Как узнать свой водительский стаж при оформлении страховки
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как узнать свой водительский стаж при оформлении страховки». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Довольно часто бывают случаи, когда коэффициент бонус-малус имеет отклонения или вообще не соответствует действительности. Дело в том, что все данные в основную базу вводятся работниками вручную и берутся при оформлении оттуда же.
Но, учитывая человеческий фактор, это может быть сделано несвоевременно или не сделано вовсе. Именно потому так важно понимать, как узнать водительский стаж.
Многие добросовестные страховые компании вовсе не пытаются скрыть класс водителя, и даже наоборот, вписывают его в сам полис, в графу «Особые отметки». В следующий раз, посещая страховую, водитель сам понимает, повысится или понизится этот показатель.
Проверка водительского стажа для ОСАГО
Теперь давайте разберемся подробнее, что же собой представляет КБМ параметр, и как его рассчитать.
Параметр КБМ представляет собой определенный период, во время которого водитель ни одного разу не попал в аварию и не использовал страховку. Отсчет ведется с момента, когда начали оформлять ОСАГО в нашей стране, то есть с июля 2003 года. Если за практически 15 лет вы ни одного разу не попали в ДТП по собственной вине, вам должен быть присвоен 13 класс КБМ, который равняется 0.5. Это значительно снижает стоимость страховки.
Конечно, на стоимость ОСАГО стаж имеет непосредственное влияние. Для расчета стоимости за основу берется базовая ставка, к которой применяются разные коэффициенты. Разберемся в них подробнее:
- Начинающие водители, которым еще не исполнилось 22 лет, и не имеющие стажа вождения или если он не достиг порога в 3 года, будут иметь показатель равный 1.8, что составляет 80 % от ставки. Если к этому возрасту автомобилист уже проездил 3 года за рулем, то ставка будет 1.6, что составляет всего 60 % от заявленной стоимости.
- Те, кому исполнилось более 22, но стаж езды у них меньше трех лет, должны будут уплатить 70 %, коэффициент 1.7. А те, у кого возраст старше 22 и стаж за рулем более 3 лет, будет иметь показатель 1 (0 %).
Сколько стоит ОСАГО для новичка
- Для чего нужна страховка ОСАГО
- От чего зависит стоимость ОСАГО для новичков
- Сколько стоит ОСАГО для начинающего водителя
- Как самому рассчитать полис ОСАГО
При покупке автомобиля нужно обязательно приобрести полис ОСАГО. Без него ГИБДД не поставит машину на учет. Новичкам из-за отсутствия стажа страховка обходится дороже, чем опытным водителям.
Как высчитать стоимость ОСАГО для начинающих автомобилистов, от чего зависит цена и что вообще дает полис, расскажем в материале.
При оформлении страхового договора, для расчёта его цены используется КВС – коэффициент водительского стажа. Он имеет 4 уровня, каждый из которых соответствует своему повышающему коэффициенту.
- I уровень – водители, не достигшие 23-летнего возраста и со стажем вождения до трёх лет. Повышающий коэффициент равен 1,8.
- II уровень – возраст более 23-х, но стаж вождения меньше 3-х лет. Коэффициент равен 1,7.
- III уровень – возраст меньше 23-х, но водительский стаж более 3-х лет. Коэффициент – 1,6.
- IV уровень – возраст свыше 23-х, и стаж вождения больше 3-х лет. Коэффициент равен единице.
Как видим, для первого уровня КВС базовая цена полиса повысится на 80%, а для четвёртого уровня останется неизменной. Применяется этот коэффициент при оформлении страховок с ограниченным числом вписываемых водителей.
Для неограниченных полисов данный показатель не используется. Вместо него в базовую цену уже заложены все возможные риски, связанные с неопытными водителями. Поэтому базовая цена неограниченной страховки изначально на 80% выше ограниченного варианта.
Коэффициент «бонус-малус» введён для поощрения автомобилистов за аккуратную езду и соблюдение ПДД. Стаж вождения для страховки ОСАГО в данном случае подразумевает, сколько лет шофёр провёл за рулём, не совершив по своей вине ни одного ДТП. Базовый класс, присваиваемый новичку – третий, и соответствует базовой цене полиса. За каждый безаварийный год, класс водителя в системе КБМ повышается на одну ступень. Вместе с этим, он получает возможность приобрести полис на 5% дешевле, чем годом ранее.
После совершения ДТП, личный класс шофёра в системе «бонус-малус» понижается на несколько пунктов, максимально до трёх. Это приводит к значительным переплатам при очередном оформлении ОСАГО. Вернуть свой рейтинг в системе КБМ здесь можно только одним способом: безаварийной ездой. Возвращение бывшего уровня КБМ займёт втрое больше времени, поскольку «упасть» в рейтинге можно за одну только аварию сразу на три пункта. Подняться же на три ступени за безаварийное вождение не получится. Максимально, что возможно – повышение класса на 1 пункт за год без ДТП
Ответственность за ведение реестра КБМ возложена на РСА. Сведения о каждом водителе обновляются ежегодно, на основании сведений, подаваемых фирмой-страховщиком. Иногда бывает, что в информационную базу закрадывается ошибка, и класс водителя не повышается за безаварийный год, а то и снижается без видимой причины.
Причины возникающих ошибок бывают разные – от технических сбоев программы, до человеческого фактора. Во избежание этого, рекомендуется регулярно проверять свой класс в единой базе, которая имеется на сайте РСА. При обнаружении несоответствий, нужно сразу обратиться к своему страховщику, с требованием исправить ошибку. Если он по каким-либо причинам игнорирует обращение, можно подавать жалобу непосредственно в Союз автостраховщиков.
Водительский стаж для ОСАГО, считаем по таблице
Законодательством предусмотрено обязательное страхование ТС. В зависимости от совокупности определяющих факторов, специальное программное обеспечение рассчитывает сумму оплаты. Стоимость страховки индивидуальна для каждого автомобилиста.
Основными показателями, влияющими на стоимость автостраховки, являются возраст водителя и стаж управления. Годы жизни владельца ТС значительно изменяют коэффициенты, применяемые для расчета, но лишь в первое время после выдачи прав на рассмотрение.
Стаж влияет на стоимость страховки в течение всего периода вождения. Закономерность проста: чем выше опыт управления – тем ниже страховые взносы.
Случается, что показатели, применяемые для расчета оплаты за услуги страховщика, неверны. Отклонение объяснимо: сотрудники страховых организаций вносят сведения вручную, что не защищает от влияния человеческого фактора.
Компании, уважаемые на рынке услуг, включают информацию о классе вождения в страховой полис, в таблицу «Особых отметок».
Если в страховке сведений о классе нет, то можно действовать двумя способами: отправить электронное письмо с запросом на почту РСА либо самостоятельно найти сведения через интернет-портал РСА, введя персональные данные, номер водительского удостоверения и адрес электронной почты для обратной связи.
Для получения информации о стаже управления ТС нужно взглянуть на оборотную сторону водительского удостоверения.
В графе под номером 14, расположенной внизу документа, указано: «взамен ‘№ предыдущих прав’ стаж с ‘год получения первого удостоверения’».
В случае, если права получены первично, следует взглянуть на дату выдачи, которая пишется в графе номер 3.
Коэффициент возраст-стаж – индекс, определенный в соответствии с общим возрастом водителя и продолжительностью управления ТС.
Чем старше и опытнее водитель, тем меньше показатель возраст-стаж. По достижении 24-летнего возраста, а также опыта свыше трех лет и до конца жизни водителя, коэффициент принимают равным единице, что никак не сказывается на стоимости полиса.
Коэффициент бонус-малус (КБМ) зависит от опыта вождения. Прирост аварийных ситуаций, возникших по вине водителя, приводит к возрастанию КБМ. Чем длиннее безаварийный промежуток езды – тем больше скидка на услуги компании-страховщика.
При выполнении операции страхования для нескольких водителей, в страховой документ записывают персональные сведения о каждом.
Коэффициент вычисляют для всех членов страховки. Общая стоимость рассчитывается по наибольшему показателю из вычисленных.
К примеру, когда КБМ жены-страхователя – 1, а мужа – 1,4, страховщик применит коэффициент 1,4, что увеличит цену на 40%.
Коэффициенты ОСАГО 2021 года с расшифровками
При расчете стоимости услуг страхователя применяется КВС.
Индекс рассчитывают исходя из возрастных сведений о водителе:
- Лицам, не достигшим 22-летия, принимают КВС равным 1,8, тем самым увеличивая цену на 80%.
- Каждый водитель, достигший 22-х летнего возраста, наделяется индексом в размере 1,7. То есть к стоимости страхового полиса дополнительно прибавят сумму, составляющую 70% от цены страховки.
- Гражданину младше 22 лет, при этом наработавшему опыт свыше 3 лет, применят коэффициент 1,6, увеличив сумму взноса на 60%.
- При достижении 24 лет и одновременно наличии опыта в 3 года применяемый коэффициент снизится до 1, что уменьшит стоимость страховки.
Зачастую излишняя оплата связана с оформлением добавленных услуг и сервисов с настойчивой рекомендации специалиста-страховщика.
В случае подозрения на необязательность конкретной услуги, предлагаемой сотрудником, нужно попросить показать документ, где указано, что страхователь имеет право навязывать подобные услуги. Можно также сообщить специалисту, что ведется запись разговора на диктофон.
После выполнения предыдущих действий, сотрудник наверняка прекратит оказывать давление. В противном случае, собеседник рискует получить штраф до 50 000 рублей, что указано в главе 15.34.1 Кодекса Российской Федерации.
Следует самостоятельно подготовиться к процедуре: узнать статус водителя в РСА, осуществить предварительный расчет с помощью онлайн-калькуляторов страховых выплат.
При ответе на вопрос, от чего зависит стоимость страховки на автомобиль, необходимо учитывать тот факт, что каждая страховая компания разрабатывает собственные правила расчета. При этом государство регламентирует пороговые тарифы ОСАГО (другое частое название – тарифный коридор), то есть нижнее и верхнее значение цены страховки. Другими словами, автономность автостраховщиков жестко ограничена и контролируется регулятором рынка в лице Центробанка России.
В общем случае новые тарифы ОСАГО, действующие в 2021 году, рассчитываются по следующей формуле:
Итоговая стоимость = Базовый тариф ОСАГО * КБМ * КВС * КТ * КМ * КО * КС (или КП).
Все составные элементы расчета подробно рассматриваются ниже. Здесь же необходимо отметить следующее. По сути, цена страховки определяется последовательным умножением базы на понижающий/повышающий коэффициент ОСАГО. И если подобные коэффициенты четко определяются таблицами, то исходный тариф варьируется, причем в достаточно серьезных границах. Как было отмечено, их определяет регулятор. Именно это становится причиной разницы в итоговой стоимости полиса обязательного автострахования.
Основой для расчета цены страховки становится базовая ставка ОСАГО. Она определяется в зависимости от двух факторов. Первый – категория и тип транспортного средства, второй – статус его владельца (гражданин или организация).
До 2015 года ТБ устанавливалась централизованно, что вело к единой для всех участников рынка стоимости полиса для одинаковых автомобилей. Но затем в правила автострахования были внесены изменения, которые позволили устанавливать базовый тариф в рамках определенного коридора. В результате предложения разных страховых компаний стали достаточно заметно различаться.
Базовый коэффициент ОСАГО на 2021 года приводится в таблице. Важно отметить, что автостраховщики обычно не раскрывают, какое именно значение они используются для расчета. Клиентам доводится только итоговая цифра стоимости страховки.
Категория и тип ТС |
Величина тарифа, руб. в год |
|
Минимальная |
Максимальная |
|
Мопеды, квадроциклы и мотоциклы |
625 |
1 548 |
Легковые автомобили:
|
1 646 2 471 2 877 |
3 493 5 436 9 619 |
Автобусы:
|
2 134 2 667 3 905 |
4 165 5 205 7 399 |
Грузовые автомобили:
|
2 246 3 382 |
6 064 9 131 |
Трамваи |
1 331 |
2 521 |
Троллейбусы |
2 134 |
4 044 |
Специальная техника – тракторы, дорожно-строительные самоходные машины (кроме ТС без колесных движителей) |
872 |
1 952 |
Практика показывает, что при определении базовой ставки тарифа обязательного страхования автостраховщики учитывают не только категорию ТС, но и регион оформления полиса. Это объясняется как разными финансовыми возможностями владельцев транспортных средств, так и политикой каждой отдельной страховой компании.
Последняя зависит от желания увеличить долю на рынке определенного субъекта РФ и расширить клиентскую базу.
Исчисление водительского стажа
Потенциальная вероятность наступления страхового случая в значительной степени зависит от того, насколько аккуратно водитель управляет транспортным средством. Чтобы учесть подобные риски и стимулировать безопасный стиль вождения, введен специальный коэффициент безаварийной езды под названием бонус-малус.
Каждый год управления автомобилем без попадания в ДТП позволяет сократить стоимость страховки ОСАГО на 5%. Важно учесть, что речь идет об аварийных ситуациях с доказанной виной водителя, оформляющего полис, и повлекших собой выплату компенсации.
Значение КБМ определяется на основании таблицы, в соответствии с которой автовладельцу ежегодно присваивается класс вождения. По завершении 12 месяцев он пересматривается с учетом количества произошедших за это время страховых случаев. Изначально коэффициент равняется 1. Минимальное значение показателя составляет 0,5, максимальное установлено на уровне 2,45.
Класс вождения на начало срока действия годовой страховки |
КБМ |
Класс вождения на конец срока действия полиса ОСАГО (в зависимости от числа попаданий в ДТП по вине водителя) |
||||
Количество страховых случаев за год |
||||||
0 |
1 |
2 |
3 |
от 4 |
||
М (максимум) |
2,45 |
0 |
M |
M |
M |
M |
0 (нулевой) |
2,30 |
1 |
M |
M |
M |
M |
1 (первый) |
1,55 |
2 |
M |
M |
M |
M |
2 (второй) |
1,40 |
3 |
1 |
M |
M |
M |
3 (третий) |
1,00 |
4 |
1 |
M |
M |
M |
4 (четвертый) |
0,95 |
5 |
2 |
1 |
M |
M |
5 (пятый) |
0,90 |
6 |
3 |
1 |
M |
M |
6 (шестой) |
0,85 |
7 |
4 |
2 |
M |
M |
7 (седьмой) |
0,80 |
8 |
4 |
2 |
M |
M |
8 (восьмой) |
0,75 |
9 |
5 |
2 |
M |
M |
9 (девятый) |
0,70 |
10 |
5 |
2 |
1 |
M |
10 (десятый) |
0,65 |
11 |
6 |
3 |
1 |
M |
11 (одиннадцатый) |
0,60 |
12 |
6 |
3 |
1 |
M |
12 (двенадцатый) |
0,55 |
13 |
6 |
3 |
1 |
M |
13 (тринадцатый) |
0,44 |
13 |
7 |
3 |
1 |
M |
Аббревиатура КВС обозначает коэффициент к базовой ставке ОСАГО, учитывающий возраст и стаж вождения автовладельца. Таким образом в расчет вносится поправка на опыт конкретного водителя или нескольких водителей, указанных в договоре обязательного автострахования. Важно обратиться внимание, что для молодых людей, не имеющих стажа, коэффициент становится повышающим. В результате стоимости полиса существенно — практически в два раза – возрастает. Значения КВС, которые необходимо использовать при расчете цены ОСАГО, приводятся в таблице.
Стаж/возраст, лет |
16-21 |
22-24 |
25-29 |
30-34 |
35-39 |
40-49 |
50-59 |
От 60 |
До 1 |
1,93 |
1,79 |
1,77 |
1,62 |
1,61 |
1,59 |
1,58 |
1,55 |
1 |
1,90 |
1,77 |
1,68 |
1,61 |
1,59 |
1,58 |
1,57 |
1,54 |
2 |
1,87 |
1,76 |
1,61 |
1,59 |
1,58 |
1,57 |
1,56 |
1,53 |
3-4 |
1,66 |
1,08 |
1,06 |
1,04 |
0,99 |
0,95 |
0,94 |
0,92 |
5-6 |
1,64 |
1,06 |
1,05 |
1,04 |
0,96 |
0,95 |
0,94 |
0,91 |
7-9 |
1,06 |
1,05 |
1,01 |
0,95 |
0,94 |
0,94 |
0,91 |
|
10-14 |
1,01 |
0,96 |
0,95 |
0,94 |
0,94 |
0,91 |
||
От 15 |
0,95 |
0,94 |
0,94 |
0,93 |
0,9 |
Этот показатель разработан для всех субъектов РФ. Более того, для большинства регионов введены отдельные коэффициенты для столицы и некоторых наиболее крупных населенных пунктов. Они учитывают риск интенсивность движения по дорогам, непосредственно влияющий на уровень аварийности.
Коэффициенты территориальности делятся на два типа. К первому относится автомобильный транспорт и мотоциклы (обозначается в таблице буквой «А»), ко второму – спецтехника (обозначается в таблице буквой «Т» — трактора). Ниже приводятся значения КТ для административных центров и остальных городов всех субъектов РФ. Данные для некоторых крупных городов в каждом из регионов нужно уточнять отдельно.
Определяется в зависимости от мощности двигателя транспортного средства, выраженной в количестве лошадиных сил. Значение КМ показано в таблице.
Мощность в л. с. |
КМ |
До 50 |
0,6 |
51-70 |
1,0 |
71-100 |
1,1 |
101-120 |
1,2 |
121-150 |
1,4 |
От 151 |
1,6 |
Если показатель мощности выражен в кВт, необходимо использовать следующее соотношение: 1 кВт равняется 1,35962 лошадиных силы. Таким образом, удается получить значение коэффициента посредством простого пересчета.
Стандартная формула для расчета тарифа для страхового полиса выглядит так:
T = TБ * КТ * КБМ * КВС * КО * КМ * КС * КН
Далее мы подробно рассмотрим каждый из коэффициентов, разберем какой из них за что отвечает и как можно сэкономить на полисе для молодого водителя.
Для наглядности расчета возьмем водителя в возрасте 20 лет, без стажа вождения, проживающего в городе Новосибирск и желающего сесть за руль автомобиля Toyota Corolla 2009 года выпуска. Здесь сразу обговорим, что в нынешнем законодательстве фраза «без стажа вождения» означает, что водитель получил официальное удостоверение менее трех лет назад, а не фактически не имеет опыта вождения за рулем. Зато если молодой водитель получил удостоверение в 2016-м году, а только в 2019 году решил сесть за руль автомобиля – такой водитель будет считаться уже с опытом вождения, и к нему не будут применяться повышающие коэффициенты при оформлении полиса.
Выше мы подробно рассмотрели все коэффициенты, которые влияют на страховую премию за полис на молодого водителя. И на основании этого можем дать следующие советы по экономии на страховке ОСАГО:
- Центральный банк России дает коридор в размере около 2000 р, в рамках которого страховая компания может устанавливать базовый тариф, который является основой размера страховой премии. Выберите страховую компанию с меньшим базовым тарифом. Чтобы не искать информацию по базовым тарифам каждой страховой компании в отдельности – воспользуйтесь калькулятором на нашем сайте. После заполнения формы вы получите предложения по рынку и сможете выбрать наиболее выгодное для вас.
- Территориальный коэффициент – еще одна хитрость для уменьшения страховой премии. Если молодой водитель зарегистрирован в пригороде, а не в крупном городе – территориальный коэффициент будет значительно ниже.
- Коэффициент безаварийности. Будьте внимательны на дорогах и действуйте по правилам дорожного движения. За каждый год безаварийного вождения вам автоматически будет начисляться скидка в 5%. При этом не имеет значения возраст.
- Также для уменьшения страховой премии рекомендуем выбрать автомобиль с меньшей мощностью (для уменьшения коэффициента КМ).
Получение полиса ОСАГО для молодого водителя — это стандартная процедура, которую обязаны пройти все. Следуя нашим советам, вы можете сэкономить на покупке полиса. Мы привели пример расчета размера страховой премии в ручном режиме, но воспользовавшись формой на нашем сайте и введя свои данные, вы получите автоматический расчет по нескольким страховым компаниям всего за несколько минут.
На сегодняшний день практический каждый владелец автотранспортного средства знает, что при включении в страховку нового человека коэффициент может изменить стоимость страховки, повысив ее в два-три раза. Это происходит из-за того, что у нового водителя маленький стаж и нет скидок за опыт. Когда начинается водительский стаж? Стаж у человека появляется с момента получения прав и измеряется в годах. Для того чтобы в будущем не переплачивать, необходимо понимать алгоритм расчета опыта водителей.
Во время расчета страховки ОСАГО специальная программа применяет множество различных коэффициентов. Существует коэффициент, связанный со стажем. С какого момента начинается водительский стаж? Опыт у водителя начинает свое исчисление с момента получения документа на право управления автотранспортным средством. Причем на его срок не будут влиять такие обстоятельства:
- присутствие в собственности у водителя автотранспортного средства;
- непосредственный практический опыт вождения за рулем.
Перечисленные выше пункты не проверяются и не влияют на итоговый водительский стаж. И все же данная информация имеет влияние на расчет ОСАГО. Если человек не ездил за рулем после того, как получил права, соответственно, он не был вписан в страховку ОСАГО. Значит, в базе РСА информации об опыте нет, соответственно, и скидок нет. Например, человек получил права в двадцать лет, сел за руль в первый раз и вписался в страховку в возрасте двадцати пяти лет. По правилам его стаж составляет пять лет. Фактически опыта вождения не было. В базу РСА информация о данном водителе поступила в первый раз. Соответственно, класс аварийности у водителя будет равен 3. Так как ранее его не было, хоть и по документам стаж пять лет. На следующий год (при условии, что не будет аварии) появится первая скидка на ОСАГО в размере 5 % и класс аварийности станет равен четырем.
Иногда водители возмущаются тем, что их класс аварийности намного меньше, чем должен быть. Если владелец автотранспортного средства страховал машину, используя страховку без ограничения вождения, и производил передачу управления другому лицу, то лица, использующие авто, не получают скидок по ОСАГО. Скидки начисляются только собственнику машины, соответственно, класс повышается также только у него. Это происходит из-за того, что информации о водителях нет в страховом полисе. Поэтому, для того чтобы получать скидки каждый год и заработать наивысший класс, необходимо страховать автотранспортное средство, применяя ограниченный список водителей.
Стоимость страхового договора ОСАГО зависит не только от стажа, но также и от возраста страхователя. На основании полученной информации программа формирует итоговый коэффициент, который дополнительно будет применен к базовому тарифу.
Возраст человека |
Стаж |
Итоговый тариф |
Меньше 22 |
Меньше 3 |
1,8 |
Меньше 22 |
Больше 3 |
1,6 |
Больше 22 |
Меньше 3 |
1,7 |
Из таблицы видно, что повышающий коэффициент будет использован к водителям, у которых возраст меньше двадцати двух лет. При опыте более трех лет коэффициент немного понижается. Законодательство установило ограничение в стаже до трех лет, так как данный период времени считается свидетельством о наличии навыков вождения автотранспортного средства.
При желании владельца машины включить в список водителей человека возрастом менее 22 лет и со стажем меньше трех лет лучше приобрести страховку без ограничения списка. Данная страховка не будет учитывать данные водителей. За руль может сесть любой человек, обладающий правом управлять автотранспортным средством. Скидки по страховке будут начисляться собственнику машины.
Водителю, который только приобрел удостоверение, сложно получить приемлемый коэффициент для итогового расчета страховки. Тариф ОСАГО всегда производит учет дорожно-транспортных происшествий, а также обращений пострадавших в страховую компанию виновника для получения компенсации за нанесенный ущерб. У новичков нет опыта практического вождения, поэтому, по статистике, именно с ними происходят большое количество дорожно-транспортных происшествий.
При сравнении водителя со стажем более десяти лет без аварии и человека без опыта, который в первый же год попал в дорожно-транспортное происшествие, стоимость страхового договора для профессионального водителя будет в несколько раз меньше, чем для новичка.
Это происходит из-за того, что для новичка применяется коэффициент, равный 1,8, также вина в дорожно-транспортном происшествии увеличит тариф до 2,45. При перемножении остальных коэффициентов и базового тарифа произойдет возрастание цены за страховой полис ОСАГО приблизительно в четыре раза. Поэтому перед приобретением страхового полиса ОСАГО необходимо просчитать наиболее выгодный вариант. Возможно, новичку лучше приобрести полис с неограниченным списком, если действительно в этом будет необходимость, так как стоимость неограниченного полиса будет приблизительно равна цене ограниченного договора со включенным новичком.
В случае если опытный водитель с классом аварийности 13 попадет в аварию по своей вине, то его класс понизится и будет равен 7. В течение трех лет после дорожно-транспортного происшествия класс не будет меняться. И только по истечении данного периода времени произойдет изменение – класс повысится на одну единицу, то есть станет равен 8. Как видно из данного примера, даже одна авария способна изменить всю ситуацию в худшую сторону. Скидки, приобретенные за годы, теряются быстро.
ОСАГО представляет собой обязательную страховку, стоимость которой определяется индивидуально для каждого конкретного водителя. Прежде всего, на это влияет не модель ТС, а водительский стаж вместе с количеством совершённых ДТП.
В процессе обязательного страхования всеми компаниями учитываются два основных параметра, определяющие соответствующие коэффициенты. Первый из них принимает в расчёт возраст автомобилиста. Он играет роль только в начальный период получения водительских прав. После этого данный фактор несущественно влияет на стоимость услуги.
Определение стоимости обязательной для него страховки – это процесс, который происходит в индивидуальном порядке. Именно поэтому не существует каких-либо чётких особенностей его проведения по отношению к модели автомобиля, объёму двигателя, году выпуска и т.д.
Иногда автомобилисты сталкиваются с тем, что цена, которую им предлагают страховщики, является непомерно большой. Это обусловлено тем, что они берут в учёт стаж эксплуатации ТС без ДТП и общее количество лет за рулем.
Возраста водителя считается крайне важным параметром, так как все автомобилисты имеют индивидуальные стили вождения ТС. Далеко не все в 18 водят машину хуже, нежели люди за 40, однако, по мнению страховщиков, опыт играет значительную роль, поэтому полностью его игнорировать при оформлении сделок не стоит.
Водительский стаж: с какого момента начинается и как влияет на стоимость ОСАГО
Общий стаж – важный показатель, который не стоит игнорировать, если в скором времени нужно оформить автогражданку. Взаимосвязь между общим стажем и обязательным страхованием ОСАГО заключается в четырёх основных значениях:
- Максимальный коэффициент может достигать 1,8. Он применяется по отношению к водителям, возраст которых не достиг 23 лет, а длительность вождения составляет не более 3 лет.
- Коэффициент на уровне 1,7 используется по отношению к водителям, которые получили удостоверение относительно недавно — менее 3 лет назад. При этом им в обязательном порядке должно быть больше 23 лет.
- Коэффициент 1,6 применяется по отношению к водителям, которым уже есть 22 года, а общий стаж их вождения превышает 3 года.
- Коэффициент на уровне 1,0 используется для тех водителей, которым уже есть полных 23 года, а их общий стаж вождения превышает 3 года.
Таким образом, для тех водителей, у которых нет никакого опыта вождения, стоимость страховки возрастает почти в два раза. Именно поэтому на данную связь обязательно стоит обращать внимание точно так как же, как и на длительность эксплуатации ТС без ДТП.
В настоящее время законодательство Российской Федерации не предусматривает остановку начисления стажа при конфискации прав. Это значит, что никакие условия не могут быть поводом для того, чтобы перестать исчислять период вождения транспортного средства. Он автоматически запускается в тот момент, когда впервые водитель получает водительское удостоверение. Нередко это случается в 18-20 лет. Несмотря на то, что в последующий период автомобилист может не иметь никакой практики средства, водительский стаж будет считаться.
Один из важных моментов, который нужно знать при оформлении страхового полиса, какая существует взаимосвязь между периодом вождения и обретением новой категории. Это необходимо понимать для возможности точного определения стоимости договора.
На сегодняшний момент в Российской Федерации при открытии новой категории стаж вождения остаётся прежним. При этом он не суммируется с тем, что идёт с новыми правами. К примеру, если у человека оформлена категория «В» с 18 лет, а категория «С» с 21 года, то в 25 лет у него будет два стажа:
- На категорию «В» – 7 лет. Это связано с тем, что исчисление начинается с восемнадцатилетнего возраста автомобилиста.
- На категорию «С» – 4 года. Это обусловлено тем, что срок считается с двадцати одного года.
Таким образом, на стаж открытие новой категории не влияет. Каждая из категорий требует нового исчисления времени управления ТС. Переносить его с одного автомобиля на другой полностью запрещается. Это связано с существенной разницей между ТС и особенностями управления ими. Эксплуатация легкового транспортного средства требует меньших навыков, нежели вождение грузового автомобиля.
Отсутствие в стаже водителя аварий – это одна из причин снижения для него стоимости оформления полиса ОСАГО. Именно поэтому крайне важно пользоваться транспортным средством таким образом, чтобы не провоцировать возникновения ДТП. При этом нужно помнить, что существенную роль играет также и то, кто конкретно стал виновником возникновения аварии. Эти аспекты нужно понимать, чтобы в общении со страховщиком иметь возможность защитить себя от чрезвычайно высоких цен на страховку.
Водительский стаж для страховки – как он учитывается?
Главный принцип при расчете КВС – правильно определить опыт за рулем. Сделать это несложно, так как начало стажа при оформлении полиса берется из пункта 14 на обороте водительского удостоверения. Точкой отсчета служит время получения основного документа автомобилиста. Однако при определении стажа и возраста для ОСАГО есть свои нюансы:
- В расчет принимаются только полные годы, проведенные за рулем после выдачи удостоверения.
- Показатель КВС определяют с учетом полных лет автомобилиста.
- Изначально выданное удостоверение действует 10 лет, из которых только три года влияют на расчеты ОСАГО. Если права менялись по истечению срока их действия, показатель остается неизменным, исходя из года получения прав в первый раз. Ни лишение прав, ни прерывание вождения по другим причинам не обнуляют стаж водителя.
- КВС рассчитывается в пределах конкретной категории. Если человек вначале открыл категорию «В», а спустя несколько лет добавил категорию «С», расчет ОСАГО исходит из даты открытия конкретной категории автомобиля, на который оформляется полис.
Было бы несправедливо определять всех молодых автомобилистов в категорию повышенного риска, так как каждый человек характеризуется разным поведением за рулем и отношением к соблюдению правил. Чтобы учесть меньший риск попадания в ДТП для аккуратных и осторожных водителей, применяют показатель безаварийного стажа. Вне зависимости от возраста и длительности права на вождение, страховщик определяет стоимость страхового полиса по данным статистики аварий с участием автомобилиста за прошедшие годы.
Если человек часто провоцирует ДТП, нарушая правила, безответственно относясь к требованиям безопасности вождения, КБМ назначают по максимальному значению. При определении количества аварий учитывают только те ситуации, когда действия автомобилиста приводят к страховой выплате другому пострадавшему, т. е. в случае установления виновности.
Если водитель не нарушает правил, не является причиной аварий и дальнейших страховых выплат, коэффициент снижается, а в ряде случаев цена полиса серьезно уменьшается. Максимальная скидка, на которую может рассчитывать водитель с многолетним безаварийным стажем, составляет 50% (или коэффициент в 0,5). За каждый новый год без аварий КБМ снижается на 0,05 (что в процентном отношении подразумевает дополнительные 5% скидки).
Чем ниже КБМ, тем меньше стоимость ОСАГО. При начале эксплуатации автомобиля за первый год страховки применяется КБМ, равный единице, а в дальнейшем включаются понижающие или повышающие значения, в зависимости от того, насколько аккуратен и осторожен водитель. Для любителей риска, игнорирующих ПДД, с многочисленными авариями в послужном списке, применяется максимальный коэффициент в 2,45, что означает повышение цены полиса почти в 2,5 раза.
Обычный стаж водителя за рулем узнать несложно – достаточно заглянуть на оборотную сторону удостоверения и увидеть год (дату) выдачи документа и рассчитать точное количество полных лет. Расчет по «бонус-малус» более сложен и требует вычисления класса водителя. Зачастую при определении КБМ со стороны СК допускаются ошибки (сознательно или без злого умысла).
Занижение КБМ может возникнуть при отсутствии данных от СК о произведенном страховании, либо по техническому сбою. В любом случае, водитель не заинтересован в занижении коэффициента, что требует регулярного контроля правильности КБМ.
Посмотреть свой текущий КБМ можно в полисе страховщика, оформленном на данный страховой период. Многие компании вписывают его в бланк ОСАГО. Проверить правильность расчетов можно с помощью специализированной онлайн-системы АИС, предоставляющей данные о водителе в свободно доступе через сайт РСА.
При оформлении полиса ОСАГО начинается отсчет стажа водителя по определенной категории, это можно увидеть по таблице.
Таблица№1 Начальный стаж при оформлении ОСАГО
Возраст владельца авто | менее 25 | 25-32 | 32-45 | Старше 45 |
Стаж водителя | ||||
Менее 1 | 2,52 | 2,19 | 2,04 | 1,82 |
1-2 | 2,30 | 1,98 | 1,81 | 1,66 |
2-4 | 2,01 | 1,93 | 1,53 | 1,35 |
4-7 | 1,81 | 1,61 | 1,30 | 1,08 |
7-11 | 1,65 | 1,38 | 1,17 | 0,90 |
Более 11 | 1,18 | 1,00 | 0,77 |
При оформлении договора с полисом компания учитывает следующие показатели стажа водителя для ОСАГО за рулем:
- Показатель возраста и стажа (КВС).
- Показатель бонус-малус (КБМ).
Чтобы вычислить показатель возраста и стажа (КВС) авто водителя для ОСАГО, необходимо открыть заднюю сторону водительских прав. В графе 14 посмотреть сведенья выдачи удостоверения (число, месяц, год) и рассчитать сколько полных лет прошло с момента получения документа, так можно узнать стаж авто водителя для ОСАГО.
Рассчитать КБМ стажа авто водителя для ОСАГО будет сложнее. Он устанавливается ежегодно по новой системе учитывая значения, присвоенные ранее и наличие аварийных ситуаций и страховых случаев за последние 365 дней.
В зависимости от мастерства управления ТС в период вождения, уровень водителя может понижаться или повышаться.
Если при оформлении соглашения в течение года не было зафиксировано ДТП и неприятных ситуаций, то класс водителя увеличивается на 1 пункт, а коэффициент снижается на 0,05, и цена полиса снижается.
Если было зарегистрировано ДТП, то класс авто водителя уменьшается на 1 пункт, а КБМ увеличивается на 0,05 и цена полиса становится больше.
Показатель КБМ или показатель бонус-малус определяет стоимость скидки полиса ОСАГО. Он может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от того, как осуществляется управление машиной (безаварийно или наоборот). За первый год страховки КБМ равен 1. Далее он повышается или снижается.
Первоначальная цена страховки будет зависеть от следующих факторов:
- Водительского стажа, который можно узнать, посмотрев на дату выдачи водительского удостоверения.
- Тип ТС — отмечается в ПТС (может быть легковой, грузовой и т.д.).
- Мощность двигателя. Чем больше мощность, тем дороже полис.
- Возраст машины — на новую модель авто полис будет стоить дешевле.
- Регион регистрации машины. В каждом регионе установлены свои коэффициенты ОСАГО.
- Количество ДТП. Если водитель попал в аварию, то стоимость страховки возрастает.
- Количества физических лиц, вписанных в страховку. Число их не ограниченно.
- Срок действия страхового полиса. Если вы покупаете ОСАГО на длительный срок, то компания предоставляет вам скидку.
Эти показатели используются для базового расчета КБМ и на класс водителя не влияют.
КБМ бывает страхователя (это доверенное лицо управляющее транспортным средством), либо собственника. При оформлении полиса собственник и страхователь это 2 разных человека (их вписывают в разные графы).
Если в полис вписано несколько водителей, то расчет КБМ составляется на того водителя, чей коэффициент самый высокий. Поэтому если опытный водитель вписал в страховку новичка, то она существенно возрастает в цене.
При аварии коэффициент КБМ увеличивается у того водителя, который попал в ДТП.
На стоимость страховки влияет безаварийный стаж водителя. Если в течение года не было ДТП, то водитель получает скидку в размере 5%. Чем ниже КБМ, тем дешевле стоимость страховки.
Если человек часто попадает в ДТП, то КБМ возрастает по максимуму. Учитываются только те случаи аварий, когда авто водителя приводят к страховой выплате, (если его призвали виновным). Если человек часто попадает в ДТП, то применяют максимальный КБМ равный 2,5, это означает повышение цены в 2,5 раза.
Стаж и возраст не влияют на стоимость страховки. На ее стоимость влияет количество лет без ДТП. Чтобы рассчитать стоимость страховки, применяют разные коэффициенты. Начинающие водители, которые младше 22 лет, без стажа вождения, будут иметь показатель равный 1,8.
Водители, старше 22 лет, со стажем управления машиной меньше 3-х лет, будут иметь показатель равный 1.7.
Более взрослый и опытный водитель заплатит за страховку меньше, чем водитель без стажа вождения.
Если вписать в полис неопытного водителя, то ее стоимость поднимется вдвое.
Полис ОСАГО может приобрести любой авто водитель, даже без опыта вождения. Для молодых водителей цена страховки составит намного дороже, чем для опытного автомобилиста.
Страховая компания таким образом подстраховывается, сомневаясь в умениях вождения молодого автомобилиста. Если человек недавно получивший права не впишется в поворот, то возмещать ущерб потерпевшей стороне придется страховой компании.
ОСАГО – это необходимый документ такой же, как и тех. паспорт. Поэтому его нужно приобрести заблаговременно, чтобы избежать штрафа за управление машиной без документа.
Запчасти и ремонт машины — это дорогое удовольствие. Из-за этого подорожал и полис. Чтобы найти своего клиента и заработать на нем, страховая компания предлагает индивидуальные условия и дополнительные услуги.
Чтобы не переплачивать при оформлении страховки ОСАГО, нужно пересмотреть внимательно закон и не переплачивать за дополнительные услуги, предлагаемые компанией.
Например, компания может предлагать вместе с полисом ОСАГО и страховку человека. Если перечитать закон, то можно увидеть, что ни в одном правовом акте не написано, что полис оформляется только при страховании жизни водителя.
При отказе в оформлении страховки необходимо ссылаться на закон 15.31.1 РФ. Здесь написано, что сотрудники не имеют право вам отказать. Этой статьей предусмотрен еще и штраф в размере 50000 рублей, в случае необоснованного отказа сотрудников компании от выполнения данной процедуры.
Пожаловаться на страховую компанию можно на сайте Банка России.
Чтобы еще избежать переплаты за полис необходимо проверить следующее:
- свой действующий статус РСА в АИС;
- пересчитать стоимость страховки до посещения авто гражданки.
Зная все нюансы можно быть уверенным, что не придется переплачивать за дополнительные ненужные услуги.
Влияет ли безаварийная езда на стоимость страхования?
Количество аварий учитывается страховой компанией за расчетный период. Если вы ни разу не попали в аварию, то расчетный коэффициент КБМ равен 0,5. Повышенный коэффициент можно заработать если вас призвали виновным в ДТП.
Чем больше ДТП, тем выше стоимость страховки.
Если машиной управляет несколько людей и количество аварий велико, то выгодно заключать договор страхования без ограничений. Здесь стаж водителя будет учитываться без ДТП только владельца.
Полис ОСАГО — это необходимое страхование, которое защищает вас от непредвиденных затрат, в случае если вы стали виновником ДТП. Если виновником аварии стали двое водителей, то возмещается ущерб обоим.
Аккуратный водитель не попадает в ДТП и экономит на страховке.
Менеджеры страховщика определяют опыт вождения на основании предоставленных документов, лицами, которые допускаются к вождению автомобиля по заключаемому договору ОСАГО. Как узнать общее время управления авто?
Для страховки ОСАГО удостоверение на право управления авто позволяет определить беспрерывное время обладанием права на вождение тем или иным видом транспорта:
- при предоставлении новых прав – отсчёт время управления производят от даты их выдачи;
- одновременно с заменой прав проставляется отметка во вновь оформленном документе разрешённой категории и начала управления транспортом по ней;
- приобретение права управления транспортным средством дополнительной категорией – внесением в раздел 14 прав отметки о дате получения.
Общий срок управления автомобиля определяется периодом, который начинается на следующий день после получения первых прав до дня обращения к страховикам по вопросу оформления полиса.
Следует отметить, что расчёт проводят на основании зафиксированной правами информацией не зависимо от фактического управления автомобилем на протяжении этого времени (меньше трёх и более лет).
В соответствии со статьёй 3.8. КоАП РФ лишение специального права, в данном случае управления автотранспортом, предусмотрено при случаях систематических, грубых нарушений административного порядка его применения или уклонение от иной административной ответственности. Как восстановить права? Восстанавливается право управления предусмотренным законом порядке.
Вместе с тем, законом не предусмотрено прерывания стажа водителя, части оформления полисов ОСАГО. Он исчисляется с момента получения прав до времени обращения к страховщику.