Можно ли ездить на липучке летом по закону
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли ездить на липучке летом по закону». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Самым неприятным последствием эксплуатации липучек летом является заметное снижение устойчивости автомобиля на дороге. Мягкая резина на разогретой трассе «плывет». Это ведет к сносу автомобиля при прохождении поворотов на скорости. Значительно возрастает риск попасть в ДТП. Нарушение управляемости особенно сильно заметно на загородной трассе на больших скоростях.
Водители свидетельствуют о том, что отзывчивость автомобиля на повороты руля сильно снижается. Машина реагирует на действия водителя с определенной задержкой, что делает управление небезопасным.
Липучки летом: можно ли на них ездить в теплое время года?
Так уж повелось в нашей стране, что средний автовладелец больше ориентируется не на собственную безопасность или какую-то там экономическую целесообразность, а на закон и штрафы, которые им предписаны. Каждый второй, например, пристегивается ремнем безопасности лишь потому, что за это предусмотрен штраф. Притормаживает перед постом ГАИ лишь потому, что за превышение скорости тоже есть штраф. И так далее.
Если бы в нашей стране был предусмотрен штраф за езду на зимней резине летом, то указанные выше статистические данные были бы гораздо скромнее. Однако, по крайней мере, на момент подготовки этого материала, подобного наказания закон не предусматривает. Штраф есть за езду на летней резине зимой. А наоборот – нет.
Зачем же тогда вообще покупать второй комплект не таких уж дешевых шин, если даже закон не заставляет это делать?
Одна из самых заметных проблем эксплуатации зимней резины в летнюю пору – ускоренный износ. Заметная она не потому, что влияет на безопасность дорожного движения, а потому, что непосредственно бьет по карману автовладельца. При хороших пробегах даже добротного комплекта зимних покрышек не хватит, чтобы отъездить на них хотя бы одно жаркое лето. Почему?
Весь секрет любых зимних шин заключается в том, из какого материала они изготовлены. По сравнению с летними покрышками, предназначенные для зимы – более мягкие. Кроме того, чем выше температура окружающей среды и дорожного покрытия, тем мягче они становятся. Сделано это для того, чтобы зимой при отрицательных температурах резина не «дубела», и не превращала автомобиль в «корову на льду».
Поскольку летом температура во многих регионах нашей страны достигает достаточно высоких отметок выше нуля, зимняя резина размягчается до такой степени, что просто истирается о дорожное покрытие даже при спокойной езде. Если же машина водится агрессивно – с резкими стартами с пробуксовкой и экстренными торможениями – то резина буквально кусками отваливается от покрышек.
Ситуация еще больше усугубляется при скоростном движении. Чем выше скорость, тем шины сильнее разогреваются из-за трения о дорожное покрытие. Зимняя резина в принципе не предназначена для большой скорости, а при высоких температурах и подавно.
Однако, несмотря на все вышесказанное, есть несколько ситуаций (как и было обещано ранее), когда летом зимняя резина изнашивается настолько несущественно, что к следующей зиме выглядит, как новая. Вот ряд таких ситуаций:
- Автомобиль эксплуатируется в регионах, где даже в летнее время не бывает жары.
- Автомобиль ездит преимущественно по грунтовым дорогам без твердого и раскаленного дорожного покрытия.
- Автомобиль в принципе не ездит быстро (неопытный или не торопящийся водитель, негде разогнаться и так далее).
- Автомобиль за все лето проезжает крайне небольшие расстояния.
Вот в этих ситуациях иметь два комплекта резины – зимней и летней – совсем необязательно. Более того, это экономически нецелесообразно. Во всех остальных случаях вас ждет ускоренный износ покрышек и покупка нового комплекта с наступлением следующей зимы. А так, если не гробить зимние шины летом, то на них можно откатать не один год. Зимой нагрузка на резину крайне незначительная.
В соответствии с поправками к ПДД, подготовленными МВД, которые вступят в силу с начала лета 2021 года, эксплуатация шипованных зимних покрышек будет полностью запрещена с июня по август, а летних – с декабря по февраль. В зависимости от климатических особенностей, региональные власти смогут скорректировать сроки действия ограничений. За нарушение правил эксплуатации транспортных средств водителей начнут штрафовать по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ – на 500 рублей. В законе есть интересная лазейка – оштрафовать часть водителей за применение шин не по сезону будет невозможно. И речь не о всесезонных шинах.
Автомобильные шины принято делить на три типа по сезонности использования – летние, зимние и так называемые всесезонные. Последние позволяют перемещаться по дорогам в любое время года без опасности словить штраф, правда, их характеристики оставляют желать лучшего – такие изделия не блещут сцепными свойствами ни зимой, ни летом. Иное дело – специализированные летние и зимние шины, заточенные под конкретные условия эксплуатации.
Во избежание недоразумений, сразу подчеркнём: мы ни в коем случае не призываем эксплуатировать зимние фрикционные шины летом. Это чрезвычайно мягкие покрышки со специальным, зимним рисунком, созданные для езды по снегу и льду, а не по горячему летнему асфальту. Тем не менее, их использование летом возможно и оправданно при одном важном условии – сильном износе протектора.
Ещё раз подчеркнём, что ни в коем случае не призываем эксплуатировать зимние фрикционные покрышки летом. Докатывать их можно лишь при строгом соблюдении ПДД и должных навыках в управлении автомобилем. Оставаться на «зиме» рекомендуется лишь непродолжительное время, за которое можно подкопить средства на новые покрышки. И вот почему:
-
зимние шины имеют относительно плохое сцепление с асфальтом;
-
такие покрышки увеличивают тормозной путь и ухудшают управляемость в летний период;
-
протектор зимних шин не может выводить из пятна контакта большое количество воды – эффект аквапланирования наступает раньше;
-
фрикционные шины летом быстро изнашиваются.
Придраться к зимним шинам летом можно в единственном случае – если у вас шипованные шины (достаточно наличия всего одного шипа). С зимней и летней глубиной протектора проблем быть также не должно. Согласно тексту Техрегламента, эксплуатация невозможна, когда «остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри неё, а также маркированных знаками «M+S», «M&S», «M S» (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм». Ключевом момент – «на указанном покрытии»: в летний период эксплуатация шин возможна до летнего маркера или остаточной высоты протектора в 1,6 мм. Что до шипованных покрышек, шины, утратившие шипы, перестают быть шипованными шинами. Как говорится, пассатижи вам в помощь!
Именно так правильно называется липучка, за то, что она обладает повышенными фрикционными свойствами и способностью обеспечить высокое сцепление колеса с опорной поверхностью (укатанный снег, лёд) в зимнее время.
Как Вы понимаете, данный тип резины предназначен для эксплуатации зимой. А как мы знаем, зимние покрышки изготовлены из более мягкой резины, такой чтобы она не «дубела» на морозе. Шина в большинстве своём имеет направленный рисунок с глубокими канавками, чтобы максимально эффективно выдавливать снег и снежную кашу из пятна контакта колеса с дорогой.
Данные шины просто идеально подходят для эксплуатации зимой, автовладельцами проживающими в мегаполисах, где дороги в основном чистятся до асфальта, а лёд и снег можно найти только во дворе, да и то не в каждом.
Все липучки подразделяется на два основных типа – это автомобильные покрышки со скандинавским и европейским протектором. Такие наименования вовсе не означают, в какой стране производится продукция, они как бы устанавливают, для какого климата автопокрышки предназначены. Также это разделение не определяет конкретного производителя, например, резина Бриджстоун может быть и одного, и другого типа (только разные модели).
Летом фрикционные шины, рассчитанные на эксплуатацию в температурном интервале от ‑40 до +8 градусов просто «плывут». Это значит, что резина даже при +20 становиться излишне мягкой. А если на улице светит солнце, которое нагревает асфальт до +60, добавим сюда продолжительное движение с высокой скоростью – это накинет ещё градусов 10. Итого, получим все +70. Как Вам такая математика?
Фрикционная шина – это зимняя авторезина, предназначенная для езды по заснеженным, ледяным дорогам, не оснащается шипами, имеет глубокий протектор, обладает отличными сцепными свойствами за счет мягкости материала, хорошо из пятна контакта отводит воду. Еще одна отличительная особенность покрышки – наличие множества поперечных, достаточно тонких глубоких ламелей. Наиболее оптимальное применение авторезины:
- мокрая трасса при температурах, близких к нулю, «фрикционка» благодаря большому количеству микропор превосходно отводит водяную пленку;
- снежное покрытие, где важно не столько наличие шипов, сколько высота протектора;
- ледяная дорога, липучка обладает преимуществами перед шипованными автопокрышками в морозную погоду (при температуре ниже -20ºC), так как в мороз шипы уже не «пробивают» лед, и нет хорошего сцепления.
Фрикционные покрышки как раньше, так и в 2021 году популярны в европейских странах, отлично подходят для мягких зим, не сильно шумят по дорогам и не портят асфальтовое покрытие. Для суровых холодов с обилием снега, разумеется, лучше использовать «шиповку», она обеспечивает безопасное движение на дорогах средней полосы России и в условиях Крайнего Севера.
Езда на «липучке» летом — плюсы и минусы
Для экономии владельцы авто стараются «отделаться» одним комплектом резины, не переобувают машину в межсезонье. Такие водители, особенно в регионах с мягким климатом, предпочитают ездить на зимней липучке, эксплуатируют ее круглогодично. Почему нельзя ездить на липучке летом? В российском законодательстве уже дважды рассматривали законопроект о введении штрафов за эксплуатацию автомобиля на летних покрышках, но закон не вступил в действие. Еще хочется отметить, что запрет касался только шипованных автошин, использовать «фрикционки» летом никто и никогда законодательно, официально не запрещал.
Если подойти к этому вопросу с точки зрения безопасности, ездить летом на любой зимней резине нельзя:
- присутствует большой риск попасть в аварию в случае экстремальной ситуации, особенно сильно заносит машину на поворотах в дождь;
- отзывчивость автомобиля с установленными липучками в теплую погоду заметно снижается, увеличивается тормозной путь;
- происходит интенсивный износ автошин.
Интересно, что в нем не указано, при каких температурах нужно менять зимнюю резину на летнюю. Однако, там прописано, что на летних шинах можно ездить с июня по август, то есть, в летние месяцы. За использование липучки летом существует штраф – 500 р.
В разных регионах разные погодные условия, но традиционно резину меняют в марте или в другой месяц, когда в регионе наступает оттепель. Получается, по закону можно ездить на «липучке» не только зимой, но и вплоть до июля. Но безопасно ли это?
Именно так правильно называется липучка, за то, что она обладает повышенными фрикционными свойствами и способностью обеспечить высокое сцепление колеса с опорной поверхностью (укатанный снег, лёд) в зимнее время.
Как Вы понимаете, данный тип резины предназначен для эксплуатации зимой. А как мы знаем, зимние покрышки изготовлены из более мягкой резины, такой чтобы она не «дубела» на морозе. Шина в большинстве своём имеет направленный рисунок с глубокими канавками, чтобы максимально эффективно выдавливать снег и снежную кашу из пятна контакта колеса с дорогой.
Данные шины просто идеально подходят для эксплуатации зимой, автовладельцами проживающими в мегаполисах, где дороги в основном чистятся до асфальта, а лёд и снег можно найти только во дворе, да и то не в каждом.
НУ а теперь давайте поговорим о составах шин, почему зимние, не желательно использовать летом?
Не смотря на то что и «липучка», и летние варианты могут быть похожи – ЭТО НЕ ОДНО И ТОЖЕ.
Все дело в различной технологии их изготовления.
Летняя шина – должна противостоять высоким температурам, горячему асфальту (иногда он разогревается до + 60 градусов) и т.д. Поэтому ее делают с добавками, которые не дают ей быть слишком мягкой (если постараетесь ее промять поймете что при плюсовых температурах летние варианты — ЖЕСТКИЕ).
Можно ли ездить летом на липучке и на сколько это безопасно?
- Как выбрать литые диски
- Давление в шинах и расход топлива. Есть ли влияние и взаимосвязь…
- Давление в шинах. Какое должно быть? Подробно + видео версия
Что будет, если пренебречь запретом
Самым неприятным последствием эксплуатации липучек летом является заметное снижение устойчивости автомобиля на дороге. Мягкая резина на разогретой трассе «плывет». Это ведет к сносу автомобиля при прохождении поворотов на скорости. Значительно возрастает риск попасть в ДТП. Нарушение управляемости особенно сильно заметно на загородной трассе на больших скоростях.
Водители свидетельствуют о том, что отзывчивость автомобиля на повороты руля сильно снижается. Машина реагирует на действия водителя с определенной задержкой, что делает управление небезопасным.
Другая проблема заключается в увеличении тормозного пути. Чем сильнее разогрето дорожное покрытие, тем он длиннее. Это объясняется тем, что липучки при летних температурах становятся слишком мягкими.
Любителям экономить на летней резине нужно задуматься об экономии на топливе. Можно ездитьи на липучках, но придется больше платить за топливо. Статистика показывает, что такая эксплуатация к перерасходу бензина. В среднем, расход на 100 км возрастает на 1,5 — 2 литра. Итого за лето придется переплатить примерно 10 000 рублей., а это как раз стоимость неплохих летних покрышек.
Наконец, липучки летом очень быстро изнашиваются и имеют склонность к аквапланированию. Если на мокрой дороге они ведут себя как обычные покрышки, то при попадании в лужу мгновенно утрачивают связь с дорожным покрытием и делают машину неуправляемой. Чем выше скорость, тем больше риск попасть в аварию.
Выводы
Согласно всем отзывам собственников авто, а также рекомендациям производителей авторезины, эксплуатировать автомобиль с фрикционными покрышками летом крайне не рекомендуется, особенно не стоит экономить на шинах начинающим водителям. Если вы все-таки решили не менять «фрикционки» и ездить на них круглый год, стоит прислушаться к советам бывалых автомобилистов:
- держать скорость не свыше 100-120 км/ч;
- особенно аккуратно водить авто в мокрую, но теплую погоду;
- не применять экстренных торможений;
- снижать скорость при вхождении в поворот;
- не доводить протектор до высокой степени износа, лучше заранее поменять автошины;
- постоянно осматривать колеса на предмет появление грыж.
Аккуратная эксплуатация авто, регулярная диагностика и своевременное техобслуживание – залог вашей безопасности, об этом забывать не нужно. Соблюдайте все правила, будьте аккуратны, и удачи вам на дорогах!
Видео:
Ограничения в средствах и нежелание постоянно «переобуваться» заставляет порой автовладельцев ездить на зимних автошинах летом, и таких водителей в целом найдется достаточно много. Об эксплуатации липучек в теплый сезон собственники машин оставляют отзывы, интересно узнать, что они говорят по этому поводу.
Николай, автомобиль – Dodge Caravan. По воле случая мне пришлось в августе поездить на зимних шинах, проехать около семь с половиной тысяч километров. Машина была не моя, я ее арендовал, разумеется, колеса не менял. Выявил следующие минусы:
- чем жарче погода, тем сильнее свистят колеса на повороте, писк стоит просто жуткий;
- при сухой погоде тормозной путь увеличен от нормы метров примерно на шесть, а в дождливую погоду – на все 10-12;
- при езде свыше 120 км в час машина кренится, плавает по дороге, только и смотришь, как бы не выскочила из колеи в какую-нибудь сторону. Было страшновато, приходилось сбавлять скорость;
- при спуске и подъеме по гравию и песку авто неплохо гребет, даже понравилось.
Других «сюрпризов» вроде бы не было, вердикт – держите скорость не выше 100, не обгоняйте без надобности, соблюдайте дистанцию, и все будет о’кей.
Сергей, авто – Ford Escort. Свою первую машину покупал на зимней резине, уже начиналась весна, а заменить шины времени не было. О замене вспомнил лишь в 30-градусную жару, но денег нашел только на 2 колеса. Бывалые водители посоветовали поставить летние покрышки на переднюю ось, на «задке» так и осталась «зима». На «Эскорте» гидроусилителя не было, разницу в усилии на руль ощутил сразу. На месте колеса поворачивались туго, зато в движении, наоборот, легче. Машина стала вилять по дороге только так, а на гравийном участке чуть совсем не развернулся. Также сзади слышал сильный шум, и не знаю, насколько с этим связано, но пару раз поменял задние ступичные подшипники.
На следующий год докупил еще пару летних шин, все описанные симптомы исчезли. Считаю, что любой нормальный автомобилист должен иметь как минимум два комплекта колес для обоих сезонов, и было бы неплохо, если бы шины были в сборе с дисками.
Владимир, машина – Toyota Crown. Эксплуатировал Bridgestone Revo2 почти два года без замены колес, после пришлось «переобуться». Летом покрышки горят сильно, даже замечаешь запах паленой резины. Разгонялся до 150, по жаре протектор жрет ну очень сильно, а в поворотах автомобиль заваливается. Поменял резину по причине вылезания корда, проехал на ней около 30 тыс. километров. Теперь летом буду ставить летние шины, а зимой – зимние, больше липучку покупать не буду.
Олег, автомобиль – Honda Accord. Езжу на липучке второй год, ближе к лету динамика разгона заметно снижается. Гонять на такой авторезине, естественно, не пробовал (не хочу экстрима), но плюсы у «липы» все же есть – этот тихий ход, машина однозначно едет мягче.
Первое, и очевиднейшее отличие фрикционных шин от шипованных – это, разумеется, отсутствие шипов. Однако это не единственная характеристика, которая разнится в их свойствах. Отсутствие шипов у фрикционной покрышки компенсируется другими особенностями: прежде всего это более мягкий состав резиновой смеси и наличие большого количества тонких и глубоких поперечных ламелей.
Чтобы разобраться, что нам говорит закон, нужно обратиться к двум документам (я смотрю сейчас в июне 2018 года, использую программу «КОНСУЛЬТАНТ +»):
Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятому решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877
В нем черным по белому описано, ПРИЛОЖЕНИЕ N8, пункт 5.5
5.5. Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).
Запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения в зимний период (декабрь, январь, февраль). Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства.
Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств — членов Таможенного союза.
Еще один пункт
5.6. Шина считается непригодной к эксплуатации при:
…
5.6.3. Остаточной глубине рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками «М+S», «M&S», «M S» (при отсутствии индикаторов износа) во время эксплуатации на указанном покрытии — не более 4,0 мм;
ПОДВОДИМ КРАТКИЙ ИТОГ – Пункт 5.5 (техрегламента) запрещает использованием ТОЛЬКО шины с шипами противоскольжения в летний период. ПРО ЛИПУЧКУ ничего не указано!
Если до такого дойдет. Ситуация такая — вас остановил сотрудник ГИБДД и придрался к вам из-за ваших фрикционных шин (типа это зима использовать нельзя).
Постарается вам вменить нарушение согласно «Кодексу об административных правонарушениях РФ»:
СТАТЬЯ 12.5 ч.1
Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 — 7 настоящей статьи, —
(в ред. Федеральных законов от 22.07.2005 N 120-ФЗ, от 10.07.2012 N 116-ФЗ)
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Как бы штраф в 500 рублей!
Нужно еще прочитать Основные положения, на которые ссылается это статья:
Пункт 5.1.
Остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не более:
для транспортных средств категорий L — 0,8 мм;
для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 — 1 мм;
для транспортных средств категорий M1, N1, O1, O2 — 1,6 мм;
для транспортных средств категорий M2, M3 — 2 мм.
Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками «M+S», «M&S», «M S» (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм.
(п. 5.1 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.07.2013 N 588)
Примечание. Обозначение категории транспортного средства в настоящем пункте установлено в соответствии с приложением N 1 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятому решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877.
(примечание в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2017 N 832)
Здесь нам нужно примечание. Оно ссылается на «ТЕХРЕГЛАМЕНТ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА»! ТО есть все, что описано в этом регламенте, работает для статьи 12.5 ч.1
НО В РЕГЛАМЕНТЕ НЕТ НИ СЛОВА, НЕ ПОЛСЛОВА, О ЛИПУЧКЕ! Так черным по белому описана шипованная резина (что летом не ней ездить НЕЛЬЗЯ). А вот про фрикционные шины – ТИШИНА!
НУ а теперь давайте поговорим о составах шин, почему зимние, не желательно использовать летом?
Не смотря на то что и «липучка», и летние варианты могут быть похожи – ЭТО НЕ ОДНО И ТОЖЕ.
Все дело в различной технологии их изготовления.
Летняя шина – должна противостоять высоким температурам, горячему асфальту (иногда он разогревается до + 60 градусов) и т.д. Поэтому ее делают с добавками, которые не дают ей быть слишком мягкой (если постараетесь ее промять поймете что при плюсовых температурах летние варианты — ЖЕСТКИЕ).
Что же получается — что на ЛИПУЧКЕ ездить можно? ДА, по закону никто не может вам это запретить. НО стоит ли? ЛИЧНО Я СЧИТАЮ — ЧТО НЕТ:
- Фрикционная шина все же очень мягкая, а летом, в жару, она изнашивается в разы больше. Где-то читал, что в 3-5 раз быстрее. То есть, срок службы такой резины максимум два летних сезона, не больше
- Цена. Она стоит примерно на 30% дороже, чем новый летний вариант. А стоит ли вообще брать липу (это если вы вдруг покупаете новую)
- Дорогу, высокие скорости, повороты летом она держит плохо. Тормозной путь увеличивается. Вообще на ней опасно ездить в жару
- Аквапланирование. В сильный дождь она не способна обводить много влаги (то есть будет «нести» как на коньках). Максимум она способна на то, чтобы отводить не так много воды из снежной каши.
То есть здравый смысл говорит – берегите себя и своих близких, подумайте о безопасности, ЛЕТОМ – ТОЛЬКО ЛЕТНЯЯ РЕЗИНА!
Сейчас видео версия смотрим.
Именно так правильно называется липучка, за то, что она обладает повышенными фрикционными свойствами и способностью обеспечить высокое сцепление колеса с опорной поверхностью (укатанный снег, лёд) в зимнее время.
Как Вы понимаете, данный тип резины предназначен для эксплуатации зимой. А как мы знаем, зимние покрышки изготовлены из более мягкой резины, такой чтобы она не «дубела» на морозе. Шина в большинстве своём имеет направленный рисунок с глубокими канавками, чтобы максимально эффективно выдавливать снег и снежную кашу из пятна контакта колеса с дорогой.
Данные шины просто идеально подходят для эксплуатации зимой, автовладельцами проживающими в мегаполисах, где дороги в основном чистятся до асфальта, а лёд и снег можно найти только во дворе, да и то не в каждом.
Штраф за зимнюю резину летом: сумма, сроки и все нюансы
Нешипованные «липкие» колеса изготавливаются из мягкой резины, имеют разветвленную сеть бороздок на протекторе. Вода с дорожного покрытия распределяется по ламелям и «впитывается».
Увеличивается трение между колесом и поверхностью, автомобиль «прилипает» к дороге.
По результатам тестирования обоих вариантов, которое проводилось в сложных условиях, средний тормозной путь авто с липучкой на 15-17% меньше шипованных машин.
Тормозной путь зависит от температуры, дорожных условий, состояния льда. Автомобиль проходит одинаковое расстояние от нажатия педали тормоза до полной остановки на шипах или липучке при -15°С. При понижении температуры целесообразно надевать «мягкую», повышении – ошипованную резину.
Липучка подходит для шершавого льда, потому что ламели цепляются за неровное покрытие. На гладком ледяном поле более устойчивым будет автомобиль с шипами. Если солнце растопило поверхность, также эффективнее окажутся шипованные покрышки. При снижении температуры до -20°С тормозной путь машины на шипах на 20% длиннее липучки.
Поэтому во время сильных холодов лучше использовать «мягкую» резину.
В диапазоне от -5°С до 0°С тормозной путь машины на шипах будет короче. Талая вода приводит к скольжению липучки. Чем больше воды, тем хуже сцепление колес. На лужах снижается эффективность любой резины.
Но шипованные покрышки лучше подходят для скользких поверхностей.
При выборе шин прежде всего следует учитывать климатическую зону региона проживания. На промороженных дорогах, во время суровых зим лучше использовать липучку.
Шипы больше подходят для мягкого климата, оттепелей и гололеда.
Стандартное условие для смены резины – снижение среднесуточной температуры ниже 3°С. Следует учитывать разницу между городом и пригородом. На городских улицах может быть сухо, а в сельской местности дороги покрыты гололедом. Поэтому смена необходима, если дневная температура не превышает 3°С. Мягкая зимняя резина теряет эффективность при 10°С и выше.
Увеличивается тормозной путь, повышается вероятность аварий, снижается комфортность поездок. Оптимальный период для замены – с середины октября до 15-20 ноября. Первый «звонок» – выпавший снег или заморозки. Как правило, машина должна быть подготовлена до появления снежного или ледяного покрытия на дороге.
Если ожидается резкая смена температур, а автомобиль интенсивно используется, липучку ставят при 9°С. В таких случаях необходимо избегать резких маневров, выбирать щадящий скоростной режим, соблюдать увеличенную дистанцию.
Если авто используется нерегулярно, оптимальная температура для замены – 0°С.
Чтобы не попасть в аварии, можно пользоваться общественным транспортом и дождаться благоприятных погодных условий.
Покрышки должны иметь маркировку «М+S», «M&S» или «M S», определенный рисунок протектора. Требования относятся к легковым автомобилям категории B и грузовым машинам. Сроки обязательного использования зимней резины могут быть увеличены региональными постановлениями.
Разница между шипами и липучкой заключается в разрешенном периоде эксплуатации. Ошипованные модели используются только с сентября по май. Покрышки без шипов можно эксплуатировать круглый год.
Необходимо переобуваться с летней резины без маркировки на зимнюю в период сентябрь-ноябрь.
По закону владелец машины обязан с начала июня до конца августа ездить на летней резине
Многие автовладельцы до сих пор уверенны, что эксплуатация липучки летом – это норма. Так оно и было до недавнего времени. Ранее запрещалось использование зимних шипованных шин в теплое время года.
Однако про другие виды зимней резины ничего указано не было. В 2016 году вступил в силу закон о запрете эксплуатации автомобиля с зимней резиной, то есть ту самую липучку тоже запретили.
В законе не указано, при какой температуре следует менять покрышки, но зато там указана другая важная информация.
Важно! По закону владелец машины обязан с начала июня до конца августа ездить на летней резине.
Чаще всего россияне меняют зимнюю резину на летнюю примерно в середине или в конце марта. Здесь правительство решило дать больше полномочий субъектам РФсамостоятельно устанавливать эти сроки, так как в каждом регионе может быть разная погода.
Фрикционная шина – это зимняя авторезина, предназначенная для езды по заснеженным, ледяным дорогам, не оснащается шипами, имеет глубокий протектор, обладает отличными сцепными свойствами за счет мягкости материала, хорошо из пятна контакта отводит воду. Еще одна отличительная особенность покрышки – наличие множества поперечных, достаточно тонких глубоких ламелей. Наиболее оптимальное применение авторезины:
- мокрая трасса при температурах, близких к нулю, «фрикционка» благодаря большому количеству микропор превосходно отводит водяную пленку;
- снежное покрытие, где важно не столько наличие шипов, сколько высота протектора;
- ледяная дорога, липучка обладает преимуществами перед шипованными автопокрышками в морозную погоду (при температуре ниже -20ºC), так как в мороз шипы уже не «пробивают» лед, и нет хорошего сцепления.
Ограничения в средствах и нежелание постоянно «переобуваться» заставляет порой автовладельцев ездить на зимних автошинах летом, и таких водителей в целом найдется достаточно много. Об эксплуатации липучек в теплый сезон собственники машин оставляют отзывы, интересно узнать, что они говорят по этому поводу.
Николай, автомобиль – Dodge Caravan. По воле случая мне пришлось в августе поездить на зимних шинах, проехать около семь с половиной тысяч километров. Машина была не моя, я ее арендовал, разумеется, колеса не менял. Выявил следующие минусы:
- чем жарче погода, тем сильнее свистят колеса на повороте, писк стоит просто жуткий;
- при сухой погоде тормозной путь увеличен от нормы метров примерно на шесть, а в дождливую погоду – на все 10-12;
- при езде свыше 120 км в час машина кренится, плавает по дороге, только и смотришь, как бы не выскочила из колеи в какую-нибудь сторону. Было страшновато, приходилось сбавлять скорость;
- при спуске и подъеме по гравию и песку авто неплохо гребет, даже понравилось.
Существуют только три вида зимней резины: шипованная, не шипованная с элементами стекловолокна и не шипованная фрикционная. Сказать однозначно, какая лучше, а какая хуже – невозможно. В европейских странах, где зимы мягкие и влажные, предпочтение отдают липучке. От нее и шума нет, и асфальт она не портит. Но в России зимы, по-настоящему суровые, снежные и с гололедом.
Так что же лучше: липучка или шипованная резина?
Прежде всего, это зависит от региона проживания и его температурного режима. А так же, какая зима в этом году: сухая, влажная, заснеженная или с гололедом. Самое главное в выборе зимней шины заключается в обеспечение наибольшего сцепления.
Важно
Шипы, безусловно, обеспечивают предсказуемость движению автомобиля на заснеженных дорогах с ледяными накатанными колеями.
Если приходится много ездить за городом по нечищеным дорогам, то лучше поставить шипованную покрышку. Липучка хорошо подойдет для езды в больших городах по очищенным дорогам.
имеет отличное сцепление, в том числе на большом морозе | удлиненный тормозной путь |
бесшумная | слабая проходимость через глубокий снег |
расход топлива, как на летней резине | плохая управляемость машиной на обледенелой дороге, а так же при оттепели |
срок службы 4-5 сезонов | — |
Теперь определенно понятно, чем отличается шипованная резина от липучки.
Небольшое напоминание: наличие шипов предусматривает обязательную наклейку на заднее стекло треугольного знака с красной каймой и буквой «Ш» на белом фоне. Это предупреждение о том, что тормозной путь у этой машины короткий, и что в лобовое стекло следующему за ней автомобилю может прилететь «камушек» или вылетевший шип. Поэтому, стоит держать определенную дистанцию.
Для резины липучки никакой специальный знак наклеивать не нужно.
Нужен ли знак Шипы, если резина липучка, думаю, объяснять излишне. Если нет шипов, то и нет знака. А вот отсутствие знака Шипы при шипованной шине, влечет за собой штраф 500 рублей и недопонимание страховой компании.
А если резина липучка, нужна ли соответствующая наклейка? Ведь с такой резиной тормозной путь тоже сокращен. А при очень низких температурах даже короче, чем с шипами. Ответ простой – никакой наклейки не надо.
Пока что для липучки знак еще не придуман.
Можно ли ездить на липучке летом? Теперь однозначно нет
Рад вновь видеть Вас на страницах моего сайта, дорогие читатели. Сегодня хотел расставить точки над и, в одной животрепещущей теме.
Как показывает практика, есть 2 основные темы, на которые можно долго дискутировать, это: выбор моторного масла и резины для автомобиля. И на первую и на вторую, на моём блоге написана далеко не одна статья.
Сегодня хотел бы обсудить проблему, которая волнует многих «особо» экономных водителей: можно ли ездить летом на липучке?
Фрикционная шина – это зимняя авторезина, предназначенная для езды по заснеженным, ледяным дорогам, не оснащается шипами, имеет глубокий протектор, обладает отличными сцепными свойствами за счет мягкости материала, хорошо из пятна контакта отводит воду. Еще одна отличительная особенность покрышки – наличие множества поперечных, достаточно тонких глубоких ламелей. Наиболее оптимальное применение авторезины:
- мокрая трасса при температурах, близких к нулю, «фрикционка» благодаря большому количеству микропор превосходно отводит водяную пленку;
- снежное покрытие, где важно не столько наличие шипов, сколько высота протектора;
- ледяная дорога, липучка обладает преимуществами перед шипованными автопокрышками в морозную погоду (при температуре ниже -20ºC), так как в мороз шипы уже не «пробивают» лед, и нет хорошего сцепления.
Фрикционные покрышки как раньше, так и в 2019 году популярны в европейских странах, отлично подходят для мягких зим, не сильно шумят по дорогам и не портят асфальтовое покрытие. Для суровых холодов с обилием снега, разумеется, лучше использовать «шиповку», она обеспечивает безопасное движение на дорогах средней полосы России и в условиях Крайнего Севера.
Преимущества | Недостатки |
---|---|
замечательное сцепление с дорогой | шумность |
нет заноса машины на поворотах | большой расход топлива |
наименьший тормозной путь | выпадание шипов |
лучше развивается скорость на скользкой дороге | бесполезность шипов на чистой мокрой дороге |
хорошая проходимость через глубокий снег | срок эксплуатации 2-3 сезона |
Преимущества | Недостатки |
---|---|
имеет отличное сцепление, в том числе на большом морозе | удлиненный тормозной путь |
бесшумная | слабая проходимость через глубокий снег |
расход топлива, как на летней резине | плохая управляемость машиной на обледенелой дороге, а так же при оттепели |
срок службы 4-5 сезонов | — |
Теперь определенно понятно, чем отличается шипованная резина от липучки. Небольшое напоминание: наличие шипов предусматривает обязательную наклейку на заднее стекло треугольного знака с красной каймой и буквой «Ш» на белом фоне. Это предупреждение о том, что тормозной путь у этой машины короткий, и что в лобовое стекло следующему за ней автомобилю может прилететь «камушек» или вылетевший шип. Поэтому, стоит держать определенную дистанцию.
Для резины липучки никакой специальный знак наклеивать не нужно.
Нужен ли знак Шипы, если резина липучка, думаю, объяснять излишне. Если нет шипов, то и нет знака. А вот отсутствие знака Шипы при шипованной шине, влечет за собой штраф 500 рублей и недопонимание страховой компании. А если резина липучка, нужна ли соответствующая наклейка? Ведь с такой резиной тормозной путь тоже сокращен. А при очень низких температурах даже короче, чем с шипами. Ответ простой – никакой наклейки не надо. Пока что для липучки знак еще не придуман.
Многие могут задаться вопросом, а что будет, если ездить летом на зимней резине? В самом деле, это очень опасно, поскольку первое, с чем столкнется водитель – это с неустойчивостью машины. Липучка в жаркое время на дороге начинает “плыть”. Такая ситуация может привести к ДТП. Кроме того, рулевое управление тоже оставляет желать лучшего. Автомобиль реагирует на команды водителя с задержкой.
Но на этом недостатки не закончились. Если кто-то решит сэкономить на летней резине и поездить в теплое время года на зимней, то экономия выйдет весьма сомнительной. Зимняя резина летом быстрее изнашивается и расход топлива увеличивается примерно на 2 литра. Таким образом, получается высокое потребление топлива и приведение шин в негодность.
Последним недостатком является аквапланирование. Если на сухом асфальте зимняя резина ведет себя терпимо, то при наезде на лужу, сцепление с дорогой пропадает и происходит аквапланирование.
Исходя из вышеизложенного напрашивается вывод, что эксплуатация зимних покрышек летом – не самая лучшая идея. Некоторые автовладельцы не меняют шины по той причине, что летом хотят их просто “добить”, чтобы на следующий год купить уже новые. Но опять же, практика эта весьма небезопасная и риски слишком высоки.
Зимняя резина обладает некоторыми отличиями:
- Она более мягкая. Эта особенность в зимнее время года на обледенелых и заснеженных участках обеспечивает лучшее сцепление с дорогой, но уже на чистом асфальте эти характеристики занижены.
- Зимняя резина имеет особенный состав, при котором она на морозе не дубеет. Летняя резина более жесткая и на низких температурах теряет свою эластичность.
- Это сам рисунок. На липучке он выполнен в классическом стиле “ёлочки”, нарезок больше, и они глубже. Летняя резина имеет менее замысловатый рисунок.
Все липучки подразделяется на два основных типа – это автомобильные покрышки со скандинавским и европейским протектором. Такие наименования вовсе не означают, в какой стране производится продукция, они как бы устанавливают, для какого климата автопокрышки предназначены. Также это разделение не определяет конкретного производителя, например, резина Бриджстоун может быть и одного, и другого типа (только разные модели).
У летних шин рисунок протектора — с крупными гладкими «шашечками» и ярко выраженными широкими продольными канавками, которые служат для эффективного отвода воды из-под колеса в сырую погоду.
На зимние же покрышки наносится, как правило, тот или иной вариант «ёлочки» с диагональными канавками, идущими от центра к краю шины. «Шашечки» на зимних покрышках не гладкие, а испещренные множеством мелких зигзагообразных прорезей (так называемых ламелей). Подобный рисунок обеспечивает шинам хорошие сцепные свойства и управляемость на снегу, а также стабильность и устойчивость зимой на загородной трассе.
Зимние шины мягче, именно за счет этого качества они хорошо держат дорогу как в мороз, так и при легкой оттепели. Летние же — более жесткие, на морозе моментально «дубеют» и полностью теряют свои свойства.
Но летом излишняя мягкость покрышкам и не нужна: гораздо важнее грамотно рассчитанный под летние условия рисунок протектора и эффективный отвод воды. А вот с этим у зимних покрышек имеются проблемы.