работников подведомственных образовательных учреждений.
Установлены минимальные размеры окладов и ставок зарплаты, порядок назначения компенсационных и стимулирующих выплат, условия оплаты труда руководителя, его заместителя и главного бухгалтера учреждения. Экономия фонда оплаты труда может быть использована на соцвыплаты, включая оказание материальной помощи.
Положение об оплате труда работников образовательных учреждений упраздненного ФАНО утратило силу.
Условия, при которых у гражданских госслужащих федерального уровня, являющихся работниками бюджетных учреждений, возникает право на назначение пенсии за выслугу лет, содержатся в ст. 7 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ. Они предусматривают следующие нюансы:
- Назначение пенсии происходит только при увольнении с соответствующей службы и только по основаниям, не допускающим наличия каких-либо претензий к работнику (п. 1). В отношении перечня этих оснований закон № 166-ФЗ отсылает к ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ.
- Для ряда оснований, указанных в законе № 79-ФЗ, выплата такой пенсии становится возможной только при одновременном наличии права на страховую пенсию по старости или инвалидности (п. 1).
- Дате увольнения должен предшествовать период непосредственной работы на госслужбе протяженностью не менее 1 года при общем стаже такой службы не менее 15 лет (п. 1), а при увольнении по инициативе госслужащего до наступления права на страховую пенсию — не менее 25 лет при сроке непосредственной работы перед увольнением не менее 7 лет (п. 1.1).
- В отношении пенсий, устанавливаемых для госслужащих в субъектах РФ, могут иметь место особые условия их назначения (п. 4).
(в ред. Приказов Минздравсоцразвития РФ от 22.03.2010 N 174н, от 21.07.2011 N 770н, Минтруда РФ от 02.06.2020 N 302н)
В соответствии с пунктом 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. N 176 «Об оплате труда работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 14, ст. 1689) приказываю:
1. Утвердить Положение об исчислении стажа работы работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, для выплаты им ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет согласно приложению.
2. Признать утратившими силу:
Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 октября 1997 г. N 54 «Об утверждении Положения об исчислении стажа работы для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет к должностному окладу работников, занимающих должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности федеральных государственных органов» (зарегистрировано в Минюсте России 6 ноября 1997 г. N 1408);
Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29 июня 1998 г. N 25 «О внесении изменения в Положение об исчислении стажа работы для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет к должностному окладу работников, занимающих должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, утвержденное Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 октября 1997 г. N 54» (зарегистрировано в Минюсте России 27 августа 1998 г. N 1597).
Министр
Т.ГОЛИКОВА
Приложение
3. В стаж работы, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, включаются следующие периоды времени:
а) время работы в:
Администрации Президента Российской Федерации, государственных органах (органах) Президента Российской Федерации и государственных органах (органах) при Президенте Российской Федерации;
аппарате Совета Безопасности Российской Федерации;
аппарате Совета Обороны Российской Федерации;
аппаратах Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (Верховного Совета Российской Федерации);
аппаратах Правительства Российской Федерации (Совета Министров — Правительства Российской Федерации), государственных органов Правительства Российской Федерации, государственных органов при Правительстве Российской Федерации;
федеральных органах исполнительной власти, их территориальных органах, государственных органах федеральных органов исполнительной власти и государственных органах при федеральных органах исполнительной власти;
дипломатических учреждениях и консульских организациях Российской Федерации; представительствах Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти и государственного органа при Министерстве иностранных дел Российской Федерации за рубежом;
межгосударственных (межправительственных) органах, созданных государствами — участниками Содружества Независимых Государств, с участием Российской Федерации, аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России и органах Союзного государства и их аппаратах;
аппарате Конституционного Суда Российской Федерации;
аппаратах Верховного Суда Российской Федерации, Верховного Суда республики, краевого суда, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда, гарнизонного военного суда;
аппаратах Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации;
аппаратах Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры субъекта Российской Федерации, прокуратуры города (района);
в аппарате Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации, в следственных управлениях Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлениях Следственного комитета, в центральном аппарате Следственного комитета Российской Федерации, в главных следственных управлениях и следственных управлениях Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделениях по административным округам) и приравненных к ним специализированных (в томе числе военных) следственных управлениях и следственных отделах Следственного комитета Российской Федерации, а также в следственных отделах и следственных отделениях Следственного комитета Российской Федерации по районам, городам и приравненных к ним следственных подразделениях Следственного комитета Российской Федерации, включая специализированные (в том числе военные), следственных отделах Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним специализированных следственных отделах Следственного комитета; (в ред. Приказов Минздравсоцразвития РФ от 22.03.2010 N 174н, от 21.07.2011 N 770н)
аппарате Счетной палаты Российской Федерации;
Контрольно-бюджетном комитете при Верховном Совете Российской Федерации; Государственном комитете Российской Федерации по статистике и его органах в республиках, краях, областях, автономной области и автономных округах, районах и городах; Контрольно-бюджетном комитете при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
аппарате Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации, управлениях (отделах) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации;
рабочем аппарате Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
органах государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органах, образованных в соответствии с конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации; высших государственных органах автономных республик, местных государственных органах (краевых, областных Советах народных депутатов, Советах народных депутатов автономной области, автономных округов, районных, городских, районных, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов и их исполнительных комитетах);
5. Надбавка за выслугу лет начисляется исходя из должностного оклада работника без учета доплат и надбавок.
При временном заместительстве надбавка за выслугу лет начисляется на должностной оклад по основной работе.
6. Назначение надбавки за выслугу лет производится на основании приказа руководителя федерального государственного органа по представлению комиссии по установлению трудового стажа.
7. При увольнении работника надбавка за выслугу лет начисляется пропорционально отработанному времени и ее выплата производится при окончательном расчете.
8. Стаж работы, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, определяется комиссией по установлению трудового стажа.
9. Состав комиссии и положение о ней утверждаются руководителем федерального государственного органа.
10. Основным документом для определения стажа работы, дающего право на получение надбавки за выслугу лет, является трудовая книжка и (или) сведения о трудовой деятельности, а также другие документы, удостоверяющие наличие стажа работы (службы), дающего право на получение надбавки за выслугу лет. (в ред. Приказа Минтруда РФ от 02.06.2020 N 302н)
11. Ответственность за своевременный пересмотр у работников федерального государственного органа размера надбавки за выслугу лет возлагается на руководителя соответствующего федерального государственного органа.
12. Индивидуальные трудовые споры по вопросам установления стажа для назначения надбавки за выслугу лет или определения размеров этой надбавки рассматриваются в установленном законодательством порядке.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2007 N 808
6. Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
а) в федеральных государственных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
б) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в) в муниципальных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
7. Установление и изменение (совершенствование) систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений осуществляются с учетом:
а) недопущения в 2020 году снижения установленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы» и от 28 декабря 2012 г. N 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» показателей оплаты труда отдельных категорий работников государственных и муниципальных учреждений, а также обеспечения достижения национальных целей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
б) создания условий для оплаты труда работников в зависимости от результатов и качества работы, а также их заинтересованности в эффективном функционировании структурных подразделений и учреждения в целом, в повышении качества оказываемых услуг;
в) обеспечения достигнутого уровня оплаты труда, в том числе по отдельным категориям работников (определяется на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики);
г) обеспечения государственных гарантий по оплате труда, в том числе с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П;
д) совершенствования структуры заработной платы, в том числе порядка установления окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, для ее оптимизации с учетом задач кадрового обеспечения учреждений и стимулирования работников к повышению результатов труда, рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в соответствующих видах деятельности;
е) установления окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П, а также с учетом перечня поручений Президента Российской Федерации по установлению требований к отраслевым системам оплаты труда;
ж) повышенной оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
з) выплат за выполнение сверхурочных работ, работ в ночное время, за выполнение работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также за выполнение работ в выходные и нерабочие праздничные дни с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П;
и) фонда оплаты труда, сформированного на календарный год, обеспечивающего установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П, а также с учетом перечня поручений Президента Российской Федерации по установлению требований к отраслевым системам оплаты труда;
к) мнения соответствующего выборного органа первичной профсоюзной организации и соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов);
л) порядка аттестации работников государственных и муниципальных учреждений, устанавливаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации;
м) систем нормирования труда, определяемых работодателем (государственным и муниципальным учреждением) с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и (или) устанавливаемых коллективным договором на основе типовых норм труда для однородных работ (межотраслевых, отраслевых и иных норм труд��, включая нормы времени, нормы выработки, нормативы численности, типовые (рекомендуемые) штатные нормативы, нормы обслуживания и другие типовые нормы, утверждаемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации).
9. Системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются и изменяются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, включая Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений», с учетом положений разделов II — IV настоящих рекомендаций.
10. Системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются и изменяются с учетом:
а) Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов;
б) обеспечения государственных гарантий по оплате труда, в том числе с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П;
в) профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
г) перечня видов выплат компенсационного характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
д) перечня видов выплат стимулирующего характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
е) примерных положений об оплате труда работников федеральных автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета;
ж) положений об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя;
з) настоящих рекомендаций;
и) мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
11. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются на основе профессиональных квалификационных групп (квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп), утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (далее соответственно — профессиональные квалификационные группы, квалификационные уровни), либо на основе схем окладов (должностных окладов), ставок заработной платы с учетом обеспечения их дифференциации в зависимости от сложности труда.
По должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы, размеры окладов (должностных окладов) устанавливаются в зависимости от сложности труда в виде схем окладов (должностных окладов).
12. В положении об оплате труда работников учреждения, разрабатываемом учреждением, предусматриваются конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий). При этом в указанном положении не должна использоваться такая терминология, как «рекомендуемые минимальные размеры» или «минимальные размеры» окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, которая может содержаться в примерных положениях об оплате труда работников автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утвержденных федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета.
Федеральные государственные казенные учреждения руководствуются положениями об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемыми федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, которые носят для них обязательный характер и предусматривают для работников конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий).
13. В трудовом договоре (в дополнительном соглашении к трудовому договору) с работником предусматривается фиксированный размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленный ему за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности (квалификации) за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы за календарный месяц).
21. Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.
22. Должностные оклады руководителям учреждений устанавливаются в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости учреждений.
23. Выплаты компенсационного характера устанавливаются руководителям в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.
24. Выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений рекомендуется производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение. В качестве показателя оценки результативности работы руководителя учреждения устанавливается показатель роста средней заработной платы работников учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов, а также выполнение квоты по приему на работу инвалидов (в соответствии с законодательством Российской Федерации).
25. Условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных или муниципальных учреждений определяются трудовыми договорами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).
Трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается в соответствии с типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной в соответствии с частью третьей статьи 275 Трудового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения».
26. Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений, формируемой за счет всех источников финансового
обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких учреждений (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, в размере, не превышающем размера, который установлен:
для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений — нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных учреждений субъектов Российской Федерации — нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Без учета предельного уровня соотношения размеров среднемесячной заработной платы, указанного в абзаце первом настоящего пункта, могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений, включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
27. Информация о рассчитанной за 2019 год среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, не позднее 15 мая 2020 г.
Информация о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений по решению государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя таких учреждений, может также размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах указанных учреждений.
В составе размещаемой на официальных сайтах информации о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений запрещается указывать данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации указанных лиц, а также сведения, отнесенные к государственной тайне или сведениям конфиденциального характера.
28. Фонд оплаты труда в федеральных государственных учреждениях формируется исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, предусмотренных на оплату труда работников казенных учреждений, размеров субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, объемов средств, поступающих из государственных внебюджетных фондов и от приносящей доход деятельности с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.
29. Фонд оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, формируется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципальных образований с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.
Ежемесячная надбавка за выслугу лет
36. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений при формировании систем оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования в 2020 году необходимо учитывать следующее.
Не допускать снижения уровня заработной платы работников образовательных учреждений, в том числе педагогических работников, достигнутого в 2019 году и определяемого на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики.
В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии совершенствование систем оплаты труда педагогических и иных работников рекомендуется осуществлять на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утвержденных в установленном порядке, с учетом перераспределения средств, предназначенных для оплаты труда в организациях, так, чтобы на установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 процентов фонда оплаты труда организации (без учета части фонда оплаты труда, предназначенного на выплаты компенсационного характера, связанные с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в сельской местности, а также в организациях, в которых за специфику работы выплаты компенсационного характера предусмотрены по двум и более основаниям).
Определять предельную долю расходов на оплату административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда образовательных учреждений в объеме не более 40 процентов.
Обеспечивать формирование систем оплаты труда работников общеобразовательных организаций, в том числе прозрачность порядка, условий и критериев установления работникам образовательных учреждений выплат стимулирующего характера с учетом методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, направленных руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (письмо Минобрнауки России от 29 декабря 2017 г. N ВП-1992/02), а также утвержденных приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н.
Определять продолжительность рабочего времени педагогических работников или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) в соответствии с положениями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее — приказ N 1601), предусматривающими, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда устанавливается либо продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов в неделю, либо норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющая 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю или 720 часов в год.
При заключении трудовых договоров (дополнительных соглашений к трудовым договорам) с педагогическими работниками, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) установлены пунктами 2.3 — 2.8 приложения 1 к приказу N 1601), обеспечивать включение в них условий, связанных с:
размером ставки заработной платы, установленной за норму часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы и размером фактического объема учебной нагрузки, определяемым ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) в порядке, предусмотренном разделами II — V приложения 2 к приказу N 1601;
размером заработной платы, исчисленным с учетом фактического объема учебной нагрузки, фактического объема педагогической работы;
уточнением правил применения повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за наличие квалификационной категории, а также по иным основаниям при оплате труда педагогических работников, для которых пунктами 2.3 — 2.8 приложения 1 к приказу N 1601 установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы (правила применения повышающих коэффициентов приводятся далее в настоящем пункте в положениях, определяющих правила исчисления заработной платы педагогических работников с учетом фактического объема педагогической или учебной (преподавательской) работы);
размерами и факторами, обусловливающими получение выплат компенсационного характера, в том числе выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, к которым могут быть отнесены выплаты за дополнительную работу, связанную с классным руководством, проверкой письменных работ, заведованием отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководством предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другими видами дополнительной работы, определение которых следует осуществлять из размеров ставок заработной платы, установленных в организации по квалификационному уровню профессиональных квалификационных групп (далее — ПКГ) без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах);
размерами и условиями выплат стимулирующего характера.
Порядок определения круга лиц, которые имеют право получения надбавки за бюджетный стаж, а также механизм начисления такой надбавки, регламентируется следующими законодательными актами:
- указ Президента №1532 от 19.11.2017 года определяет порядок исчисления стажа работы в бюджетном учреждении, а также утверждает перечень должностей, работа на которых засчитывается в «бюджетный» стаж;
- постановление Правительства №583 от 05.08.2008 года утверждает порядок начисления надбавка в качестве механизма реализации новой системы оплаты труда (НСОТ) работников бюджетных учреждений.
Согласно законодательным актам, для получения права на надбавку учитываются периоды, в течение которого сотрудник занимал или замещал должности:
- государственной гражданской службы;
- муниципальной службы;
- госорганов субъектов РФ;
- работников прокуратуры, Следственного комитета.
Также в «бюджетный» стаж включается:
- работа в сфере образования, здравоохранения, культуры;
- воинская служба;
- работа в органах МВД и Государственной противопожарной службе, а также учреждениях уголовно-исправительной системы.
Полный перечень должностей, период работы на которых включаются в «бюджетный» стаж и дают право на надбавку, содержится в указе Президента №1532 от 19.11.2017 года.
Размер надбавки, начисляемый за стаж работы в бюджетном учреждении, устанавливается в процентном соотношении к должностному окладу госслужащего и зависит от периода стажа.
Ниже в таблице указан порядок определения процента надбавки исходя из периода «бюджетного» стажа:
№ п/п | Стаж работы в бюджетном учреждении | Процент надбавки к должностному окладу |
1 | От 1-го до 5-ти лет | 10% |
2 | От 5-ти до 10-ти лет | 15% |
3 | От 10-ти до 15-ти лет | 20% |
4 | Более 15-ти лет | 30% |
При определении права на надбавку учитывается полное количество лет, в течение которых гражданин занимал должности в бюджетных учреждениях. К примеру, госслужащий со стажем 4 года 3 месяца имеет право на надбавку 10%, а работник с «бюджетным» стажем 5 лет 2 месяца – на надбавку 15%. Если стаж работы в бюджетном учреждении составляет менее года, то надбавку госслужащему не выплачивается.
Максимальный размер надбавки составляет 30% и начисляется лицам при наличии стажа в госсекторе не менее 15-ти лет.
Как уже было сказано, наша сегодняшняя тема коснется не всех граждан. А только тех, кто работает в определенной сфере деятельности. Тем не менее стоит точно знать, кому полагаются доплаты и надбавки за выслугу лет.
Во-первых, подобного рода привилегия положена всем военнослужащим. Понятное дело, чем больше «отдаете долг Родине», тем выше потом будете получать надбавки. Но какие-то ограничения тут тоже имеются.
Во-вторых, бюджетники могут рассчитывать на данный момент. Сотрудники, которые трудятся в бюджетных и государственных учреждениях (например, больницах и школах), тоже имеют возможность получения соответствующих выплат в будущем.
Вообще, сама по себе доплата к пенсии за выслугу лет рассчитывается сугубо индивидуально. На сумму, которую вы получите в качестве надбавки, влияет множество факторов. Тем не менее какие-то общие черты и система расчета имеются.
Обратите внимание — доплата за выслугу лет будет считаться в процентном соотношении. И зависит она от вашей деятельности, трудового стажа, выслуги, а также оклада, который вы получаете или зарабатывали ранее. В принципе, ничего трудного в этом нет на первый взгляд. Но практика указывает на другое. Размер доплаты за выслугу лет каждой отдельной категории сотрудников предоставляется разный. Поэтому запомнить всю систему в целом почти невозможно. И люди интересуются только теми расчетами, которые относятся конкретно к ним. Довольно верное решение.
Доплаты и надбавки — дополнительная оплата труда работников
Начнем, пожалуй, с одной из самых распространенных категорий работающих граждан. Речь идет о так называемых бюджетниках. Как раз для них наши сегодняшние надбавки играют важную роль. Ведь, как показывает практика, оклад у таких людей не слишком высокий. А значит, на хорошую пенсию можно не рассчитывать.
Разумеется, доплата за выслугу лет бюджетникам начисляется, исходя из того, сколько граждане отработали. Правда, данный момент регулируется в каждом учреждении как-то по-своему. Например, ни для кого не секрет, что бюджетникам за квалификацию и ее повышение полагаются определенные премии. Но сейчас немного не об этом.
Следующая категория граждан — это государственные служащие. Здесь имеются более интересные и нестандартные моменты, которые касаются выплат. Например, доплата к пенсии госслужащим за выслугу лет способна достигать 200 %. Внушительная сумма, не правда ли? Но такие случаи довольно редки. Тем не менее они имеют место быть. Все зависит от вашей должности и места, которое вы занимаете. Например, низшее звено способно рассчитывать на надбавку до 60 % от оклада, а высшее — на 200 %. В случаях, когда гражданин ведет деятельность, связанную с какой-то тайной или важной информацией, доплата за выслугу лет может составить от 5 до 75 %, а охрана государственно важных данных «вознаграждается» от 10 до 20 %. Все зависит от вашего трудового стажа.
В принципе, всем служащим положены какие-то надбавки и выплаты после выхода на пенсию. Поэтому нельзя забывать и о «муниципалах». Они, как все остальные перечисленные категории сотрудников, имеют право на вознаграждение в будущем. Доплата за выслугу лет муниципальным служащим, если честно, устанавливается в процентном соотношении. Точно так же, как и во всех других случаях.
Доплата к пенсии за выслугу лет для военных — пожалуй, один из немногих факторов, который стимулирует работать и служить Родине дольше. Стоит сразу отметить — максимальная надбавка составляет 40 % от оклада труда. Но положена она не всем, а лишь тем, кто имеет выслугу более 25 лет.
Как в целом складывается ситуация здесь у военных? Честно говоря, граждане остаются довольны. Если вы служили от 2 до 5 лет, как и во всех предыдущих ситуациях, можно получить 10 % доплаты, 15 — если стаж составит до 10 лет. В период до 15 получается 20 % надбавка, до 20 — 25 %, до 25 — 30 % соответственно. А далее начисляется максимальная выплата. О ней уже было сказано.
Что же мы имеем в конечном итоге? Практически во всех случаях доплаты к пенсиям за выслугу лет имеют одинаковые рамки и ограничения. Процентное соотношение остается почти неизменным. Разница только в одном — это не что иное, как выплачиваемый оклад.
Понятно одно — работать на хорошие надбавки за выслугу лет придется. И многие граждане говорят, что порой придется «попотеть», чтобы добиться успеха. Вообще, служащие, помимо доплат, в некоторых случаях могут добиться определенных льгот. И это тоже радует.
Надбавка за стаж в бюджетном учреждении: порядок расчета и выплаты
В денежном эквиваленте оплата за выслугу лет – индивидуальная величина, определяемая внутренними и внешними факторами. На численное выражение влияют:
- Размер должностного оклада и темп роста. Чем быстрее повышается оклад, тем выше становится выплата, поскольку рассчитывается в процентном отношении.
- Общий период работы и порядок его расчёта. Выслуга лет у учителей ни при каких обстоятельствах не считается год за два в отличие от военных.
- Географическое местонахождение. Повышающие районные и региональные коэффициенты увеличивают выплату по геометрической прогрессии, так как учтены при формировании денежного довольствия и являются множителями при определении общей суммы выплаты.
- Род профессиональной деятельности. Соотношение темпов роста денежного вознаграждения и стажа, установленного государственным служащим и специалистам силовых структур, отличается от показателя, установленного медицинским, педагогическим работникам и прочим бюджетникам.
Как выплачивается выслуга лет, детально демонстрирует формула:
Надбавка за выслугу лет
=
«Голый» должностной оклад
*
Надбавочный процент от общего срока службы
+
Дополнительные «стажные» выплаты
*
Утверждённый районный или региональный коэффициент
Особенность расчёта надбавки заключается в установлении процента в зависимости от срока службы применительно к должностному окладу без включения дополнительных премиальных выплат. Автоматическое повышение показателя – следствие увеличения установленного оклада или очередное прохождение «стажного барьера».
На примерах показано, как посчитать надбавку за выслугу лет в конкретных ситуациях:
- Преподавателю средней школы города Брянска со стажем работы 15 лет установлен должностной оклад в размере 12000 рублей. По условиям коллективного договора дополнительная премиальная выплата за стаж составляет 5000 рублей.
Начисление надбавки не является прямой обязанностью работодателя и никак не закреплено в Трудовом кодексе. Гарантировано получают доплату к зарплате только те, кто работает в бюджетном учреждении. В коммерческих организациях все будет зависеть от желания и возможности работодателя платить своим лучшим работникам больше.
Надбавка за выслугу лет в той или иной организации рассчитывается исходя из величины оклада либо трудового стажа, выражается в процентах от оклада.
Поощрение выплачиваются дополнительно к основной заработной плате ежемесячно. При этом его размер может отличаться от месяца к месяцу, если речь идет о коммерческих учреждениях.
Как рассчитать выслугу лет и трудовой стаж? Основным документом для этой цели является трудовая книжка, из которой берется информация для расчета стажа работы. Что включается в понятие «выслуга лет» и что это такое.
При расчете данного показателя, кроме рабочего времени, учитываются периоды, когда работник:
- обучался,
- находился на социальном обеспечении (пособия),
- стоял на учете в службе занятости,
- был госслужащим,
- был политическим или общественным деятелем,
- пребывал в тюремном заключении,
- был политзаключенным.
После того, как все данные будут собраны, можно переходить к расчету. Как правило, никто не считает трудовой стаж вручную, хотя сделать это совсем не сложно, а в некоторых случаях и необходимо. Сегодня существует специальное программное обеспечение, помогающее быстро провести подсчет, —, калькулятор для расчета доплат. Самая популярная программа для расчета – 1С.
При расчете дополнительных выплат в коммерческой организации необходимо внимательно ознакомиться со следующими документами:
- трудовым соглашением,
- коллективный договором,
- положении о премии,
- иными нормативными актами (при наличии).
Основной документ, который разъясняет, как посчитать возможные доплаты и компенсации, —, это заключенный контракт между работодателем и наемным специалистом. Коммерческие предприятия, как правило, стимулируют работников вознаграждениями, формирующимися из процентов от оклада. Если работника командировали или он не работал по причине болезни, трудовой стаж при этом продолжал копиться, так что дополнительные выплаты продолжатся.
Внимание! Величину вознаграждения работодатель определяет по своему усмотрению. Величина может варьироваться в промежутке от 5% до 30%».
Для коммерческих организация справедлив следующий порядок начисления:
- Выплата производится каждый месяц, при этом сумма не может быть строго фиксированной.
- Расчет производится исходя из размера заработной платы.
- Если сотрудник заменяет другого, то к надбавке от основного оклада приплюсовывается процент от оклада сотрудника, которого он заменяет
- При карьерном росте и последующем повышении должностного оклада, сумма доплаты будет пересчитана только после увеличения оклада.
Что такое надбавка за выслугу лет и как начисляется
Для людей, которые являются государственными гражданскими служащими, надбавка за выслугу лет высчитывается особым образом. Она базируется на том, сколько времени человек состоит на службе, которая должна являться его основной работой. Вторым критерием является величина оклада, получаемого работником по тарифу.
Доплаты за выслугу лет государственным гражданским служащим распределяется в зависимости от продолжительности срока трудовой деятельности:
- если человек отработал от 1-го года до 3-х надбавка будет равна 10%,
- от 3-х лет до 5-ти – 15%,
- от 5-ти лет до 10-ти – 20%,
- если трудовой стаж превышает отметку в 10 лет – 30%
Если человек работает по совместительству, то никакой надбавки, полагающейся государственным гражданским служащим, ему не положено.
Дополнительные выплаты для служащих в МВД можно разделить на несколько частей. Они начисляются за стаж службы, уровень квалификации, особые условия труда, за работу с документами под грифом «Секретно», особые отличия.
Надбавка за выслугу лет определена в Постановлении Правительства РФ №1158 от 27 декабря 2011 года и распространяется на всех сотрудников МВД.
В документе сказано:
- если сотрудник отслужил от 2 до 5 лет, то ему полагается доплата, равная 10% от оклада,
- отслужившим от 5 до 10 лет полагается доплата равная 15% от оклада,
- при сроке службы от 10 до 15 лет доплата возрастает до 20%,
- от 15 до 20 лет – 25%,
- от 20 до 25 лет – 30%,
- если срок службы превышает 25 лет – 40%.
Существуют и другие мотивационные выплаты, но выслуга лет для них не играет определяющей роли. Чтобы произвести расчет и определить, какой величины будет надбавка за выслугу лет у сотрудника МВД, можно использовать специальный калькулятор (1С).
Процентная надбавка за выслугу лет военнослужащим имеет свои особенности. Рассчитывается также, как и для сотрудников МВД. Чтобы это поощрение вступило в силу, нужно отслужить не менее 2-х лет. Чем дольше человек пребывает на военной службе, тем больше становится и вознаграждение.
Для тех, чья работа связана с полетами на вертолетах и самолетах, при том условии, что они принимают участие в испытаниях, 1 месяц службы приравнивается к 2-м месяцам трудового стажа.
В 2018 году процентная надбавка за выслугу лет военнослужащим была изменена.
Порядок начисления доплат, в соответствии с этими изменениями, стал таким:
- если человек служит от 0,5 до 1 года – ему доплачивается 5%,
- 1-2 года – 10%,
- 2 —, 5 лет – 25%,
- 5 —, 10 лет – 40%,
- от 10 до 15 лет – 45%,
- от 15 до 20 лет – 50%,
- 20 – 22 года – 55%,
- от 22 до 25 лет – 65%,
- если больше 25 лет – 70%.
Те, кто отслужил дольше 25 лет, получают дополнительную выплату, равную 25% от оклада, вместо пенсии, на которую они бы уже могли выйти.
Надбавка за стаж работы для людей, занятых в бюджетном учреждении, рассчитывается довольно просто.
В зависимости от того, сколько лет человек отработал в той или иной бюджетной организации, величина выплаты будет расти:
- работник, который занимает свою должность на протяжении от 1 года до 5 лет получит фиксированную выплату, равную 10% от оклада. Получать ее он будет каждый месяц,
- работник, чей трудовой стаж составляет от 5 до 10 лет будет получать каждый месяц дополнительно 15% от своей заработной платы,
- человек, отработавший от 10 до 15 лет в бюджетной организации, может рассчитывать на 20% доплату каждый месяц,
- Если трудовой стаж превышает 15 лет, доплата становится равной 30%.
Помимо надбавок за выслугу, существует и ряд других. В результате за месяц может набежать сумма, превышающая окладную часть в несколько раз.
В неукоснительном порядке льготная доплата причитается работникам предприятий, организаций, учреждений, госструктур, получающих бюджетное финансирование. Как рассчитать пенсию по выслуге лет медработникам узнайте тут.
Категории граждан, имеющих право на повышенную заработную плату за счет выслуги лет:
- бюджетники (учителя, врачи, воспитатели детских учреждений, библиотекари);
- госслужащие (сотрудники исполнительных органов власти);
- работники МВД;
- военнослужащие.
На предприятиях, организациях, имеющих негосударственную форму собственности, выслуга лет также может выплачиваться.
Что такое надбавка за выслугу лет в бюджетном учреждении
После отработки двух лет служащим полагается начисление доплаты к денежному вознаграждению.
Ее размеры не могут превышать 40%. Такое денежное поощрение возможно, если трудовая деятельность в органах МВД составит более 25 лет. В остальных случаях она градуируется, начиная с 10% (2-5 лет), прибавляя за каждые 5 лет 5%. Исключение стаж от 25 лет: увеличение – 10%. Читайте про надбавку за выслугу лет военнослужащим.
Надбавка к пенсии определяется, исходя из основного заработка (оклада) и периода работы. Стаж учитывается по фактически отработанному времени на должности, дающей право на выслугу лет. Совмещение, замещение не учитываются: не входят в стаж и на эту заработную плату не полагается доплата.
Выполнение других должностных обязанностей на одном и том же предприятии, организации, если они входят в льготный перечень, учитывается для трудового стажа при выходе на пенсию.
Суммы по выслуге лет считается дифференцировано, если:
-
-
- неизменный коэффициент, но назначен другой должностной оклад;
- меняется ставка (из-за стажа), но остается прежним размер оплаты;
- в текущем месяце изменения коснулись обеих составляющих.
-
Порядок определения круга лиц, которые имеют право получения надбавки за бюджетный стаж, а также механизм начисления такой надбавки, регламентируется следующими законодательными актами:
- указ Президента №1532 от 19.11.2017 года определяет порядок исчисления стажа работы в бюджетном учреждении, а также утверждает перечень должностей, работа на которых засчитывается в «бюджетный» стаж;
- постановление Правительства №583 от 05.08.2008 года утверждает порядок начисления надбавка в качестве механизма реализации новой системы оплаты труда (НСОТ) работников бюджетных учреждений.
Согласно законодательным актам, для получения права на надбавку учитываются периоды, в течение которого сотрудник занимал или замещал должности:
- государственной гражданской службы;
- муниципальной службы;
- госорганов субъектов РФ;
- работников прокуратуры, Следственного комитета.
- работа в сфере образования, здравоохранения, культуры;
- воинская служба;
- работа в органах МВД и Государственной противопожарной службе, а также учреждениях уголовно-исправительной системы.
Полный перечень должностей, период работы на которых включаются в «бюджетный» стаж и дают право на надбавку, содержится в указе Президента №1532 от 19.11.2017 года.
Уже на начало 2021 г. было понятно, что зарплаты работников бюджетной сферы, несмотря на ежегодные прибавки к окладам, не достигли плановых показателей. Рост МРОТ и средней заработной платы россиян опережали запланированные показатели программы поэтапного совершенствования оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях в 2012–2020 гг.
- 1.4 миллиарда рублей предусмотрены для повышения зарплат работникам федеральных госучреждений;
- 3.6 миллиарда рублей предусмотрена для повышения зарплат работников госучреждений российских регионов и муниципалитетов.
Помимо надбавок за стаж, бюджетники также имеют право на получение доплаты в размере от 60% до 200% от должностного оклада.
В частности, зарплата госслужащим, которые имеют доступ к государственной тайне, рассчитывается с учетом доплаты от 5% до 75%. Работники Следственного комитета, органов МВД, госслужащие федеральных и муниципальных органов власти, а также администрации Президента, имеют права на доплату от 10% до 20% за работу, связанную с охраной государственной тайны.
Отдельно стоит остановиться на стимулирующих выплатах, назначаемых работникам сферы здравоохранения. Доплата медикам назначается с учетом стажа в медучреждении, а также в зависимости от характера выполняемой работы:
- Врачи скорой помощи имеют права на доплату в размере 30% к окладу за первые 3 года работы. В последующие годы размер доплаты повышается на 25% (за каждые 2 года непрерывной работы). Максимальный размер доплаты – 80% от должностного оклада. Указанные стимулирующие выплаты назначаются как врачам станций скорой помощи, которые оказывают экстренную помощь больным, но и среднему и младшему медперсоналу (медсестры, санитары), которые осуществляют эвакуацию больных.
- Работники лепрозориев. Каждый год работы в противолепрозных учреждениях дает медику право на доплату 10%. При непрерывной работе в медучреждении размер доплаты ежегодно повышается на 10% до достижения максимального показателя 100% (для врачей и медсестер) или 80% (для прочего медперсонала).